Судья Е.В.Мицкевич Дело № 33-1119/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 18 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 декабря 2015 года, которым
исковые требования Кузнецовой Л.А. к Минархстрой Республики Коми, администрации МО ГО «Воркута» удовлетворены.
Признано за Кузнецовой Л.А., <Дата обезличена> года рождения, право на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет её супруга - К.В., 12.02.1997 в категории «инвалиды».
Обязана администрация муниципального образования городского округа «Воркута» включить Кузнецову Л.А., <Дата обезличена> года рождения, в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с датой первоначальной постановки на учёт её супруга - К.В., 12.02.1997 в категории «инвалиды».
Обязано Министерство архитектуры и строительства Республики Коми выделить Кузнецовой Л.А. жилищную субсидию с датой первоначальной постановки на учёт её супруга - К.В., 12.02.1997 в категории «инвалиды», в порядке очередности.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Кузнецова Л.А. обратилась с иском к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми, администрации МО ГО «Воркута» о признании за ней право на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет её супруга К.В., <Дата обезличена> года рождения, и его очередностью 12.02.1997 по категории «инвалиды»; обязании включить её в списки граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с датой первоначальной постановки на учет К.В. и его очередностью 12.02.1997 по категории «инвалиды»; выделить ей в порядке очередности жилищную субсидию с датой первоначальной постановки на учёт граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы её супруга К.В., его очередностью 12.02.1997, по категории «инвалиды».
Представитель истца в судебном заседании требования иска поддержал по доводам, приведённым в исковом заявлении.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица и судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минархстрой РК просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая на неправомерный перевод очереди на истца.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009 Кузнецова Л.А. состояла в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учёт 12.02.1997, по категории «пенсионеры», с составом семьи 3 человека, включая: К.В. и К.С.В. С 01.01.2010 – с составом семьи 2 человека, включая К.С.В.
Согласно справке сер. МСЭ-2007 <Номер обезличен> от 25.03.2009 К.В. впервые на срок до 01.04.2010 был признан инвалидом ... от общего заболевания.
08 апреля 2009 года Кузнецова Л.А. и К.В. обратились в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе очереди на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера с Кузнецовой Л.А. на К.В., которое решением комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» было удовлетворено (протокол <Номер обезличен> от 10.04.2009, утверждён постановлением администрации ГО «Воркута» <Номер обезличен> от 10.04.2009).
23 декабря 2009 года администрацией МО ГО «Воркута» в адрес Кузнецова В.И. было направлено уведомление о включении его в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2010 год по Республике Коми.
03 февраля 2010 года Кузнецов В.И. умер, что подтверждается свидетельством о смерти сер.I-ЕА <Номер обезличен>, выданным территориальным отделом ЗАГС г.Воркута 04.02.2010.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 19.02.2010 ( протокол <Номер обезличен> от 19.02.2010, утверждён постановлением администрации ГО «Воркута» <Номер обезличен> от 19.02.2010) очередь на получение жилья за пределами г.Воркута с умершего К.В. была переведена на истца по категории «пенсионеры» с датой подачи первоначального заявления <Дата обезличена> с составом семьи 2 человека, включая сына – К.С.В.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута2 от 09.10.2015, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 21.10.2015 № 1809Кузнецовой Л.А. отказано в сохранении права на получение социальных выплаты для приобретения жилья за пределами г.Воркута по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 12.02.1997 умершего мужа К.В. Выражая несогласие с указанным решением Кузнецова Л.А. обратилась в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Кузнецовой Л.А, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Кузнецова Л.А. как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти его матери до 1 января 2012 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Так, ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст.4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст.1 Федерального закона от 25.10.002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в ст.1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (ст.2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Доводы апелляционной жалобы Минархстрой РК в подтверждение своей позиции по делу основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобы Министерства архитектуры и строительства Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: