Дело № 2-286/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2017 г. Унеча
Унечский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Поставневой Т.Н.,
при секретаре Марченко Г.В.,
с участием истца Солопеева А.Н., представителя истца адвоката Шук П.С., представителя ответчиков Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Унечский", Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области Ященко Л.В., специалиста- инспектора по особым поручениям отдела кадров Управления по работе с личным составом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области Голенок Г.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солопеева А.Н. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Унечский", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении в стаж времени участия в контртеррористических операциях, службы в армии, времени обучения в высшем учебном заведении, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Солопеев А.Н. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Унечский" о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении в стаж времени участия в контртеррористических операциях, службы в армии, времени обучения в высшем учебном заведении, назначении пенсии с 30 января 2017 года.
При этом ссылался на то, что являлся сотрудником Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Унечский" ( далее МО МВД России "Унечский") с 22 сентября 1997 года по 15 ноября 2013 года. 11 октября 2002 года был уволен из ОВД, а в сентябре 2003 года вновь поступил на службу, запись о повторном поступлении в трудовой книжке отсутствует, поэтому полагает, что непрерывно служил в органах внутренних дел 16 лет 1 месяц 23 дня.
Кроме этого просит включить для исчисления выслуги лет, дающей право на назначение пенсии период службы в армии 1 год 9 месяцев 12 дней, 2 года 4 месяца 11 дней –половину времени обучения в институте, что в календарном исчислении составляет 20 лет 3 месяца 16 дней. Кроме этого просит включить в льготном исчислении период выполнения контртеррористических операций -405 дней, так как являясь сотрудником МО МВД России "Унечский", был направлен в командировку в <адрес> для выполнения мероприятий по проведению контртеррористической операции в составе объединенной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона, где находился 180 суток. В силу действующего законодательства, а также Постановления Правительства от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» полагает, что время его участия в контртеррористических операциях должно быть зачтено в льготный стаж для начисления пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. В льготном исчислении выслуга лет составляет 20 лет 11 месяцев. Считает, что имеет право на получение пенсии по выслуге лет, просит назначить пенсию с 30 января 2017 года.
В последующем истец привлек в качестве соответчика Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области ( далее УМВД России по брянской области), при этом уточнил, что календарная выслуга составляет 19 лет 6 месяцев 03 дня, а льготная выслуга 7 месяцев 6 дней, итого выслуга лет 20 лет 1 месяц 9 дней. В обоснование своих требований о включении периодов непосредственного участия в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы за 3 месяца ссылается на Боевые распоряжения. Затем истец Солопеев А.Н. уточнил, что календарная выслуга составляет 19 лет 6 месяцев 2 дня, льготная выслуга 7 месяцев 3 дня, итого 20 лет 1 месяц 5 дней.
В судебном заседании истец Солопеев А.Н. уточненные исковые требования поддержал, подробно их обосновав.
Представитель истца- адвокат Шук П.С. исковые требования поддержал, просит иск удовлетворению.
Представитель ответчиков Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Унечский", Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области Ященко Л.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что Солопеев А.Н. проходил службу в органах внутренних дел с 22 сентября 1997 года по 11 октября 2002 года и с 9 сентября 2003 года по 15 ноября 2013 года. На момент увольнения из органов внутренних дел выслуга Солопеева А.Н. в календарном исчислении составляла 19 лет 4 месяца 17 дней, в льготном исчислении 19 лет 8 месяцев 7 дней, поэтому у истца отсутствует право на назначении пенсии за выслугу лет. Периоды участия в КТО включаются в выслугу лет в льготном исчислении на основании приказов. На основании данных приказов истцу зачтены периоды с 1 ноября 2011 года по 4 ноября 2011 года, с 1 января 2012 года по 4 января 2012 года, с 1 февраля 2012 года по 4 февраля 2012 года, с 1 марта 2012 года по 4 марта 2012, с 5 апреля 2012 года по 6 апреля 2012 года в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня. Иных приказов, подтверждающих участие истца в КТО не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
В соответствии с п. "б" ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 22 сентября 1997 года (приказ УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №л/с) по 11 октября 2002 года (приказ УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с) и с 9 сентября 2003 года ( приказ УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ) по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с).
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 6,7,8 Инструкции установлено, что пенсия назначается соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
Документы для назначения пенсии оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Довод истца о том, что расчет выслуги лет должен быть подтвержден лишь записями в трудовой книжке, несостоятелен.
Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях ( при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом.
При этом расчет выслуги лет для назначения пенсии утвержден приложением № Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и составляется на основании личного дела сотрудника.
Судом установлено, что Солопеев А.Н. с 22 сентября 1997 года по 22 декабря 1997 года служил в органах внутренних дел РФ стажером по должности оперуполномоченного ОУР ОВД Унечского района.
С 22 декабря 1997 года по 11 октября 2002 года старшим оперуполномоченным ОУР ОВД <адрес>. В соответствии с ФЗ "О милиции" был уволен из органов внутренних дел РФ по ст. 19 п. "А" ( по собственному желанию) с 11 октября 2002 года.
Увольнение по собственному желанию с 11 октября 2002 года из органов внутренних дел Солопеев А.Н. не отрицал и в судебном заседании, данный факт подтвержден и сведениями из личного дела Солопеева А.Н., послужным списком, приказом УВД Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с.
Лишь 9 сентября 2003 года Солопеев А.Н. вновь поступил на службу в органы внутренних дел ( приказ УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ), где работал до 9 августа 2007 года оперуполномоченным ОУР ОВД <адрес>.
С 9 августа 2007 года по 3 ноября 2010 года старшим оперуполномоченным ОУР ОВД Унечского района.
С 3 ноября 2010 года по 10 февраля 2010 года- оперуполномоченным БЭП ОВД по Унечскому муниципальному району.
С 10 февраля 2011 года по 20 мая 2011 года работал оперуполномоченным ОУР ОВД по Унечскому муниципальному району.
С 20 мая 2011 года по 8 июля 2011 года находился в распоряжении УМВД России по Брянской области
С 8 июля 2011 года по 5 января 2012 года - старшим оперуполномоченным ОРЧ УР МО МВД России "Унечский".
С 5 января 2012 года по 15 ноября 2013 года - старшим оперуполномоченным ОУР МО МВД России "Унечский".
15 ноября 2013 года Солопеев А.Н., на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, был уволен из органов внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) ФЗ № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в период с 11 октября 2002 года по 9 сентября 2003 года Солопеев А.Н. не проходил службу в органах внутренних дел, следовательно, данный период правомерно не зачислен ответчиком в стаж службы (выслугу лет) истца.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Брянского сельскохозяйственного института Солопеев А.Н. зачислен в число студентов.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Брянского сельскохозяйственного института Солопееву А.Н. предоставлен отпуск в связи с призывом в Вооруженные силы СССР.
Солопеев А.Н. приступил к занятиям в Брянском сельскохозяйственном институте после академического отпуска с ДД.ММ.ГГГГ ( приказ № от ДД.ММ.ГГГГ ).
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Брянской государственной сельскохозяйственной академии Солопеев А.Н. признан окончившим полный курс обучения.
Периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии, определены в части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1, содержащей положение о том, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 854 в пункт 2 названного постановления внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, в частности из абзаца второго пункта 2 исключены слова «органов внутренних дел» и текст дополнен следующим содержанием: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 г."
Факт обучения истца до поступления на службу в гражданском высшем образовательном учреждении – с 1сентября 1990 года по 30 октября 1990 года, с 6 октября 1992 года по 26 июня 1997 года подтвержден архивной и академическими справками об обучении в указанном ВУЗе, сведениями, содержащимися в дипломе.
При наличии таких данных, суд пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности включить истцу в выслугу лет время его обучения до поступления на службу в ОВД в гражданском высшем образовательном учреждении в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Статья 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации также закрепляет аналогичное положение о зачете в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел времени учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Требования Солопеева А.Н. о включении в выслугу лет периода с 4 августа 1990 года по 1 сентября 1990 года не могут быть удовлетворены, поскольку этот период не является получением высшего профессионального образования, доказательств прохождения практики в этот период также не предоставлено.
