Решение по делу № 12-438/2022 от 11.05.2022

Дело № 12-438/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 июля 2022 года г. Находка Приморского края

Судья Находкинского городского суда Приморского края Комарова В.А., изучив жалобу законного представителя юридического лица ООО «Восточный лесной порт» Бобрышева В.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от 11.11.2021 № 15-735/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Восточный лесной порт»,

у с т а н о в и л:

в Находкинский городской суд поступила жалоба законного представителя юридического лица ООО «Восточный лесной порт» Бобрышева В.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от 11.11.2021 № 15-735/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Восточный лесной порт».

В судебном заседании установлено, что в производстве судьи Находкинского городского суда Приморского края Федоровой О.А. также находятся жалобы законного представителя юридического лица ООО «Восточный лесной порт» Бобрышева В.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от 11.11.2021 № 15-732/2021, от 26.05.2022 № 15-285/2022 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 9 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Восточный лесной порт» (дела № 12-527/2022, №12-475/2022), которые объединены в одно производство. Судебное заседание по указанному делу назначено в 11 часов 16.08.2022.

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, вступившим в законную силу 06.04.2022 в статью 4.4 КоАП РФ добавлена (введена) часть 6, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о необходимости объединения административных дел по жалобам законного представителя юридического лица в одно производство, поскольку в данном случае усматривается совокупность условий, установленных частями 2, 6 статьи 4.4 названного Кодекса. Административные правонарушения выявлены в ходе одной проверки, рассмотрение дел об административных правонарушениях подведомственно одному и тому же административному органу.

В целях соблюдения прав привлекаемого к ответственности лица и норм процессуального права, учитывая, что решение вопроса о необходимости применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможно при рассмотрении дел одним судьей, прихожу к выводу о необходимости передачи данного дела для рассмотрения судье Федоровой О.А.

Руководствуясь ст.30.4 КоАП РФ, судья

о п р е д е л и л:

Передать дело № 12-438/2022 по жалобе законного представителя ООО «Восточный лесной порт» Бобрышева В.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от 11.11.2021 № 15-735/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Восточный лесной порт», для рассмотрения судье Находкинского городского суда Федоровой О.А.

Судья Комарова В.А.

Дело № 12-475/2022

25RS0002-01-2022-003839-36

25RS0002-01-2021-006734-65

25RS0002-01-2021-006739-50

25RS0002-01-2021-006741-44

РЕШЕНИЕ

08 ноября 2022 года                     г. Находка Приморского края

Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., рассмотрев жалобы ООО «Восточный лесной порт» на постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от 26.05.2022 № 15-285/2022 и от 11.11.2021 № 15-732/2021, № 15-733/2021, № 15-735/2021 о привлечении юридического лица – ООО «Восточный лесной порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.45, части 9 статье 8.2, части 10 статьи 8.2 и по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно,

установил:

постановлениями государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от 26.05.2022 № 15-285/2022 и от 11.11.2021 № 15-732/2021, № 15-733/2021, № 15-735/2021 юридическое лицо ООО «Восточный лесной порт» (далее по тексту – ООО «ВЛП») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2 и по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административных штрафов в размере 500 000 рублей (по постановлению № 15-285/2022), в размере 200 000 рублей (по постановлению № 15-732/2021), в размере 200 000 рублей (по постановлению № 15-733/2021) и в размере 20 000 рублей (по постановлению № 15-735/2021).

С данными постановлениями ООО «Восточный лесной порт» не согласилось, обратилось в суд с жалобами, указав на отсутствие составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.45, ч.ч. 9 и 10 ст. 8.2 и ст. 8.5 КоАП РФ.

В жалобах ООО «Восточный лесной порт» указано о несогласии с вменяемыми нарушениями по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, поскольку все промышленные площадки, площадки для хранения угля, расположены на незатопляемых территориях и защищены от увлажнения и подтопления путем создания уклонов по площадкам и устройством дождевой канализации с очистными сооружениями, имеют ровное бетонное покрытие. Для исключения попадания поверхностных (дождевых вод) в сторону р. Хмыловка (Бухты Врангель) выполнено монолитное примыкание (бордюрный камень) между бетонным покрытием причала и бетонным ограждением. Для сбора и отвода ливневых (поверхностных) вод с площадок выполнены водосборные и водоотводные железобетонные лотки. Организация стоков поверхностных (дождевых вод) решена в сторону понижения рельефа. Ливневая канализация с очистными сооружениями построена в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, проектом и корректировками, разработанными ООО «Резалит» (корректировка 3). На причалах №№ 31, 32 со стороны склада имеется сплошной бетонный борт (бордюр), который обеспечивает выполнение мероприятий по обеспечению водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод от ливневых (сточных) и дождевых вод согласно проекту ООО «Резалит», выполненного в полном объеме. Согласно письму администрации Находкинского городского округа от 05.05.2021 № 12.2-9-1875, фрагменту Карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Находкинского городского округа, микрорайона г. Находки «п. Врангель», п. Береговое, земельные участки 25:31:070002:0179, 25:31:070002:0145 не находятся в особо охраняемой зоне (водоохранная зона моря), производственная деятельность на данных участках не осуществляется, соответственно сброс в водный объект загрязняющих веществ исключен. Земельный участок 25:31:070002:0169 в зоне осуществления производственных работ оборудован ливневой канализацией и очистными сооружениями, согласно проекту, разработанному ООО «Резалит». Угольный склад, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 25:31:070002:0169, согласно акту внеплановой проверки от 31.01.2022 № 0904-151Вн-А/005-0122 п. 7 предписания от 05.07.2021, имеет твердое покрытие, а также систему ливневой канализации, сплошной борт по периметру со стороны моря.

Также указано о несогласии с вменяемыми нарушениями по ч. 9 и ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку на земельном участке отсутствовали капитальные строения, которые числились бы на основных средствах ООО «ВЛП». Суждение в постановлении № 15-732/2021 о «эстакаде» и «сносе эстакады» является неверным, т.к. временное строение, которое ввиду производственной необходимости демонтировано с целью развития территории не являлось эстакадой. Инертные материалы демонтированного временного строения не могут быть определены по Закону об отходах производства и потребления, т.к. к отходам указанный закон относит вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Инертные материалы могут быть использованы неоднократно, т.к. даже бывшие в употреблении, сохраняют свои качества, а также имеют экономическую ценность. У общества на инертные материалы демонтированного временного строения разработаны технические условия, оформлен технический регламент, проведены лабораторные исследования по ГОСТ, выполнен каталожный лист продукции и проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, подтверждающая, что данный инертный материал может быть использован неоднократно и безопасен для окружающей природной среды. На цементно-бетонный инертный материал, имеющий технические условия от 18.03.2021, получен сертификат соответствия № РОСС RU.HB63.H00359/21, проведены испытательные работы и получен протокол испытаний от 17.12.2021, экспертное заключение № 01.ОИ.Т.926.12.21 от 27.12.2021. Так как отсутствует факт образования отходов, и, как следствие, отсутствует необходимость составления паспортов отходов на материалы, подлежащие эксплуатации или использованию. Тем самым, вменяемые по ч. 9 и по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ административные правонарушения, являются несостоятельными.

Общество несогласно с вменяемыми нарушениями по ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку в соответствии с приказом от 31.07.2018 № 341 формирование и ведение перечня методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее Перечень) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 01.01.2021 Перечень содержал 21 методику (распоряжение Минприроды России от 14.12.2020 № 35-р), что не являлось достаточным для определения показателей выбросов в целях получения разрешительной документации и исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440. На основании приложения № 18 была установлена возможность применения до 01 июля 2021 года методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в Перечень. Далее утверждено распоряжение Минприроды России от 28.06.2021 № 22-р, согласно которому Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух дополнен 97 методиками. Эти методики были разработаны ранее и применялись предприятиями до настоящего времени. Если предприятием до 28.06.2021 были использованы (т.е. рассчитаны данные при инвентаризации выбросов, при подготовке разрешении на выбросы, расчете выбросов и разработке нормативов допустимых выбросов, при проверке отчетов производственного экологического контроля и др.) методики, не вошедшие в распоряжение № 35-р, но вошедшие в распоряжение № 22-р, то такие документы являются действующими, а сведения (расчеты), хранящиеся в таких документах, достоверными. Согласно предоставленной таблице сопоставления методик расчета, расчеты концентраций загрязняющих веществ в атмосфере и инвентаризация источников выбросов проведены в соответствии с методиками расчета, включенными в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Просили оспариваемые постановления Росприроднадзора отменить, производство по делу прекратить за отсутствием составов административных правонарушений.

