Дело №12-167/2017
РЕШЕНИЕ
29 марта 2017 года г.Брянск, ул. Фокина, д. 45
Судья Советского районного суда г. Брянска Рассказова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственной жилищной инспекции Брянской области на постановление мирового судьи судебного участка №13 Советского судебного района г.Брянска от 13.01.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.4.1. ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЖСК «Серебряный ручей»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного района г. Брянска от 13.01.2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЖСК «Серебряный ручей» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым постановлением, государственный жилищный инспектор Государственной жилищной инспекции Брянской области Карманов О.А. подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить. В обоснование жалобы указывает, что в рамках внеплановой документарной проверки инспекцией в адрес ЖСК «Серебряный ручей» направлен запрос о предоставлении документов и информации, в частности истребовался порядок расчета платы за электроэнергию не общедомовые нужды по кв.№... за период с января по сентябрь 2016 года (п.4 запроса инспекции), который ранее в инспекцию никогда не предоставлялся и в материалах дела таких сведений не имелось. Кроме этого, дело рассмотрено в отсутствие должностного лица.
В судебном заседании государственный жилищный инспектор Государственной жилищной инспекции Брянской области Карманов О.А. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ЖСК «Серебряный ручей» Введенская И.А. в судебном заседании просила постановление морового судьи оставить без имения, а жалобу без удовлетворения, указав, что документы, необходимые для проведения проверки и истребованные Государственной жилищной инспекцией Брянской области, неоднократно предоставлялись ЖСК «Серебряный ручей» и имелись в распоряжении инспекции. Непредставление расчета было обусловлено тем, что как его составление, так и выставление счетов-квитанций и сбор денежных средств с населения ЖСК «Серебряный ручей» не осуществляло, о чем было сообщено в инспекцию. Показания счетчиков ОНД размещены на сайте, являются общедоступной информацией.
Выслушав государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Брянской области, представителя ЖСК «Серебряный ручей», исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является вина в форме умысла, то есть умышленные действия лица, направленные на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверки (уклонение от проверки), повлекшие невозможность завершения проверки, выразившиеся в отказе юридического лица в предоставлении должностному лицу органа государственного надзора необходимых документов, указанных в распоряжении (приказе) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица.
В то же время, из статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законам субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что в распоряжении № 3296 от 20.10.2016 о проведении внеплановой документарной проверки руководитель Государственной жилищной инспекции Брянской области потребовал истребовать и исследовать в ЖСК «Серебряный ручей» документы и информацию:
-надлежащим образом заверенную копию акта ввода в эксплуатацию ОДПУ по электроэнергии в доме <адрес>;
-надлежащим образом заверенную копию технического паспорта (страницы, подтверждающие общую площадь помещений в доме, в т.ч; жилых й нежилых помещений, мест общего пользования) по <адрес>.
-предоставить в форме справке сведения о суммарной площади всех жилых помещений в доме <адрес>;
-суммарной площади всех нежилых помещений, находящихся в собственности в доме <адрес>;
-площади нежилых помещений входящих в состав общего имущества в доме <адрес> (площадь мест общего пользования с учетом и без учета подвальных (чердачных) помещений);
-пояснить порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды (электроэнергию МОП) потребителям данного дома на примере расчета платы по этой услуге по квартире К. за период с января по сентябрь 2016 года.
-объем потребления электроэнергии по ОДПУ за период с января по сентябрь 2016 года (помесячно).
Основанием для проведения внеплановой документарной проверки явилось обращение гражданина за разъяснением нерационального исчисления коммунальных платежей, а именно ОДН, последние два месяца приходят счета с суммой в 2 раза превышающей суммы, оплачиваемые в течение последнего года, при условии, что использование электроэнергии не увеличивалось. Рассмотреть возможность нелегального подключения к источникам электропитания со стороны организаций и распределения долгов граждан, на добросовестных плательщиков.
Непредставление документов, указанных в п.4-6 запроса повлекли невозможность проверки доводов обращения.
В связи с этим 08.12.2016 года государственным жилищным инспектором Брянской области в отношении ЖСК «Серебряный ручей» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения данного протокола об административном правонарушении постановлением мирового судьи судебного участка №13 Советского судебного района г.Брянска от 13.01.2017г. производство по делу прекращено за отсутствием в действиях привлекаемого лица состава вменяемого административного правонарушения.
Такой вывод мирового судьи является правильным и обоснованным в силу следующего.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основания для проведения внеплановой проверки установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (часть 2 статья 10).
При этом как следует из п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В силу пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля,, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (пункт 11 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Истребование документов, не относящихся к предмету проверки, отнесено частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к грубым нарушениям.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в виду отсутствия состава административного правонарушения мировой судья пришел к выводу, что
- документы, необходимые для проведения проверки и истребованные ГЖИ Брянской области, неоднократно предоставлялись в ее адрес и имелись в распоряжении инспекции, о чем свидетельствует, в том, числе письмо кооператива от 28.06.2016, направленное в ответ на обращение З. на исх. № 2-4826 с приложением в 375 листов и соответствующими пояснениями;
- непредоставление расчета было обусловлено тем, что как его составление, так и выставление счетов-квитанций и сбор денежных средств с населения ЖСК «Серебряный ручей» не осуществляло, что было подтверждено в письме, направленному ООО «ТЭК-Энерго» в адрес инспекции (повторно предоставить копию данного письма не представляется возможным, ввиду ее отсутствия в распоряжении ЖСК «Серебряный ручей» - указанный ответ был направлен и получен ГЖИ Брянской области и имеется в материалах дела);
- иные запрашиваемые документы не относились к предмету проверки и не могли быть истребованы у проверяемого юридического лица;
- доказательства невозможности проведения проверки по представленным документам отсутствовали, о чем свидетельствовал, в том числе, и акт проверки государственной жилищной инспекции Брянской области, в котором содержатся ответы на все доводы, изложенные в обращении собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом/ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу, об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами мирового судьи об отсутствии в действиях ЖСК «Серебряный ручей» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Доводы жалобы о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении проведено без участия должностного лица составившего протокол об административном правонарушении являются необоснованными, поскольку согласно п. 10 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Доводы жалобы, что ЖСК «Серебряный ручей» не был представлен порядок расчета платы за электрическую энергию на общедомовые нужды по кв.№... за период с января по сентябрь 2016 года также является необоснованными, поскольку расчет электроэнергии на общедомовые нужды производится ООО «ТЭК-Энерго», о чем ранее было сообщено в ответе Государственной жилищной инспекции, при этом показания счетчика ОДН размещены на сайте и являются общедоступной информацией.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №13 Советского судебного района г.Брянска от 13.01.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.4.1. ч.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЖСК «Серебряный ручей» оставить без изменения, а жалобу государственной жилищной инспекции Брянской области - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья М.В. Рассказова