Дело № 2а-773/2021
29 ноября 2021 года город Вельск
29RS0001-01-2021-001393-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.А.И. к администрации городского поселения «Вельское» о признании постановления незаконным и его отмене, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,
установил:
Р.А.И. обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения «Вельское» о признании постановления незаконным и его отмене, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обосновывает требования тем, что постановлением городского поселения «Вельское» № от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Основанием снятия с учета послужил тот факт, что он имеет регистрацию по месту жительства на территории другого муниципального образования. Считает, что данное постановление является незаконным, поскольку он является ветераном боевых действий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как нуждающийся в улучшении жилищных условий на основании положений «Закона о ветеранах». Поэтому просит признать данное постановление незаконным и отменить его, а также признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет в МО «Вельское» на основании Постановления главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Р.А.И. и его представитель И.А.В. в судебном заседании настояли на удовлетворении административного иска по тем же основаниям.
Представитель администрации городского поселения «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно письменному отзыву административный иск не признают, ссылаясь на то, что оснований для его удовлетворения не имеется.
Представители заинтересованных лиц ГКУ АО «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и администрации Вельского муниципального района на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав Р.А.И., И.А.В., исследовав письменные материалы дела, доводы административного искового заявления, суд пришел к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, положения статьи 218 Кодекса об административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что Р.А.И. проходил службу в Региональном управлении ФСБ России по Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Р.А.И. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2004 году в порядке плановой ротации Р.А.И. был направлен для дельнейшего прохождения службы в <адрес>, где ему было предоставлено служебное жилое помещение в виде квартиры по адресу: <адрес>, где в настоящее время зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Квартира находится в оперативном управлении ФСБ РФ.
Решением Котласского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Р.А.И. и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
На учете в органах местного самоуправления городского поселения «Котлас» как нуждающийся в улучшении жилищных условий административный истец не состоит.
Р.А.И. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФСБ РФ.
Постановлением и.о. главы городского поселения «Вельское» № от ДД.ММ.ГГГГ Р.А.И. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Так согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется одна из следующих мер социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если эти основания возникли после ДД.ММ.ГГГГ.
Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его судебном акте от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований поставки на такой учет.
Р.А.И. был снят с учета по общим основаниям, предусмотренным ст.56 Жилищного Кодекса РФ в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Данная трактовка основания снятия с учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении исходя из общих норм жилищного законодательства, примененная администрацией городского поселения «Вельское», противоречит положениям ФЗ «О ветеранах» о предоставлении ветеранам боевых действий жилья как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий вне зависимости от положений, предусмотренных п. 3 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ.
Законодателем ветераны боевых действий отнесены к специальной категории граждан, учитываемых при улучшении жилищных условий, и они не могут быть поставлены в зависимость от общих установленных законом правил учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В письменном возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика ссылается на то, что Р.А.И. с 2004 года постоянно зарегистрирован в <адрес> и обеспечению жилым помещением на территории городского поселения «Вельское» не подлежит.
С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного заседания, квартира по адресу: <адрес>, <адрес> является служебной и находится в оперативном управлении ФСБ РФ.
В силу п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Сам по себе факт регистрации гражданина в жилом помещении не порождает каких-либо прав на данное помещение.
Регистрация административного истца по адресу: Архангельская область, <адрес>, является административным актом и не влечет за собой ограничение или возникновение какого-либо жилищного права в отношении данного помещения и не является доказательством обеспечения жилым помещением.
Жилищные правоотношения носят длящийся характер. На момент снятия административного истца с учета администрацией городского поселения «Вельское» законных оснований для совершения указанного действия не имелось. При таком положении, снятие Р.А.И. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является неправомерным.
В настоящее время Р.А.И. в собственности своего жилого помещения не имеет, состоит на регистрационном учете в служебном жилом помещении ввиду отсутствия собственного жилья, проживает в квартире своих престарелых родителей в <адрес>.
Таким образом, постановление и.о. главы городского поселения «Вельское» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Р.А.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречит закону и нарушает его право на получение жилья и подлежит признанию незаконным, то Р.А.И. необходимо восстановить на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ с административного ответчика в пользу Р.А.И. подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░