К делу № 2-70/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2013 года ст. Полтавская
Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Килюхов М.А.,
при секретаре Ивановой М.Г.
с участием старшего помощника прокурора Красноармейского района Волкового В.С., представителя заинтересованного лица администрации МО Красноармейский район по доверенности Ткачевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноармейского района в интересах Пахомовой Марины Михайловны, об обязании администрации муниципального образования Красноармейский район и администрации Краснодарского края предоставить Пахомовой М.М. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района Семенюта Г.В. обратился в суд с заявлением в интересах Пахомовой Марины Михайловны в котором просит обязать администрацию муниципального образования Красноармейский район и администрацию Краснодарского края предоставить Пахомовой М.М. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Красноармейского района была проведена проверка по обращению Пахомовой М.М. о защите нарушенных прав в части не предоставления ей вне очереди жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проведенной проверки установлено, что 05.04.2012 года Пахомовой М.М. подано заявление главе муниципального образования Красноармейский район о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о внесении её в отдельный список.
Не обеспечение Пахомовой М.М. до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных норм нарушает её права, предусмотренные вышеуказанным законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора направлено на защиту нарушенного права Пахомовой М.М. на обеспечение жилищем в муниципальном жилищном фонде.
В судебном заседании старший помощник прокурора Красноармейского района Волковой В.С. заявленные требования поддержал по указанным основаниям и просил суд обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края, администрацию МО Красноармейский район, в порядке установленном законодательством субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти <адрес> обеспечить однократное предоставление гр. Пахомовой Марине Михайловне ДД.ММ.ГГГГ. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений по норме предоставления общей площади жилого помещения не ниже установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее – уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее – жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Представитель администрации Муниципального образования Красноармейский район Ткачева Д.В., с доводами прокурора не согласна.
В обоснование возражений ссылается на то обстоятельство, что статьёй 5 Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено следующее: «Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1, 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма лидо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма"(далее – Порядок). В соответствии с пунктом 1.3 Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
При этом, в соответствии с пунктом 3.1 Порядка орган местного самоуправления исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка, извещения о включении их в список граждан – претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений (адрес, этажность, общая и жилая площадь, количество комнат). Форма извещения утверждается департаментом семейной политики Краснодарского края.
Представитель МО Красноармейский район полагает, что предоставить жилое помещение Пахомовой М.М. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, приведет к ущемлению прав и интересов граждан указанной категории, принятых на учет для улучшения жилищных условий, ранее. Просит в иске отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представитель департамента семейной политики Краснодарского края, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне и месте слушания дела, о причинах не явки суд не известил.
Суд, с учетом мнения сторон и требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента семейной политики Краснодарского края.
Выслушав мнения сторон, участвующих в деле, установив фактические обстоятельства дела и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в ходе проверки выявлено, что 05.04.2012 года Пахомовой М.М. подано заявление главе муниципального образования Красноармейский район о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о внесении её в отдельный список (л.д.6).
На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159- ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, либо по окончанию военной службы, либо после возвращения из мест лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Постановлением главы муниципального образования Красноармейский район от ДД.ММ.ГГГГ № Пахомова Марина Михайловна поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ-(л.д.7).
Законом Краснодарского края от 15.12.2004. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в том числе и по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством),"а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляется по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п.3 ст.20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 26.12.2012 г. № 2645 - КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родитёлей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
При этом согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 № 85-В08-3, а также обзора практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ реализация прав на внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и т.д., поскольку все эти доводы не основаны на законе.
Не обеспечение Пахомовой М.М. до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные вышеуказанным законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.
Однако, суд полагает, что предоставить жилое помещение Пахомовой М.М. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной. категории, приведет к ущемлению прав и интересов граждан указанной категории, принятых на учет для улучшения жилищных условий, ранее.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░-░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №1748-░░ ░░ 03.06.2009 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░» ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░