Дело №2а-124/2022; 33а-2824/2022 судья Денисенко Д.В. 2022 год
УИД 69RS0019-01-2022-000132-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Васильевой Т.Н., Сельховой О.Е.
при секретаре судебного заседания Мелиховой В.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Образцовой О.А.
административное дело по апелляционной жалобе администрации Максатихинского района на решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 20 мая 2022 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление прокурора Максатихинского района Тверской области, поданное в порядке статьи 39 КАС РФ, к администрации Максатихинского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Максатихинского района Тверской области по обеспечению беспрерывного наружного искусственного освещения на улице <адрес> в тёмное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Возложить на администрацию Максатихинского района Тверской области обязанность в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение на улице <адрес> в тёмное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Максатихинского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Максатихинского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение автомобильных дорог общего пользования на улицах Звездная, Южная, Взлётная мкр. Южный пгт. Максатиха Тверской области.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Максатихинского района Тверской области проведена проверка по обращению жителя мкр. Южный пгт. Максатиха Тверской области по вопросу отсутствия надлежащего уличного освещения и установлено отсутствие соответствующего оборудования и уличного освещения вблизи спортивной и детской площадки от дома № до дома № в <адрес>, а также на улицах <адрес>.
По результатам рассмотрения представления прокурора Максатихинского района Тверской области администрацией Максатихинского района Тверской области 25 февраля 2022 года было указано, что смонтировано и введено в эксплуатацию 7 светодиодных светильников уличного освещения в мкр. Южный пгт. Максатиха Тверской области вблизи спортивной и детской площадки от дома № до дома №.
Однако беспрерывное наружное искусственное освещение на улицах <адрес> в
тёмное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в
соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного
освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения до
настоящего времени не обеспечено, что свидетельствует о бездействии органа
местного самоуправления.
По состоянию на 01 апреля 2022 года выявленные прокуратурой района нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в полном объёме не устранены, освещение на улицах <адрес> в тёмное время суток не обеспечено.
Ненадлежащее уличное освещение нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток. Данное обстоятельство ведёт к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Исходя из изложенного, просил признать незаконным бездействие администрации Максатихинского района Тверской области, выразившееся в не обеспечении беспрерывного наружного искусственного освещения автомобильных дорог в на улицах <адрес> в тёмное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения; возложить на администрацию Максатихинского района Тверской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность обеспечить беспрерывно наружное искусственное освещение автомобильных дорог общего пользования на улицах <адрес> в тёмное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Протокольным определением суда от 22 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Совет депутатов городского поселения поселок Максатиха Тверской области.
Протокольным определением суда от 16 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МО МВД России «Бежецкий».
В судебном заседании заместитель прокурора Максатихинского района Тверской области Свистунова О.А. требования поддержала.
Представитель административного ответчика Лунина Л.С. в судебном заседании указала, что освещение на улицах <адрес> делать административный ответчик должен, но в рамках благоустройства территории, а не в рамках дорожной деятельности муниципального образования.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского поселения поселок Максатиха Тверской области Синюшкина Н.В. также возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Бежецкий» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, не возражал против удовлетворения уточнённых исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Максатихинского района ставится вопрос об отмене решения суда. Полагают решение незаконным, поскольку неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеет место несоответствие выводов суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно положениям ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пункт 5.3.3.2. которого закрепляет, что при прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований: на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия); на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части; на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных "карманах".
В рассматриваемом случае, улицы <адрес> не относятся к скоростным дорогам и улицам непрерывного движения - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия); на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части; на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных "карманах".
В соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 статьи 14 и п. 25 ч. 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
Финансирование расходов на обеспечение благоустройства на территории пгт. Максатиха в части, касающейся устройств наружного освещения, осуществляется за счет средств бюджета пгт. Максатиха. Средства, необходимые для финансирования расходов, предусматриваются в бюджете пгт. Максатиха на очередной финансовый год.
Ввиду чего, для благоустройства улиц (в частности, освещения улиц, в том числе и ул. Взлётная) пгт. Максатиха необходимо дополнительное финансирование, а также дополнительное время на разработку проектно-сметной документации, проведение процедур в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрерывное наружное искусственное освещение на улице <адрес> пгт. Максатиха Тверской области в тёмное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения, не представляется возможным.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Максатихинского района Лунина Л.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, уточнив, что ошибочно в жалобе указана улица Взлётная, речь идёт об улице Звёздная.
Прокурор Вершинская И.А. возражала против доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Из содержания пункта 5 статьи 14 приведённого закона, части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах местного значения и содержание автомобильных дорог в границах населённых пунктов поселения относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
Статьей 3 названного закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы). Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 части 1 статьи 3). Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункт 5 части 1 статьи 3).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Решением Совета депутатов городского поселения посёлок Максатиха от 29 ноября 2012 года № 15 полномочия администрации городского поселения посёлок Максатиха возложены на администрацию Максатихинского района Тверской области, с 01 января 2013 года полномочия администрации городского поселения прекращены.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» определено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Максатихинского района проведена проверка и совместно с ИОДПС ГИБДД МО МВД России «Бежецкий» 16 февраля 2022 года составлен акт, в котором указано, в том числе на отсутствие освещение на улице <адрес>.
По результатам проведённой прокурором проверки 17 февраля 2022 года администрации Максатихинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами закона и положениями пункта 4.6.1.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», суд первой инстанции признал незаконным бездействие администрации Максатихинского района по непринятию мер по обеспечению беспрерывного наружного искусственного освещения на улице Звёздная мкр. Южный пгт. Максатиха Тверской области в тёмное время суток, включая вечернее, утреннее и ночное время, в соответствии с нормами и правилами естественного и искусственного освещения и стандартами обеспечения безопасности дорожного движения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на приведённых выше положениях законов и требованиях ГОСТ Р 52766-2007.
Отсутствие надлежащего освещения на улице Звёздная подтверждено исследованными судом первой инстанции доказательствами: актом от 16 февраля 2022 года, показаниями свидетеля инспектора ДПС ГИБДД МО МВД России «Бежецкий» Светлова К.И.
Административным ответчиком не отрицалось, что администрация Максатихинского района должна принять меры к освещению улицы Звёздная, однако полагала, что должна это сделать не в рамках дорожной деятельности, а при благоустройстве улицы.
Оспаривая решение суда, администрация Максатихинского района также ссылается на то, что устройство наружного освещения финансируется за счёт средств, предусмотренных на благоустройство, а не на дорожную деятельность.
Между тем вопросы финансирования судом при рассмотрения дела не решались, административный ответчик вправе их решить самостоятельно в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Как видно из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения МО городское поселение п. Максатиха, утв. решением Совета депутатов городское поселение п. Максатиха от 08 ноября 2012 года № 6, улица Звёздная входит в перечень автомобильных дорого местного значения.
В связи с чем суд первой инстанции при разрешении заявленных прокурором требований обоснованно руководствовался, в том числе Федеральным законом № 257-ФЗ и ГОСТ Р 52766-2007.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для организации устройств наружного освещения судебная коллегия признает несостоятельными в связи с тем, что безопасность участников дорожного движения и жителей поселения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета или выполнение иных обязательств не должны освобождать административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Срок, установленный судом, является разумным. Принимая решение, суд исходил из права неопределённого круга лиц на безопасные условия жизни, а также принял во внимание доводы административного ответчика о распределении бюджета на 2022 год и необходимости временных затрат на осуществление освещения.
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 20 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Максатихинского района - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи