УИД <номер> Дело № 3а-10/2021
(3а-125/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Китаеве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тягло Андрея Владимировича к правительству Амурской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области о пересмотре кадастровой стоимости и установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости, возложении обязанности внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости равной ее рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Тягло А.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что Тягло А.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание (здание проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, определенная в соответствии с постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года № 536, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 712 357,95 руб. Рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на ту же дату составляет 198 464 руб., что значительно меньше его кадастровой стоимости, которая затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку влечёт увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате налога на имущество физических лиц. Просит пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания (проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и установить с 01 января 2016 года кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 198 464 руб.; возложить обязанность на Управление Росреестра по Амурской области внести сведения в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости данного объекта недвижимости его рыночную стоимость равной 198 464 руб.
Административный истец Тягло А.В., его представитель Ткачук Е.А., представители административных ответчиков правительства Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г. Райчихинска, министерства имущественных отношений Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Административный истец Тягло А.В., представители министерства имущественных отношений Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просили рассмотреть административное дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 150, 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика правительства Амурской области - министерство имущественных отношений Амурской области, которому распоряжением губернатора Амурской области № 311-р от 18 декабря 2014 г. поручено представлять интересы правительства Амурской области по делам данной категории, указало, что в предоставленном административным истцом отчете <номер> об оценке рыночной стоимости, министерство грубых нарушений не обнаружило.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Управление Росреестра по Амурской области просило суд отказать в удовлетворении требований административного иска в части возложения на Управление обязанности по внесению в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания (проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер> его рыночную стоимость, в остальной части принять решение исходя из фактических обстоятельств дела, на основании исследованных доказательств.
В письменных возражениях на административный иск заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указало, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <номер> установлена в размере 712 357,95 рублей и внесена в ЕГРН на основании постановления правительства Амурской области от 29.11.2016 г. № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области». Орган регистрации прав обеспечивает только внесение сведений о кадастровой стоимости по результатам проведенной государственной оценки после ее утверждения и передачи в орган регистрации прав. В случае установления судом выполнения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, представленный отчет может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, в целях внесения ее в сведения, предусмотренные нормами Федерального законодательства о Едином государственном реестре недвижимости.
Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Тягло А.В. является собственником объекта недвижимости – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость указанного объекта установлена в размере 712 357,95 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07 декабря 2016 года, дата по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость 01 января 2016 года.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 указанного Закона).
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», постановлением правительства Амурской области от 16 ноября 2015 года № 538 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Амурской области» правительством Амурской области в 2016 г. (по состоянию на 1 января 2016 г.) проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Амурской области: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости).
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области».
Согласно приложению № 1 к настоящему постановлению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 01 января 2016 года составляет 712 357,95 рублей.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз.1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 373, 388, 400 НК РФ).
Поскольку административный истец Тягло А.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, результаты определения его кадастровой стоимости влияют на размер налога на имущество физических лиц, который рассчитывается из кадастровой стоимости объекта недвижимости, что затрагивает права и обязанности Тягло А.В., суд приходит к выводу, что Тягло А.В. вправе оспорить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> утверждена постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536.
Согласно ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением Тягло А.В. обратился в суд 13 ноября 2020 г., т.е. в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований, в том числе об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
По смыслу положений ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с чем, отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Центр экспертизы и оценки» <номер> от 10 июля 2020 г. (оценщик Ф.И.О.1), как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам ст. 84 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. №297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), пункт 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 6 указанного Стандарта итоговая величина стоимости - стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (п.7).
Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки.
Как указано в п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов. При проведении оценки возможно установление дополнительных к указанным в задании на оценку допущений, связанных с предполагаемым использованием результатов оценки и спецификой объекта оценки.
Из отчета ООО «Центр экспертизы и оценки» (оценщик Ф.И.О.1) <номер> от 10 июля 2020 г. следует, что рыночная стоимость здания проходного контрольного пункта по состоянию на 1 января 2016 года составляет 198 464 руб. При определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости, оценка объекта выполнена на основе анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в данном регионе, при проведении оценки использован один подход к оценке недвижимости – затратный. Обоснован отказ сравнительного и доходного подхода.
Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
Отчёт <номер> от 10 июля 2020 г. выполнен оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки» Ф.И.О.1, состоящей в саморегулируемой общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков»; гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (полис страхования ответственности <номер>, действительный с 01 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г.), также застрахована гражданская ответственность ООО «Центр экспертизы и оценки», из чего следует, что оценщик соответствует требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности установленных ст. ст. 4, 15, абз.4 ст.15.1 и ст.24.7 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ.
Возражений и доказательств, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке, ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами, суду не заявлено и не представлено. Ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами не заявлено ходатайств о назначении по делу экспертизы, если усматривали к тому основания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела доказана рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 198 464 руб. по состоянию на 01 января 2016 г. Произведенная уполномоченным органом кадастровая оценка принадлежащего административному истцу объекта недвижимости его рыночной стоимости не соответствует.
Таким образом, с учетом совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости и допустимости в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд находит подлежащими удовлетворению требования Тягло А.В. о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 198 464 руб. по состоянию на 01 января 2016 г.
Рассматривая административное исковое требование Тягло А.В. к Управлению Росреестра по Амурской области о возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <номер> его рыночной стоимости, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку оно заявлено преждевременно.
В силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца при наличии с его (административного ответчика) стороны незаконных действий либо незаконного бездействия.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, порядок внесения сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда урегулирован законом, и вынесения судебного решения в этой части не требуется. В связи с чем, административным истцом указанное требование заявлено преждевременно, поскольку в настоящее время со стороны уполномоченного органа отсутствует какое-либо незаконное бездействие.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления физическим лицом о пересмотре кадастровой стоимости считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 13 ноября 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Тягло Андрея Владимировича удовлетворить частично.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 198 464 (сто девяносто восемь тысяч четыреста шестьдесят четыре) рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания считать 13 ноября 2020 года.
В удовлетворении административного искового требования Тягло А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 28 января 2021 года.
Председательствующий судья Е.С. Диких
УИД <номер> Дело № 3а-10/2021
(3а-125/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Китаеве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тягло Андрея Владимировича к правительству Амурской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области о пересмотре кадастровой стоимости и установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости, возложении обязанности внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости равной ее рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Тягло А.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что Тягло А.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание (здание проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, определенная в соответствии с постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года № 536, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 712 357,95 руб. Рыночная стоимость указанного объекта недвижимости на ту же дату составляет 198 464 руб., что значительно меньше его кадастровой стоимости, которая затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку влечёт увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате налога на имущество физических лиц. Просит пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания (проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и установить с 01 января 2016 года кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 198 464 руб.; возложить обязанность на Управление Росреестра по Амурской области внести сведения в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости данного объекта недвижимости его рыночную стоимость равной 198 464 руб.
Административный истец Тягло А.В., его представитель Ткачук Е.А., представители административных ответчиков правительства Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г. Райчихинска, министерства имущественных отношений Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Административный истец Тягло А.В., представители министерства имущественных отношений Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просили рассмотреть административное дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 150, 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика правительства Амурской области - министерство имущественных отношений Амурской области, которому распоряжением губернатора Амурской области № 311-р от 18 декабря 2014 г. поручено представлять интересы правительства Амурской области по делам данной категории, указало, что в предоставленном административным истцом отчете <номер> об оценке рыночной стоимости, министерство грубых нарушений не обнаружило.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Управление Росреестра по Амурской области просило суд отказать в удовлетворении требований административного иска в части возложения на Управление обязанности по внесению в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания (проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер> его рыночную стоимость, в остальной части принять решение исходя из фактических обстоятельств дела, на основании исследованных доказательств.
В письменных возражениях на административный иск заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указало, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <номер> установлена в размере 712 357,95 рублей и внесена в ЕГРН на основании постановления правительства Амурской области от 29.11.2016 г. № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области». Орган регистрации прав обеспечивает только внесение сведений о кадастровой стоимости по результатам проведенной государственной оценки после ее утверждения и передачи в орган регистрации прав. В случае установления судом выполнения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, представленный отчет может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, в целях внесения ее в сведения, предусмотренные нормами Федерального законодательства о Едином государственном реестре недвижимости.
Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Тягло А.В. является собственником объекта недвижимости – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость указанного объекта установлена в размере 712 357,95 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07 декабря 2016 года, дата по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость 01 января 2016 года.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 указанного Закона).
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», постановлением правительства Амурской области от 16 ноября 2015 года № 538 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Амурской области» правительством Амурской области в 2016 г. (по состоянию на 1 января 2016 г.) проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Амурской области: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости).
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области».
Согласно приложению № 1 к настоящему постановлению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 01 января 2016 года составляет 712 357,95 рублей.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз.1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 373, 388, 400 НК РФ).
Поскольку административный истец Тягло А.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, результаты определения его кадастровой стоимости влияют на размер налога на имущество физических лиц, который рассчитывается из кадастровой стоимости объекта недвижимости, что затрагивает права и обязанности Тягло А.В., суд приходит к выводу, что Тягло А.В. вправе оспорить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> утверждена постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 г. № 536.
Согласно ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением Тягло А.В. обратился в суд 13 ноября 2020 г., т.е. в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований, в том числе об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
По смыслу положений ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с чем, отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Центр экспертизы и оценки» <номер> от 10 июля 2020 г. (оценщик Ф.И.О.1), как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам ст. 84 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. №297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), пункт 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 6 указанного Стандарта итоговая величина стоимости - стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (п.7).
Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки.
Как указано в п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов. При проведении оценки возможно установление дополнительных к указанным в задании на оценку допущений, связанных с предполагаемым использованием результатов оценки и спецификой объекта оценки.
Из отчета ООО «Центр экспертизы и оценки» (оценщик Ф.И.О.1) <номер> от 10 июля 2020 г. следует, что рыночная стоимость здания проходного контрольного пункта по состоянию на 1 января 2016 года составляет 198 464 руб. При определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости, оценка объекта выполнена на основе анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в данном регионе, при проведении оценки использован один подход к оценке недвижимости – затратный. Обоснован отказ сравнительного и доходного подхода.
Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
Отчёт <номер> от 10 июля 2020 г. выполнен оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки» Ф.И.О.1, состоящей в саморегулируемой общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков»; гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (полис страхования ответственности <номер>, действительный с 01 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г.), также застрахована гражданская ответственность ООО «Центр экспертизы и оценки», из чего следует, что оценщик соответствует требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности установленных ст. ст. 4, 15, абз.4 ст.15.1 и ст.24.7 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ.
Возражений и доказательств, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке, ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами, суду не заявлено и не представлено. Ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами не заявлено ходатайств о назначении по делу экспертизы, если усматривали к тому основания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела доказана рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 198 464 руб. по состоянию на 01 января 2016 г. Произведенная уполномоченным органом кадастровая оценка принадлежащего административному истцу объекта недвижимости его рыночной стоимости не соответствует.
Таким образом, с учетом совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости и допустимости в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд находит подлежащими удовлетворению требования Тягло А.В. о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 198 464 руб. по состоянию на 01 января 2016 г.
Рассматривая административное исковое требование Тягло А.В. к Управлению Росреестра по Амурской области о возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <номер> его рыночной стоимости, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку оно заявлено преждевременно.
В силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца при наличии с его (административного ответчика) стороны незаконных действий либо незаконного бездействия.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, порядок внесения сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда урегулирован законом, и вынесения судебного решения в этой части не требуется. В связи с чем, административным истцом указанное требование заявлено преждевременно, поскольку в настоящее время со стороны уполномоченного органа отсутствует какое-либо незаконное бездействие.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления физическим лицом о пересмотре кадастровой стоимости считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 13 ноября 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Тягло Андрея Владимировича удовлетворить частично.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания (здания проходного контрольного пункта) с кадастровым номером <номер>, общей площадью 145,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 198 464 (сто девяносто восемь тысяч четыреста шестьдесят четыре) рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания считать 13 ноября 2020 года.
В удовлетворении административного искового требования Тягло А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 28 января 2021 года.
Председательствующий судья Е.С. Диких