В соответствии с положениями Постановления СНК ССР и ЦК ВКП 9б) от 23 июня 1936 года о работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой установлено начало занятий в вузах с 1 сентября.
Такие же положения содержатся и в действующем законодательстве, в том числе Письме Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФЗ № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Так же не подлежат удовлетворению требования истца о включении периода его обучения в училище (в настоящее время Брянский транспортный техникум).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в том случае, если у сотрудника до поступления на службу имелось время обучения как в гражданском высшем образовательном учреждении, так и в среднем специальном образовательном учреждении, то в выслугу лет для назначения пенсии такому сотруднику засчитывался один из периодов обучения в гражданских образовательных учреждениях (в высшем либо среднем специальном) в пределах 5 лет.
Таким образом, периоды с 1 сентября 1990 года по 30 октября 1990 года, с 6 октября 1992 года по 27 июня 1997 года подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии из расчета из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
С 24 октября 1990 года по 5 октября 1992 года Солопеев А.Н. осуществлял службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, что подтверждается в том числе копией военного билета, записями в трудовой книжке.
В соответствии с частью третьей ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» 27.05.1998 № 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I
"О милиции" милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст. 2 ФЗ "О системе государственной службы РФ" № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года система государственной службы включала в себя правоохранительную службу. В силу ст. 7 названного закона правоохранительная служба- это вид государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка по борьбе с преступлениями, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, период службы истца по призыву с 24 декабря 1990 года по 5 октября 1992 года подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день военной службы за два дня работы.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа УМВД России по Брянской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Солопеев А.Н. находился в служебной командировке и принимал участие в мероприятиях про обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории <данные изъяты> региона в составе временной оперативной группировки органов и подразделений внутренних дел объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с 28 октября 2011 года по 24 апреля 2012 года и ему, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории <данные изъяты>", производилось исчисление выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 день за 1,5 дня.
В соответствии с выписками из приказов УМВД России по Брянской области периоды с 1 ноября 2011 года по 4 ноября 2011 года ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ ), с 1 января 2012 года по 4 января 2012 года ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ), с 1 февраля 2012 года по 4 февраля 2012 года (приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ), с 5 апреля 2012 года по 6 апреля 2012 года ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ) истец ФИО9 непосредственно участвовал в контртеррористических операциях на территории <данные изъяты>.
Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ “О противодействии терроризму” контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В силу ст. 23 ФЗ № 35 от 6.03.2006 года "О противодействии терроризму” военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Истец полагает, что выслуга лет должна быть исчислена из расчета один день за три за весь период нахождения в командировке с 28 октября 2011 года по 24 апреля 2012 года, при этом ссылается и на Боевые распоряжения.
С указанными требованиями истца суд согласиться не может исходя из следующего.
Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Согласно ст. 17 данного Федерального закона контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни и здоровью, имуществу и иным охраняемым интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.
Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель контртеррористической операцией.
Таким образом, как само понятие контртеррористической операции, так и его нормы, регулировавшие порядок проведения контртеррористической операции, свидетельствуют о том, что такая операция является конкретным мероприятием, направленным на пресечение конкретной террористической акции, обезвреживание террористов, ограниченным по времени и зоне проведения, осуществляемым в особом, установленном законом порядке.
В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьях в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях:
е) один день службы за три дня :
время непосредственного участия, в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г. (подпункт "е" введен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 651, вступившим в силу с 1 января 2007 года).
ж) один день службы за полтора дня :
время военной службы в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения конттеррористической операции,- на основании решений (приказов) руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, принятых не ранее 3 августа 1998 года, решений (приказов) руководителя контртеррористической операции, принятых не ранее 10 марта 2006 года.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участвовали в конкретные дату или периоды.
В силу ст. 13 "О противодействии терроризму” лицо, принявшее в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, является руководителем контртеррористической операции и несет персональную ответственность за ее проведение. В период проведения контртеррористической операции ее руководитель может быть заменен только по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Руководитель контртеррористической операции в том числе :
1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;
2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;
4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;
5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
7) отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.
В соответствии со ст. 15 для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.
С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдано боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой им должности в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств, не допускается.
Сам по себе факт нахождения истца в служебной командировке на территории <данные изъяты> в составе Мобильного отряда МВД России, направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории <данные изъяты>, без его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется соответствующими приказами, не может являться основанием для признания его участвовавшим в боевых действиях и контртеррористических операциях. Непосредственное участие Солопеева А.Н. в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу и может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, а именно приказами уполномоченных должностных лиц о проведении таких операций и его в них участия.
Статья 60 ГПК РФпредусматривает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Применительно к данному спору это означает, что утверждение истца о его ежедневном участии в проведении контртеррористических операций на протяжении всего периода командировки в Чеченскую республику должно быть подтверждено определенными доказательствами, предусмотренными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, то есть приказами, издаваемыми командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем контртеррористической операции.
Истцом не представлено доказательств того, что он ежедневно на протяжении всего периода командировки принимал участие в контртеррористических операциях, участвовал в боевых действиях.
При таких обстоятельствах не имеется оснований считать весь период нахождения истца в командировке на территории Чеченской республики временем его участия в проведении контртеррористических операций, а, следовательно, и не имеется оснований для зачисления в выслугу лет в льготном порядке (1 день за 3) всего периода нахождения истца в командировке в <данные изъяты>.
Не являются доказательствами сведения, сообщенные лицом, если он не может указать источник своей осведомленности. Лицо обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства, обязано указать от кого и когда получено письменное доказательство.
Судом принимались меры, по ходатайству истца и его представителя, к вызову свидетеля ФИО7 ( фамилия которого указана в Боевых распоряжения), однако данное лицо в суд не явилось, а истец и его представитель не настаивали на его вызове и допросе, что подтверждается их письменным заявлением.
Кроме этого, ФИО7, что не отрицается истцом и его представителем, руководителем контртеррористической операции не являлся.
Боевые распоряжения не были утверждены руководителем контртеррористической операции.
В Боевых распоряжениях указано о приказе заступить для несения службы на КПП № с 9 часов 00 минут до 9 часов 00 минут, то есть время службы в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств проведения контртеррористической операции, но отсутствуют сведения о непосредственном участии Солопеева А.Н. в контртеррористических операциях в периоды, обозначенные в данных Боевых распоряжениях : с 28 октября 2011 года до 30 октября 2011 года, со 2 ноября 2011 года до 4 ноября 2011 года, с 6 ноября 2011 года до 8 ноября 2011, с 10 ноября 2011 года до 12 ноября 2011 года, с 17 ноября 2011 года до 19 ноября 2011 года, с 21 ноября 2011 года до 23 ноября 2011 года, с 25 ноября 2011 года до 27 ноября 2011 года, с 29 ноября 2011 до 7 декабря 2011 года, с 9 декабря 2011 года до 11 декабря 2012 года, с 13 декабря 2011 года до 15 декабря 2011 года, с 17 декабря 2011 года до 19 декабря 2011 года, с 21 декабря 2011 до 23 декабря 2011 года, 25 декабря 2011 года до 27 декабря 2011 года, со 2 января 2012 года до 4 января 2012, с 6 января 2012 года до 8 января 2012 года, с 10 января 2012 года до 12 января 2012 года, с 14 января 2012 года до 16 января 2012, с 18 января 2012 до 20 января 2012 года, с 22 января 2012 до 24 января 2012, с 26 января 2012 до 28 января 2012 года, с 30 января 2012 до 1 февраля 2012, с 5 февраля 2012 до 7 февраля 2012, с 9 февраля 2012 до 11 декабря 2012, с 13 февраля 2012 по 15 февраля 2012, с 17 февраля 2012 до 19 февраля 2012, с 21 февраля 2012 до 23 февраля 2012, с 25 февраля 2012 до 27 февраля 2012, с 29 февраля 2012 до 6 марта 2012, с 8 марта 2012 до 10 марта 2012, с 12 марта 2012 до 14 марта 2012, с 16 марта до 18 марта 2012, с 20 марта 2012 до 22 марта 2012, с 24 марта 2012 до 26 марта 2012, с 28 марта 2012 до 30 марта 2012, с 1 апреля 2012 до 3 апреля 2012, с 5 апреля 2012 до 7 апреля 2012, с 9 апреля 2012 до 11 апреля 2012.
