Дело № 2-2151/2022
22RS0066-01-2022-003452-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Косиловой Д.В.
при секретаре Бутиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудрявцевой Галины Геннадьевны, Михайловой Валентины Геннадьевны к администрации г.Барнаула, администрации Железнодорожного района г.Барнаула об установлении факта принятия наследства, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО6 обратились в суд к администрации <адрес>, администрации <адрес> с иском, в котором, с учетом уточнения, просят установить факт принятия наследства истцами, открывшегося после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать право общей долевой собственности на жилой дом (литер А, А1) находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м., в том числе жилой площадью 36 кв.м., за ФИО3 — 1/2 доли, за ФИО6 - 1/2 доли.
В обоснование иска указано, что ФИО8 предоставлен для строительства дома земельный участок №, квартал 690 по <адрес>, площадью 675,56 кв.м. в соответствии с договором о сдаче в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке возведен жилой дом. Решением исполнительного комитета Барнаульского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ переименована <адрес> в <адрес>. В настоящее время указанный дом расположен по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО8 зарегистрировано не было, жилой дом на кадастровом учете не состоит.
После смерти ФИО8, его сын, ФИО1 фактически принял наследство. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 (отец истцов). После его смерти, истцы ФИО3, ФИО6 в установленные законом сроки к нотариусу не обратились, однако совершили действия по фактическому принятию наследства: пользуются земельным участком и жилым домом, несут бремя по их содержанию.
Согласно градостроительной справке от ДД.ММ.ГГГГ № объект (лит.А,А1) относится к основному виду разрешенного использования территориальной зоны (Ж-4), что соответствует градостроительному регламенту данной зоны. Градостроительных ограничений на жилой дом с пристроем (лит. А,А1) не установлено.
Из технического заключения № следует, что техническое состояние строительных конструкция жилого дома с пристроем (лит. А,А1) работоспособное. Угрозы для жизни и здоровья граждан не выявлено. Жилой дом с пристроем (лит. А,А1) по <адрес> городе Барнауле пригоден для дальнейшей эксплуатации и может быть сохранен в установленном законе порядке.
В соответствии со справкой о соответствии пожарным нормам и правилам № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом при нормальной эксплуатации не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно ответа комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушение установленных границ красных линий отсутствует.
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ в пользовании истцов находится жилой дом (лит.А,А1) состоящий из: жилой комнаты, площадью 13,3 кв.м, жилой комнаты, площадью 15,6 кв.м, котельной, площадью 6 кв.м, жилой комнаты, площадью 7 кв.м, кухни, площадью 8 кв.м, Право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировано, документы на возведение строения не предоставлены, о чем имеется отметка на техническом паспорте.
В целях узаконения самовольной постройки - жилого дома истец ФИО3 обращалась в администрацию <адрес>, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказано в узаконении прав на объект по адресу: <адрес> в <адрес>, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истцом ФИО12 на удовлетворении исковых требований настаивала с учетом их уточнения.
Ответчик администрация <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, извещен в установленном законом порядке, ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований.
Ответчик администрация <адрес> в судебное заседание также не явился, ранее направил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица ФИО13, ФИО14 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке. От ФИО14 имеется заявление, согласно которому он не возражает против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, извещен в установленном законом порядке, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, удостоверяющего выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, свидетельствует о том, что спорный объект не был введен в гражданский оборот.
В силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, данным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что согласно ответу КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» земельный участок площадью 675,56 кв.м. по <адрес> №, квартал № предоставлен в аренду с правом застройки ФИО8, что подтверждается соответствующим договором от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке возведен жилой дом.
Решением исполнительного комитета Барнаульского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ переименована <адрес> в <адрес>. В настоящее время указанный дом расположен по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО8 зарегистрировано не было, жилой дом на кадастровом учете не состоит.
После смерти ФИО8, его сын, ФИО1 фактически принял наследство. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 (отец истцов). После его смерти, дочери ФИО16 (до брака ФИО15) Г.Г., ФИО17 (до брака ФИО15) В.Г. в установленные законом сроки к нотариусу не обратились, однако совершили действия по фактическому принятию наследства.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое уже имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (абз. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
После смерти ФИО8, его сын, ФИО1 фактически принял наследство. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 (отец истцов). После его смерти, дочери ФИО16 (до брака ФИО15) Г.Г., ФИО17 (до брака ФИО15) В.Г. в установленные законом сроки к нотариусу не обратились, однако совершили действия по фактическому принятию наследства: пользуются земельным участком и жилым домом, несут бремя по их содержанию, оплачивают коммунальные услуги.
Обстоятельства фактического пользования и содержания истцами спорного земельного участка и жилого дома, также подтверждаются свидетельскими показаниями ФИО9, ФИО10, допрошенных в судебном заседании. Единственными наследниками к имуществу, оставшемуся после смерти ФИО2, являются его дочери ФИО3, ФИО6
Согласно градостроительной справке от ДД.ММ.ГГГГ № объект (лит.А,А1) относится к основному виду разрешенного использования территориальной зоны (Ж-4), что соответствует градостроительному регламенту данной зоны. Градостроительных ограничений на жилой дом с пристроем (лит. А,А1) не установлено.
Из технического заключения № следует, что техническое состояние строительных конструкция жилого дома с пристроем (лит. А,А1) работоспособное. Угрозы для жизни и здоровья граждан не выявлено. Жилой дом с пристроем (лит.А,А1) по <адрес> городе Барнауле пригоден для дальнейшей эксплуатации и может быть сохранен в установленном законе порядке.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии объекта пожарным нормам и правилам в части противопожарных расстояний по отношению к соседним жилым домам, жилой дом (лит.А,А1,) расположенный по <адрес> соответствует требованиям противопожарной безопасности СП 4.13130.2013 в части наличия эвакуационных выходов и противопожарного расстояния по отношению к соседним домам по <адрес>. Однако не соответствует требование противопожарной безопасности в части расстояния до соседнего дома по <адрес>, поскольку составляет менее 12 м.
Обеспечена возможность своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, а также обеспечен доступ личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей, что соответствует п. 7.1 СП 55.13330.2016. Эксперт отмечает, что исследуемый жилой дом при нормальной эксплуатации не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Вместе с тем, указанное в справке № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии объекта пожарным нормам и правилам обстоятельство (не выдержаны нормативные расстояния (12м) до соседнего дома) не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку владелец смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> не возражал против удовлетворения искового заявления.
Согласно ответа комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушение установленных границ красных линий отсутствует.
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ в пользовании истцов находится жилой дом (лит.А,А1) состоящий из: жилой комнаты, площадью 13,3 кв.м, жилой комнаты, площадью 15,6 кв.м, котельной, площадью 6 кв.м, жилой комнаты, площадью 7 кв.м, кухни, площадью 8 кв.м, Право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировано, документы на возведение строения не предоставлены, о чем имеется отметка на техническом паспорте.
Таким образом, обстоятельств, исключающих возможность признания права собственности на самовольную постройку, не установлено.
На основании изложенного, суд полагает возможным признать право общей долевой собственности на жилой дом (литер А, А1) общей площадью 50 кв.м., в том числе жилой площадью 36 кв.м. по <адрес> в <адрес> за истцами по ? доли.
При этом суд учитывает, что в соответствии с ч.3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость о того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Кроме того, истцом ФИО3 принимались меры к легализации самовольно выполненной постройки, в чем истцу отказано ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Установить факт принятия наследства ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, открывшегося после смерти ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право общей долевой собственности на жилой дом (литер А, А1) находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м., в том числе жилой площадью 36 кв.м., за ФИО5 - № доли, за ФИО6 - №.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в апелляционном порядке.
Судья Д.В. Косилова