В судебном заседании защитники ООО «Восточный лесной порт» - ФИО1, ФИО2, ФИО3, полностью поддержавшие доводы жалоб, дополнили в части правонарушений, предусмотренных ч.ч. 9 и 10 ст. 8.2 КоАП РФ, что общество планирует использовать материалы (цементобетонный материал), полученные в процессе демонтажа сооружения, определенного административным органом как «эстакада», повторно с целью развития территории, для устройства земляных сооружений, выравнивания рельефа. Таким образом, полученные в процессе демонтажа сооружения («эстакада») материалы могут быть использованы повторно, т.к. они сохраняют свои качества, имеют экономическую ценность, не являются отходами в понимании Закона об отходах производства и потребления. Поскольку отсутствует факт образования отходов, то отсутствует необходимость учитывать материалы, подлежащие эксплуатации и использованию, в журнале учета в области обращения с отходами.

В части правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, что обществом до проверки и на момент проверки были использованы (т.е. рассчитаны данные при инвентаризации выбросов, при подготовке разрешений на выбросы, расчете выбросов и разработке нормативов допустимых выбросов, при проверке отчетов производственного экологического контроля и др.) методики, вошедшие в Перечень в редакции Распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.06.2021 № 22-р, то в его действиях не содержится состав правонарушения. При этом общество считает о необходимости применения к спорным правоотношениям положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440», допускающее до 01.07.2021 при проведении инвентаризации стационарных источников расчета выбросов без включения таких методик в перечень, утвержденный Минприроды России, что соответствует правовой позиции, изложенной в письме заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.06.2021 № РН-09-03-34/19089.

В части правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, указано, что с момента выдачи предписания от 05.07.2021 № 0904-208Вн-А/066-0621 обществом исполнено требование по оборудованию земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0169 системой очистки дождевых и талых вод. Вместе с тем, обществом были сделаны запросы в Управление землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа на предмет определения границ водоохранной зоны, в соответствии с чем, было установлено, что границы земельного участка 25:31:070002:0179 не попадают в водоохранную зону моря, а границы земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0145 лишь частично попадают в водоохранную зону моря. Также обществом был сделан запрос в ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о предоставлении данных по протяженности реки Хмыловка в Партизанском районе Приморского края, впадающую в бухту Врангеля залива Находка Японского моря, на что был получен ответ, что протяженность реки Хмыловка составляет 8,2 км. Согласно данным публичной кадастровой палаты Приморского края расстояние от границ реки Хмыловка до границ земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0179 составляет минимум 113 метров, а до границ земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0145 составляет минимум 198 метров. В связи с чем, земельные участки с кадастровыми номерами 25:31:070002:0179 и 25:31:070002:0145 не входят в водоохранную зону реки Хмыловка, т.к. ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до 10 км – в размере пятидесяти метров.

Кроме того, территория земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0169 (земельный участок в зоне осуществления производственных работ) оборудован ливневой канализацией и очистными сооружениями. На момент проверки 05.07.2021 на причале № 31 (1 участок) производился текущий ремонт верхнего бетонного покрытия складских площадок, по направлению от границы с портофлотом, от оголовка причала № 31, до железнодорожных путей в размере 1500 м2. На основании приказа № 24/2/ОД от 24.05.2021 данная площадка была выведена из эксплуатации. В период ремонтных работ верхнего бетонного покрытия складских площадок на основании указанного приказа было исключено складирование и любые грузовые операции на складской площадке, до момента окончания ремонтных работ. По окончанию ремонтных работ складских площадок, бетонное покрытие складских площадок приведено в соответствие, со стороны склада сплошной бетонный борт (бордюр), который обеспечивает выполнение мероприятий по обеспечению водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод от ливневых (сточных) и дождевых вод выполнен в полном объеме, что подтверждается актом выполненных работ от 20.08.2021. В связи с чем, доводы административного органа о том, что на территории земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0169 со стороны водного объекта и на причалах №№ 31, 32 лотки ливневой канализации и сплошной борт отсутствуют; водоотведение с территории подкрановых путей также не организовано, являются несостоятельными. В проектной документации ливневой канализации с очистными сооружениями (корректировка – 3) указано, что ливневая канализация с очистными сооружениями состоит из 13 колодцев, согласно схеме планировочной организации земельного участка (стр. проекта 25) и ведомости колодцев (стр. проекта 31) (Приложение № 3, 4). Тем самым, Обществом после введения очистных сооружений в эксплуатацию, не производились работы по реконструкции очистных сооружений поверхностных сточных вод. Суждение административного органа, что количество колодцев очистных сооружений не соответствует проектной документации, является ошибочным. Данная конструкция не является элементом очистных сооружений и не выполняет функцию очистки сточных вод, а несет функцию защиты прибора учета от воздействия атмосферных осадков и возможных механических повреждений. Данная конструкция возведена во исполнение требований водного законодательства Российской Федерации и условий использования водного объекта по решению о предоставлении водного объекта в пользование, о необходимости установить контрольно-измерительный аппарат в месте выпуска сточных (ливневых) вод после очистных сооружений.

Более того, поскольку по результатам одной проверки в одно и то же время, одним и тем же должностным лицом Росприроднадзора в отношении общества были также составлены протоколы и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности за совершения правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, не имеется оснований для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности в рамках оспариваемых постановлений.

Просили оспариваемые постановления в отношении ООО «ВЛП» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием составов административных правонарушений и в связи с признанием утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

Государственный инспектор Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкина Е.Е., вынесшая оспариваемые постановления, в судебном заседании с доводами жалоб не согласилась, пояснив, что вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами. Возражая против доводов о том, что в границы водоохраной зоны моря и реки попадают не все земельные участки, пояснила, что согласно Реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) ООО «ВЛП» стоит на государственном учете как объект «морского порта», относится к объектам второй категории. В соответствии с картой-схемой объекта НВОС ООО «ВЛП» в границы объекта входят участки с кадастровыми номерами: 25:31:070002:169; 25:31:070002:179, 25:31:070002:145. Поскольку хозяйственная деятельность ведется на трех участках, требования законодательства распространяются на единый объект, а не на его отдельные земельные участки.

Судья, выслушав защитников ООО «ВЛП», государственного инспектора Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Из представленных материалов дела усматривается, что в период с 07 июня 2021 года по 05 июля 2021 года в отношении ООО «Восточный лесной порт» (далее по тексту ООО «ВЛП») Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая выездная проверка.

Внеплановая выездная проверка проведена на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении внеплановой выездной проверки от 01 июня 2021 года № 208-р.

Основным видом деятельности ООО «Восточный лесной порт» является транспортная обработка грузов.

В ходе проведения проверки были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения ООО «ВЛП» обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие (05-0125-001451-П, категория риска – высокая, категория объекта – II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от 10 марта 2017 года № BDBB5C2V.

ООО «ВЛП» осуществляет деятельность по перегрузке сыпучих грузов (угля) со складских территорий предприятия на подходящие суда, является оператором морского терминала.

ООО «ВЛП» осуществляет перевалку груза каменного угля с железнодорожного транспорта на морской в морском порту Восточный, на причалах №№ 31 и 32, расположенных по адресу: Приморский край, г. Находка, п. Врангель, ул. Базовая, д. 12.

Поступление грузов осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, морским транспортом. Автомобильным и железнодорожным транспортом груз доставляется из мест добычи (карьеры) и промежуточных пунктов перевалки. Морским транспортом груз поступает каботажными перевозками из российских портов.

На причале и промышленной площадке выполняются следующие виды работ: разгрузка угля и других номенклатурных грузов из вагонов; накопление судовой партии и размещение на складах; магнитная очистка угля на сортировочной машине; сортировка угля на фракции на сортировочной машине; погрузка угля и других номенклатурных грузов на суда; перемещение угля между складами с использованием фронтального погрузчика.

ООО «ВЛП» осуществляет хозяйственную деятельность в морском порту Восточный Порт, на южном берегу бухты Врангеля залива Находка Японского моря.

Терминал ООО «ВЛП» расположен на трёх земельных участках, два из которых используются по договору аренды, третьего – на праве собственности.

Территория земельных участков спланирована, застроена существующими зданиями и сооружениями.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е. Е. от 11.11.2021 года № 15-735/2021 ООО «Восточный лесной порт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 КоАП РФ, признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие нарушения.

Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан ООО «ВЛП» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

В декларации о воздействии на окружающую среду, направленной с приложением расчета нормативов допустимых выбросов в Управление Росприродназора по ДФО (вх. № 6736 от 12.08.2019), не представлена своевременно полная и достоверная информация, полученная при осуществлении хозяйственной деятельности (объемы выбросов загрязняющих веществ произведены с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ).

В декларации о воздействии на окружающую среду не представлена своевременно полная и достоверная информация об источниках и объемах загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, полученная при осуществлении хозяйственной деятельности. Образование отходов, образующихся в результате сноса эстакады, не отражено.

Оценивая доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его защитников о необоснованности данных выводов, судья учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать сведения образовываемых и размещаемых отходов.

Действия Общества, выразившиеся в несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, приведенными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон об отходах производства и потребления) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Согласно фотоматериалам к акту проверки объект капитального строительства - эстакада, является железобетонной конструкцией.

Из представленных ООО «ВЛП» технических условий, технического регламента и санитарно-эпидемиологической экспертизы следует возможность неоднократного использования цементно-бетонного инертного материала, полученного в процессе демонтажа сооружения эстакады. Однако в данных документах о неоднократном использования железных конструкций не упоминается.

Учитывая изложенное, доводы защиты о том, что в связи с тем, что материалы могут быть использованы повторно, они не являются отходами в понимании Закона об отходах производства и потребления, является ошибочными.

Вместе с тем судья считает необоснованным включение в состав деяний Общества нарушения в части того, что расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан ООО «ВЛП» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду и одновременно представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом производится в соответствии с разработанными и утвержденными методиками расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, внесенными Минприроды России в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии с п. 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352, корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка.

Пунктом 42 названного порядка к основаниям корректировки данных инвентаризации выбросов объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду отнесено изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов.

Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.12.2020 № 35-р в перечень методик внесены сведения о методиках расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Указанный перечень включал 21 методику. Распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 №22-р Перечень дополнен 97 методиками.

12.08.2019 ООО «ВЛП» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представлена Декларация о воздействии на окружающую среду.

Учитывая, что при проведении в 2019 году инвентаризации выбросов загрязняющих веществ объемы выбросов загрязняющих веществ определены с использованием Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)», НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, 2012 год, которое в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ не включено, имелись основания для проведения Обществом корректировки данных инвентаризации.

Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы жалоб о необходимости применения к спорным правоотношениям положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440», допускающее до 01.07.2021 при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух использование методик расчета выбросов без включения таких методик в перечень, утвержденный Минприроды России.

Указанные доводы соответствуют правовой позиции, изложенной в письме заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.06.2021 № РН-09-03-34/19089.При вышеуказанных обстоятельствах судья полагает, что постановление должностного лица административного органа подлежит изменению в части исключения из его описательно-мотивировочной части указаний на деяния, в которых отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ.

При этом исключение излишне вменённых нарушений не исключает наличия в действиях ООО «ВЛП» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, не влияет на квалификацию правонарушения.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е. Е. от 26.05.2022 года № 15-285/2022 ООО «Восточный лесной порт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьёй 8.45 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, признается невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие нарушения.

Производственная территория на земельных участках с кадастровыми номерами: 25:31:070002:0145; 25:31:070002:0179; 25:31:070002:0169 не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. На территории земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0169 со стороны водного объекта и на причалах №№ 31, 32 лотки ливневой канализации и сплошной борт отсутствуют. Водоотведение с территории подкрановых путей не организовано.

Положениями ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно информации территориального отдела водных ресурсов по Приморскому краю Амурского БВУ от 22.08.2022, информации ФГБУ «Приморское УГМС» от 06.10.2022, поступивших по запросу суда часть акватории водного объекта, расположенного в районе земельного участка с кадастровым номером 25:31:070002:0169 является частью акватории реки Хмыловка. Длина реки Хмыловка от истока до устья 12 км. Река расположена на территории Партизанского муниципального района и Находкинского городского округа.

