9 июля 2012 года дело № 2-1934/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Фомина А.В.,
при секретаре Кит В.О.,
с участием: представителя истца – ст. помощника Анапского межрайонного прокурора Правилова А.В.,
представителя ответчика: ООО «Фея-3» - Боюр Ю.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Фея-3» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Анапский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Фея-3» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении, оборудовании и содержании объектов временного накопления отходов производства и потребления (контейнерных площадок), а также при содержании придомовых территорий в многоквартирном жилом фонде муниципального образования город-курорт Анапа. Проверкой выявлены существенные нарушения закона со стороны управляющей организации - ООО «Фея-3».
ООО «Фея-3» является управляющей организацией, на основании заключенных договоров осуществляет деятельность по обслуживанию и ремонту общего имущества следующих многоквартирных жилых домов на территории города-курорта Анапа:
-ул.Парковая,31
-ул.Родниковая, 2/1,2/2,2/3,2/4,2/5,2-а
Проверкой установлены многочисленные нарушения требования СанПиН 42-128-4690-88 при размещении, оборудовании и содержании следующих контейнерных площадок:
-ул.Парковая,31 -на прилегающей к двум контейнерным площадкам территории находится свалка бытовых, строительных и хозяйственных отходов (нарушение п.2.2.1,6.4. СанПиН 42-128-4690-88);
-ул.Родниковая, 2/1,2/2,2/3,2/4,2/5,2-а - контейнерная площадка требует ремонта, подъездные пути не благоустроены, на стенах бетонного ограждения осыпалась штукатурка, покраска, на площадке установлены не стандартные (разных размеров и высоты) емкости для сбора ТБО. На прилегающей к площадке территории находится свалка бытовых и хозяйственных отходов, крупногабаритного мусора, крупногабаритной упаковочной картонной тары (нарушение п.2.1.3, 2.2.1, 2.2.2, 6.4. СанПиН 42-128-4690-88)..
В соответствии со ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Вышеуказанные требования закона ООО «Фея-3» при размещении, оборудовании и содержании объектов временного накопления отходов производства я потребления (контейнерных площадок), а также при содержании придомовых территорий в многоквартирном жилом фонде муниципального образования город-курорт Анапа существенным образом нарушены, что является недопустимым.
Нарушение ООО «Фея-3» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении, оборудовании и содержании объектов временного накопления отходов производства и потребления нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга физических лиц на благоприятную экологическую среду, чистую почву, создает угрозу их здоровью, нарушает право указанных лиц на благоприятное проживание в экологически чистой обстановке, на обеспечение их безопасности, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты указанных интересов.
Осуществление ООО «Фея-3» деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, в связи проведенным мониторингом, было установлено, что нарушения законодательства об отходах производства и потребления частично устранены, а именно по ул. Парковой 31, в связи с чем, просил: обязать ответчика устранить оставшиеся нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отказавшись от требований по добровольно устраненным нарушениям.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что указанные нарушения имели место, осталось незначительные нарушения, которые находятся в стадии устранения.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ в состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Подпунктом «ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, установлено, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается управляющими организациями, которые несут ответственность в случае допущенных нарушений (п. 10,11,16,42 Правил).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (далее по тексту - Закона) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно ч.2 ст. 21 Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Нормами статьи 22 Закона, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (среды обитания) и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст.39 Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Указанными санитарными правилами являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные приказом Главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 №4690-88 (далее по тексту - СанПиН 42-128-4690-88).
Таким образом, расположенные на придомовых территориях в многоквартирном жилом фонде муниципального образования город-курорт Анапа контейнерные площадки являются объектами временного накопления отходов производства и потребления, входят в состав общего имущества многоквартирных домов. Размещение, оборудование и содержание указанных объектов должно соответствовать требованиям экологических, санитарных норм и правил, соблюдение которых законом возложено на соответствующие управляющие организации.
Проверкой установлены многочисленные нарушения требования СанПиН 42-128-4690-88 при размещении, оборудовании и содержании следующих контейнерных площадок
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В судебном заседании прокурор отказался от части иска, просил производство по делу прекратить в виду частичного устранения ответчиком выявленных в ходе проверки нарушений законодательства об отходах производства и потребления. В судебном заседании представлены документы, подтверждающие частичное устранение ответчиком нарушений.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против прекращения дела в данной части.
Отказ истца от иска не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, принят судом.
Последствия прекращения производство по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ представителю истца разъяснены.
В то же время, как было установлено в судебном заседании, по представленным ответчикам документам судом установлено, что часть нарушений не устранены.
Вышеуказанные требования закона ООО «Фея-3» при размещении, оборудовании и содержании объектов временного накопления отходов производства и потребления (контейнерных площадок), а также при содержании придомовых территорий в многоквартирном жилом фонде муниципального образования город-курорт Анапа существенным образом нарушены, что является недопустимым.
Нарушение ООО «Фея-з» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении, оборудовании и содержании объектов временного накопления отходов производства и потребления нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга физических лиц на благоприятную экологическую среду, чистую почву, создает угрозу их здоровью, нарушает право указанных лиц на благоприятное проживание в экологически чистой обстановке, на обеспечение их безопасности, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты указанных интересов.
Осуществление ООО «Фея-3» деятельности, последствия шторой непредсказуемы для окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Анапского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Фея-3» устранить в полном объеме допущенные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении, оборудовании и содержании объектов временного накопления отходов производства и потребления (контейнерных площадок), а также при содержании придомовых территорий в многоквартирном жилом фонде муниципального образования город-курорт Анапа, а именно: -ул.Родниковая, 2/1,2/2,2/3,2/4,2/5,2-а - произвести ремонт контейнерной площадки, благоустроить подъездные пути, установить стандартные контейнеры, ликвидировать свалку отходов и мусора на прилегающей к площадке территории.
В остальной части заявленных требований, принять частичный отказ истца от заявленных требований, производство по делу прекратить.
Решение суда подлежит немедленному исполнению, однако, может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда суд в течение 1 месяца через Анапский городской суд Краснодарского края.
Судья А.В. Фомин