УИД 79RS0002-01-2019-005816-18
Дело № 2а-3102/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 декабря 2019 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Перминой В.А.
при секретаре Мустафиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области к Шерстюковой Елене Владимировне о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного, транспортного налогов и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шерстюковой Е.В. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного, транспортного налогов и пени. Свои требования мотивировала тем, что ответчик состоит в ИФНС России по г. Биробиджану в качестве налогоплательщика. Налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги ответчиком не уплачены, в связи с чем, инспекцией начислены пени. В связи с несвоевременной оплатой указанных налогов Шерстюковой Е.В. направлены требования от 6 октября 2017 г. № 7243, 22 января 2018 г. № 990, 18 декабря 2018 г. № 15369, об уплате налогов, в которых сообщалось о наличие у ответчика задолженности и сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанные в требованиях суммы в бюджет не поступали, требования ответчиком не исполнены. Просит взыскать с Шерстюковой Е.В. налог на имущество физических лиц в размере 2084 руб., пени в размере 19 руб. 96 коп., земельный налог в размере 722 руб. и пени в размере 7 руб. 80 коп., транспортный налог в размере 5084 руб. и пени в размере 304 руб. 51 коп., всего 8222 руб. 27 коп. Также в административном исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу, который мотивирован большим объемом работы Инспекции.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Шерстюкова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
Согласно положениям ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Ответчик извещалась судом по месту жительства: <адрес>. Однако вручить извещение не представилось возможным, письмо возвращено обратно отправителю, в связи с истечением срока хранения.
Указанные выше обстоятельства, суд расценивает как надлежащее извещение представителя административного истца и ответчика о времени и месте судебного заседания и полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст. 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (п. 3 ст. 402 НК РФ).
На основании ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ст. 358 НК РФ объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговым периодом по уплате транспортного налога признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
В силу ст. 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 3, 5 ст. 75 НК РФ).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст.45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п.4 ст. 57 Налогового кодекса РФ.
Как установлено из материалов дела, Шерстюкова Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
Согласно налоговому уведомлению № 36662649 от 26 июля 2017 г. за 2016 г. сумма транспортного налога составила 2620 руб., сумма земельного налога составила 1511 руб. и сумма налога на имущество физических лиц составила 1142 руб. и должны быть уплачены Шерстюковой Е.В. не позднее 1 декабря 2017 г.
Из налогового уведомления № 9155829 от 23 июня 2018 г. усматривается, что за 2017 г. сумма транспортного налога составила 2464 руб., сумма земельного налога составила 1511 руб. и сумма налога на имущество физических лиц составила 942 руб. и должны быть уплачены ответчицей не позднее 3 декабря 2018 г.
В связи с неуплатой обязательных платежей в установленный срок ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО в адрес Шерстюковой Е.В. направлены требования: № 7243 от 6 октября 2017 г. об уплате пени по транспортному налогу в размере 260 руб. 64 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4 руб. 61 коп., пени по земельному налогу в размере 1 руб. 69 коп., которым предложено ответчице в срок до 15 ноября 2017 г. погасить задолженность; № 15369 от 18 декабря 2018 г. об уплате транспортного налога в размере 2464 руб. и пени в размере 8 руб. 65 коп., налога на имущество физических лиц в размере 942 руб., земельного налога в размере 361 руб. и пени в размере 1 руб. 26 коп., в срок до 28 января 2019 г.; № 990 от 22 января 2018 г. об уплате транспортного налога в размере 2620 руб. и пени в размере 35 руб. 22 коп., налога на имущество физических лиц в размере 1142 руб. и пени в размере 15 руб. 35 коп., земельного налога в размере 361 руб. и пени в размере 4 руб. 856 коп., в срок до 5 марта 2018 г.
Направление налоговых извещений подтверждаются списками внутренних почтовых отправлений.
В установленные сроки Шерстюкова Е.В. задолженность по налогам и пени не уплатила.
В соответствии с п. 5.1.1 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Шестимесячный срок на обращение в суд начал исчисляться по истечении срока, установленного в требованиях: № 7243 от 6 октября 2017 г. с 15 ноября 2017 г., № 15369 от 18 декабря 2018 г. с 28 января 2019 г., № 990 от 22 января 2018 г. с 5 марта 2018 г.
С административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей административный истец обратился с пропуском шестимесячного срока 25 октября 2019 г.
В административном иске содержится ходатайство административного истца ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО о восстановлении срок для обращения в суд с данными требованиями, сославшись на то, что причиной пропуска срока явилась большая загруженность Инспекции.
Однако, суд считает, что данная ссылка несостоятельна, поскольку указанные основания относятся к обстоятельствам организационного характера и не могут являться уважительной причиной пропуска срока.
Иных уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО не указала, каких-либо доказательств не представила, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления о восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах учитывая, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания обязательных платежей, суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания с Шерстюковой Е.В. задолженности за 2016-2017 г.г. по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам, а также пени утрачена, ввиду чего требования ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области к Шерстюковой Елене Владимировне о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного, транспортного налогов и пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Пермина