Кроме этого истец и его представитель не смогли назвать какое лицо и при каких обстоятельствах передало им данные Боевые распоряжения, где ранее хранились Боевые распоряжения, не смогли назвать порядок и сроки их издания, их хранения ( л.д. 98).
Убедительных и достаточных доказательств того, что Боевые распоряжения, предоставленные в суд истцом, являются подлинными документами и информация, содержащаяся в них соответствует действительности, суду не предоставлено.
Ответчик также указал, что Боевые распоряжения не относятся к основным видам документов, образующихся в деятельности УМВД России по <данные изъяты>, Боевые распоряжения оперативной группы ВОГО иП МВД России по <данные изъяты> в УМВД России по Брянской области не поступали.
Кроме этого, сведения, содержащиеся в Боевых распоряжениях не подтверждаются предоставленными приказами, противоречат сведениям, содержащимся в послужном списке Солопеева А.Н. о непосредственном участии в контртеррористических операциях.
При этом ранее при ознакомлении с личным делом и при увольнении, при обжаловании увольнения, Солопеев А.Н. не оспаривал периоды непосредственного участия в контртеррористических операциях согласно послужного списка и выписок из приказов УМВД России по Брянской области.
Иных доказательств Солопеевым А.Н. и его представителем суду не было предоставлено.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для признания за Солопеевым А.Н.. права на включение в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении (один день службы за три дня) всего периода его нахождения в командировке на территории Чеченской Республики с 28 октября 2011 года по 24 апреля 2012 года, ответчиками правомерно включены в выслугу лет в льготном исчислении (один день службы за три дня) следующие периоды : с 1 ноября 2011 года по 4 ноября 2011 года ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ ), с 1 января 2012 года по 4 января 2012 года ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ), с 5 апреля 2012 года по 6 апреля 2012 года ( приказ №од-дсп от ДД.ММ.ГГГГ) истец ФИО9 непосредственно участвовал в контртеррористических операциях на территории <адрес>, иные периоды с 28 октября 2011 года по 31 октября 2011 года, с 5 ноября 2011 года по 31 декабря 2011 года, с 5 января 2012 года по 31 января 2012 года, с 5 февраля 2012 года по 29 февраля 2012, с 5 марта 2012 по 4 апреля 2012, с 7 апреля 2012 по 24 апреля 2012 года правомерно включены ответчиком в льготном исчислении (один день службы за полтора дня ).
Согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Однако и при включении периода обучения, периода службы по призыву в Вооруженных силах, периода службы в органах внутренних дел в календарном и льготном исчислении, участия в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, участия в контртеррористических операциях, у истца Солопеева А.Н. не возникло право на пенсию за выслугу лет.
По пункту "а" истец не имеет необходимый срок выслуги лет (20 лет), в льготном исчислении выслуга лет составила 19 лет 09 месяцев 07 дней.
Принимая во внимание, что истец уволился из органов внутренних дел по основанию, не поименованному впункте «б» статьи 13Закона ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, то нет оснований для удовлетворения исковых требований о назначении ему пенсии за выслугу лет и в соответствии спунктом «б» части первой статьи 13Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.
Таким образом, исковые требования Солопеева А.Н. о признании незаконным отказа в назначении пенсии, назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Включить Солопееву А.Н. в выслугу лет для назначения пенсии время учебы с 1 сентября 1990 года по 30 октября 1990 года и с 6 октября 1992 года по 26 июля 1997 года в высшем учебном заведении Брянском сельскохозяйственном институте из расчета два месяца учебы за один месяц службы; период прохождения срочной службы в Вооруженных силах СССР с 24 декабря 1990 года по 5 октября 1992 года, в остальной части исковые требования по включению периодов в выслугу лет оставить без удовлетворения.
Отказать Солопееву А.Н. в удовлетворении исковых требований к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Унечский", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет.
Отказать Солопееву А.Н. в удовлетворении исковых требований к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Унечский", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области о назначении с 30 января 2017 года пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 3 августа 2017 года.
Судья Т.Н.Поставнева