Согласно представленной в материалы дела информации управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа, МКУ «Находка ДАГиЗ», фрагмента карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Находкинского городского округа, микрорайон г. Находки «п. Врангель», п. Береговой, земельные участки с кадастровыми номерами 25:31:070002:0145 и 25:31:070002:0169 расположены в границах водоохраной зона моря (500 метров) и реки Хмыловка (100 метров). Земельный участок с кадастровым номером 25:31:070002:0179 в границах водоохраной зоны моря и реки Хмыловка не находится.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 25:31:070002:0179 в границах водоохраной зоны моря или реки Хмыловка не расположен, положения статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, которой требование об оборудовании очистными сооружениями распространено на территорию предприятия, находящуюся в водоохраной зоне, оспариваемое постановление подлежит изменению с исключением из объема вменяемых ООО «ВЛП» данных нарушений.

Довод должностного лица о необходимости оборудования очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод всей территории объекта негативного воздействия на окружающую среду ООО «ВЛП», состоящего на государственном учете, несмотря на её частичное расположение в границах водоохраной зоны моря или реки отклоняется, поскольку противоречит ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

При этом исключение излишне вменённых нарушений не исключает наличия в действиях ООО «ВЛП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьёй 8.45 КоАП РФ, не влияет на квалификацию правонарушения.

Выводы административного органа об отсутствии на момент проверки на части территории земельных участков расположенных в водоохраных зонах, сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также водоотведения с территории подкрановых путей, лотков ливневой канализации и сплошного борта подтверждены актом проверки, фототаблицей. В судебном заседании также установлено, что указанные нарушения во исполнение выданного административным органом предписания устранены, о чем свидетельствует акт внеплановой выездной проверки от 31.01.2022 № 0904-151Вн-А/005-0122.

Представленный в судебное заседание защитниками приказ ООО «Восточного лесного порта» от 24.05.2021 № 24/2/ОД о выводе причала № 31 из эксплуатации в связи с проведением работ по ремонту верхнего покрытия складских площадок основанием для освобождения ООО «ВЛП» от административной ответственности не является, на момент проверки должностным лицам административного органа не предоставлялся.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е. Е. от 11.11.2021 года № 15-732/2022 ООО «Восточный лесной порт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, признается неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е. Е. от 11.11.2021 года № 15-733/2022 ООО «Восточный лесной порт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, признается неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Законом об отходах производства и потребления.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах производства и потребления.

Из пункта 2 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).

Пунктом 5 Порядка закреплено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Из материалов дела следует, что согласно декларации о воздействии на окружающую среду в результате деятельности общества предусмотрено 59 видов отходов 1-5 классов опасности. Общество не имеет на балансе собственных объектов захоронения отходов. Передача отходов осуществляется организациям, имеющим соответствующие лицензии на деятельность по обращению с отходами, согласно заключенным договорам.

При осмотре территории выявлен факт производства работ по сносу и выводу из эксплуатации объекта капитального строения- эстакады. Проект организации работ отсутствует. В Декларации о воздействии на окружающую среду образование отходов, образующихся в результате сноса эстакады, не отражено, учет данных отходов не осуществляется. Паспорта на отходы, образующиеся в результате сноса объекта капитального строительства – эстакады отсутствуют.

Доводы жалобы ООО «ВЛП» о том, что полученные в процессе демонтажа сооружения («эстакада») материалы, в частности цементно-бетонный инертный материал, на который разработаны технические условия, оформлен технический регламент, проведены лабораторные исследования по ГОСТ, выполнен каталожный лист продукции и проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, может быть использован повторно, т.к. они сохраняют свои качества, имеют экономическую ценность, не являются отходами в понимании Закона об отходах производства и потребления; поскольку отсутствует факт образования отходов, то отсутствует необходимость учитывать материалы, подлежащие эксплуатации и использованию, в журнале учета в области обращения с отходами, судья находит несостоятельными.

Доводы об отсутствии на территории ООО «ВЛП» сооружения («эстакада») и не проведения действий по ее демонтажу подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе акту проверке и фототаблице.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, образует неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V класса опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV класса опасности.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, образует неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Из приложенного к акту проверки фотоматериалу усматривается, что объект капитального строительства (эстакада) является железобетонной конструкцией.

Из представленных ООО «ВЛП» технических условий, технического регламента и санитарно-эпидемиологической экспертизы следует возможность неоднократного использования цементно-бетонного инертного материала, полученного в процессе демонтажа сооружения эстакады. Однако в данных документах о неоднократном использования железных конструкций не упоминается.

Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

В соответствии с Критериями отнесения отходов I – V класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 № 536, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня изменении технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Таким образом, должностным лицом административного органа обоснованно со ссылкой на нормы действующего законодательства и материалы проведённой проверки сделан вывод о допущенных ООО «ВЛП» нарушениях и наличии в действиях юридического лица составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Оснований для переоценки иных выводов должностного лица, изложенных в оспариваемых постановлениях, не имеется, и поводы к их отмене отсутствуют, указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора при вынесении постановления была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Выводы административного органа о событии и виновности юридического лица ООО «ВЛП» в совершении вменяемых административных правонарушений, являются обоснованными.

Вступая в соответствующие правоотношения, ООО «ВЛП» должно знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого выполнения соблюдения действующих норм законодательства.

Довод защитников ООО «ВЛП» о том, что на момент рассмотрения жалобы истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению, является не верным.

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

Совершенные ООО «ВЛП» административные правонарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, что не позволяет признать вменяемые Обществу административные правонарушения малозначительными.

Судья также не усматривает оснований для замены назначенного вида наказания в виде штрафа на предупреждение, поскольку совокупность условий, определенных частью 2 статьи 3.4 и статьей 4.1.1 КоАП РФ, в данном случае отсутствует.

Вместе с тем, судья приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемых постановлений и применения положений части 6 статьи 4.4. КоАП РФ.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, вступившим в законную силу 06.04.2022 в статью 4.4 КоАП РФ добавлена (введена) часть 6, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 – 4 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Учитывая, что все нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования были допущены в результате действий/бездействия юридического лица ООО «ВЛП», выявлены в одно и то же время, рассмотрение возбужденных в отношении Общества данных дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу, Общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 8.45, части 9 статьи 8.2, части 10 статьи 8.2 и по статье 8.5 КоАП РФ, с назначением в силу положений ч.ч. 2, 6 статьи 4.4 КоАП РФ одного административного наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, предусматривающей наиболее строгое наказание.

Кроме того, судья считает, что имеются основания для снижения размера административного штрафа, назначенного Обществу, в порядке ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая следующее.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С учетом вышеизложенных правовых положений, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав Общества, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей подлежит снижению до размера, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.45 КоАП РФ, до 250 000 рублей.

Иных оснований для изменения обжалуемых постановлений не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е.Е. от 26.05.2022 № 15-285/2022 о привлечении юридического лица – ООО «Восточный лесной порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 11.11.2021 № 15-732/2021 о привлечении юридического лица – ООО «Восточный лесной порт» к административной ответственности по части 9 статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 11.11.2021 № 15-733/2021 о привлечении юридического лица – ООО «Восточный лесной порт» к административной ответственности по 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от 11.11.2021 № 15-735/2021 о привлечении юридического лица – ООО «Восточный лесной порт» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.

Исключить из объема вмененных постановлением № 15-285/2022 от 26.05.2022 по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическому лицу ООО «Восточный лесной порт» нарушений указание на земельный участок с кадастровым номером 25:31:070002:0179.

Исключить из объема вмененных постановлением № 15-735/2021 от 11.11.2022 по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическому лицу ООО «Восточный лесной порт» нарушений указание на то, что расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан ООО «ВЛП» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ.

Назначить юридическому лицу ООО «Восточный лесной порт» административное наказание по части 1 статьи 8.45, части 9 статьи 8.2, части 10 статьи 8.2 и по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением частей 2, 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.А. Фёдорова

12-438/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "ВОСТОЧНЫЙ ЛЕСНОЙ ПОРТ"
Другие
Бобрышев Виталий Николаевич
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Комарова Валерия Александровна
Статьи

8.5

Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
13.05.2022Материалы переданы в производство судье
20.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Материалы переданы в производство судье
16.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее