Дело № 2-940/2024
37RS0012-01-2024-001265-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года город Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Егоровой А.А.,
при секретаре Ермолаевой Д.А.,
с участием истца Долгих Ю.П., представителя истца Прокуратуры Ивановской области – Родионовой О.В.,
представителя ответчика Департамента управления имуществом Ивановской области Тороповой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах Долгих Ю. П. к Департаменту управления имуществом Ивановской области о защите трудовых прав в сфере оплаты труда,
установил:
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд в интересах Долгих Ю.П. к Департаменту управления имуществом Ивановской области о защите трудовых прав в сфере оплаты труда.
Исковые требования мотивированы тем, что 17.04.2019 Долгих П.Ю. назначен на должность государственной гражданской службы советника юридического отдела Департамента управления имуществом Ивановской области. 15.09.2023 Долгих П.Ю. уволен с занимаемой должности по собственному желанию. При увольнении из заработной платы Долгих П.Ю. удержаны денежные средства, превышающие 20%, что противоречит положениям ст. 138 ТК РФ. На основании изложенного истец просил суд признать незаконными действия Департамента управления имуществом Ивановской области, выраженные в удержании из заработной платы Долгих П.Ю. денежных средств в размере 9 386,192 руб.; взыскать с Департамента управления имуществом Ивановской области в пользу Долгих П.Ю. излишне удержанную заработную плату в размере 9 386,192 руб.
В судебном заседании истец Долгих Ю.П., представитель истца Прокуратуры Ивановской области по доверенности Родионова О.В. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Долгих П.Ю. сообщил, что расчет сумм, подлежащих удержанию за неотработанные дни отпуска и полученную единовременную выплату к отпуску, не оспаривает, возражения сводятся к общему размеру удержаний из заработной платы более 20%.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом Ивановской области по доверенности Торопова Л.В. в судебном заседании поддержала ранее представленный отзыв на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 30.12.2021 между Департаментом имущественных отношений Ивановской области и Долгих П.Ю. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ивановской области и замещении должности государственной гражданской службы Ивановской области, согласно которого Долгих П.Ю. принял на себя обязательства исполнять должностные обязанности по должности главный советник – юрист отдела распоряжения имуществом управления земельно-имущественных отношений Департамента управления имуществом Ивановской области (л.д. 22-25).
Государственная гражданская служба в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Абзацем 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.
В соответствии со ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В силу ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
Положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (пп. 3 ч. 1 ст. 14)
В силу ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
На основании приказа Департамента имущественных отношений Ивановской области № от 09.01.2023 по заявлению Долгих П.Ю. ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 23.01.2023 на 11 календарных дней (за период работ с 17.04.2022 по 16.04.2023), ежегодный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день с 03.02.2023 на 3 календарных дня, ежегодный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на государственной гражданской службе с 06.02.2023 на 5 календарных дней, ежегодный оплачиваемый отпуск с 11.02.2023 на 19 календарных дней (за период работ с 17.04.2023 по 16.04.2024) (л.д.29).
Приказами начальника Департамента имущественных отношений Ивановской области № и № от 10.01.2023 на основании заявлений Долгих П.Ю. осуществлена выплата единовременной выплаты к отпуску в размере двух окладов месячного денежного содержания в сумме 26 772 руб. и материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания в сумме 13 386 руб. (л.д. 30, 31).
Выплата указанных денежных сумм подтверждается расчетным листком за январь 2023 года (л.д. 64).
На основании заявления Долгих П.Ю. от 05.09.2023 приказом первого заместителя начальника Департамента имущественных отношений Ивановской области № от 14.09.2023 Долгих П.Ю. уволен с государственной гражданской службы Ивановской области с 15.09.2023 (л.д. 34). С указанным приказом Долгих П.Ю. ознакомлен 14.09.2023, о чем на приказе имеется его собственноручная подпись.
Неотъемлемой частью приказа об увольнении № от 14.09.2023 является записка-расчет при прекращении (расторжении) служебного контракта с гражданским служащим, согласно которой Долгих П.Ю. использовано авансом 3,15 дня отпуска за период с 17.04.2023 по 15.09.2024 (л.д. 35).
В силу п. 4.2 раздела 4 Положения о материальном стимулировании государственных служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в Департаменте управления имуществом Ивановской области, утвержденного приказом Департамента от 23.04.2014 №, в целях социальной поддержки гражданских служащих по их заявлению выплачивается материальная помощь один раз в календарный год в размере одного оклада месячного содержания.
Пунктом 4.3 раздела 4 Положения предусмотрено, что гражданский служащий, не отработавший полного календарного года со дня поступления на гражданскую службу и замещения должности в Департаменте, имеет право на получение в этом календарном году материальной помощи в размере, пропорциональном периоду, исчисленному с даты поступления на гражданскую службу и замещения должности по 31 декабря соответствующего календарного года.
Согласно п. 4.4 раздела 4 Положения гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в текущем календарном году материальная помощь выплачивается в размере, пропорциональном периоду нахождения гражданского служащего на гражданской службе и замещения должности в Департаменте.
Пунктом 5.1 раздела 5 Положения установлена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с п. 5.6 раздела 5 Положения единовременная выплата осуществляется в пределах и за счет средств установленного фонда оплаты труда Департамента.
Согласно п. 5.2 Распоряжение аппарата Правительства Ивановской обл. от 25.05.2023 N 9-од «Об утверждении Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Ивановской области» гражданскому служащему, не отработавшему полного календарного года, при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением с гражданской службы в данном календарном году единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится в размере, пропорциональном периоду нахождения гражданского служащего на гражданской службе и замещения должности гражданской службы в соответствующем государственном органе в данном календарном году.
Как следует из расчетного листка за сентябрь 2023 года за отработанное время Долгих П.Ю. начислена заработная плата в размере 23 060,20 руб., из которой произведено удержание за 3,15 дней основного отпуска в размере 5 638,56 руб. и материальная помощь за 3 месяца неотработанного календарного года в размере 10 039,74 (л.д. 60, 65).
Согласно ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Из приведенных положений ст. 137 ТК РФ следует, что работодатель вправе производить удержания из заработной платы работника для погашения задолженности работника перед работодателем в случаях, перечисленных в части 2 этой статьи. К таким случаям относится удержание из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю при увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска (абзац пятый части 2 статьи 137 ТК РФ).
В соответствии с указанной нормой закона, работодатель вправе удержать из заработной платы работника оплаченный авансом отпуск за неотработанные дни отпуска при его увольнении, в том случае, если у работника имеется такая задолженность.
Такое удержание может быть произведено при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за счет сумм, подлежащих выплате работнику при прекращении трудового договора в порядке статьи 140 ТК РФ.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Таким образом, работодатель вправе для погашения задолженности работника произвести удержания из заработной платы за неотработанные дни отпуска при его увольнении в полном объеме при наличии достаточных денежных средств.
В силу ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
При этом ограничения размера удержаний, установленные статьей 138 Трудового кодекса РФ, в данном случае применению не подлежат, поскольку данная норма закона распространяется на длящиеся правоотношения, и устанавливает, в каком размере могут быть произведены удержания из зарплаты работника при каждой ее выплате, т.е. при систематических (ежемесячных) выплатах заработной платы, с целью обеспечения работнику выплаты определенной суммы заработной платы, достаточной для удовлетворения его основных жизненных потребностей, а не при увольнении в случае окончательного расчета между работником и работодателем в связи с прекращением трудовых отношений.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами трудового законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий Департамента управления имуществом Ивановской области, выраженных в удержании из заработной платы Долгих П.Ю. денежных средств в размере 9 386,192 руб. и взыскании с Департамента управления имуществом Ивановской области вы пользу Долгих П.Ю. излишне удержанной заработной платы в размере 9 386,192 руб., исходя из того, что работодатель при прекращении трудовых отношений с Долгих П.Ю. был вправе в соответствии с положениями ст. 137 ТК РФ произвести удержание задолженности за неотработанные дни отпуска и полученную материальную помощь из суммы, причитающейся к выплате при увольнении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ивановской области в интересах Долгих Ю. П. к Департаменту управления имуществом Ивановской области о защите трудовых прав в сфере оплаты труда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2024 года.
Судья Егорова А.А.