Судья Ибрагимов Р.С. УИД 16OS0000-01-2019-000008-39
№ дела в суде первой инстанции 2а-270/2019
№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-14634/2019
учет 121а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июня 2019 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление Ильясова ФИО10 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов (под производственную базу) площадью 5 720 квадратных метров с кадастровым номером 16:52:030204:36, расположенного по адресу: <адрес>, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3 835 407 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов (под производственную базу) площадью 9 557 квадратных метров с кадастровым номером 16:52:080504:1282, расположенного по адресу: <адрес>, напротив 19 микрорайона, вдоль автодороги М7, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2018 года в размере 9 058 617 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <дата>, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с <дата> в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:030204:36, и с 17 августа 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:080504:1282 на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2018 года».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Ильясова Т.Т. – Кашапову Г.В., возражавшую ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильясов Т.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов (под производственную базу) площадью 5 720 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>,
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов (под производственную базу) площадью 9 557 квадратных метров с кадастровым номером 16:52:080504:1282, расположенного по адресу: <адрес>, напротив <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... по состоянию на 1 января 2015 года и на 17 августа 2018 года составляют 11 507 496 рублей и 19 894 137 рублей 91 копеек соответственно. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости в размере 3 320 900 рублей и 3 312 400 рублей соответственно.
Лица, участвующие в деле, в суд первой инстанции, не явились, извещены.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности заключения эксперта от 8 мая 2019 года .... об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Апеллянт полагает, что отчет составлен с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель Ильясова Т.Т. – Кашапова Г.В. возражала удовлетворению апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года .... «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.
В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Ильясов Т.Т. является собственником: земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов (под производственную базу) площадью 5 720 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов (под производственную базу) площадью 9 557 квадратных метров с кадастровым номером 16:52:080504:1282, расположенного по адресу: <адрес>, напротив <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 11 507 496 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 17 августа 2018 года в размере 19 894 137 рублей 91 копеек.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.1 л.д. 13-14).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, Ильясов Т.Т. обратился в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В подтверждение своих доводов Ильясовым Т.Т. представлены отчеты №.... от 24 декабря 2018 года, составленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр Бизнеса и Оценки «Регион», об оценке рыночной стоимости земельных участков, согласно которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2015 года составила 3 320 900 рублей и по состоянию на 17 августа 2018 года составила 3 312 400 рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 5 марта 2019 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.
Как следует из заключения эксперта Белай О.С. общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» .... от 8 мая 2019 года, вышеназванные отчеты не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:030204:36 по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3 835 407 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:52:080504:1282 по состоянию на 17 августа 2018 года в размере 9 058 617 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание экспертного заключения № .... от 8 мая 2019 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объектов недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке экспертного заключения и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи