Административное дело № ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 г. с. Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего: судьи Иванова М.А.,
при секретаре: Редун Н.А., с участием
пом. прокурора Левокумского района Ставропольского края Барсакова А.А.,
представителя административного истца - отдела МВД России по Левокумскому району Песоцкого А.И., действующего на основании доверенности,
административного ответчика Андреева В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Левокумского районного суда административное дело по административному иску начальника отдела МВД России по Левокумскому району Карогланова А.Ю. об установлении административного надзора в отношении Андреева В.Н.,
установил:
начальник отдела МВД России по Левокумскому району обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, указав, что (дата) приговором Нефтекумского районного суда Ставропольского края Андреев Вячеслав Николаевич (дата) года рождения, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год. В действиях Андреева В.Н. по приговору суда установлен опасный рецидив преступлений. Постановлением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от (дата) Андреев В.Н. (дата) был освобожден из ФКУ ЛИУ - 8 УФСИН России по Ставропольскому краю условно - досрочно на не отбытый срок 1 год 07 месяцев 06 дней. Окончание срока условно-досрочного освобождения (дата). Срок погашения судимости истекает (дата). Таким образом, Андреев В.Н. имеет непогашенную судимость за совершение им тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве преступлений и подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
Просит установить административный надзор в отношении Андреева Вячеслава Николаевича (дата) года рождения, проживающего по адресу: (адрес), со дня отбытия наказания не связанного с лишением свободы т.е. с (дата) до (дата) и установить ему следующие ограничения:1.Запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с ... часов до ... часов; 2.Запретить выезды за пределы (адрес) без письменного разрешения Отдела МВД России по Левокумскому району; 3. Обязать являться в Отдел МВД России по Левокумскому району 1 раз в месяц для регистрации.
Представитель административного истца Песоцкий А.И. в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик Андреев В.Н. подтвердил сведения, изложенные в административном иске, признав иск.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, мнение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных тем же Законом.
Данное положение подтверждено и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О, в котором Конституционный Суд отмечает, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Введенный законодателем административный надзор устанавливает контроль за поведением осужденного уже после отбытия им наказания по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий.
Статьей 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления, при совершении данным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ № 64 - 2011 года, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
По смыслу ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.Суд в течение срока административного надзора на основании административного искового заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании административного искового заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Процедура производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы предусмотрена главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Как установлено в судебном заседании, (дата) приговором Нефтекумского районного суда Ставропольского края Андреев Вячеслав Николаевич (дата) года рождения, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год. В действиях Андреева В.Н. по приговору суда установлен опасный рецидив преступлений. Постановлением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от (дата) Андреев В.Н. (дата) был освобожден из ФКУ ЛИУ - 8 УФСИН России по Ставропольскому краю условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 07 месяцев 06 дней. Окончание срока условно-досрочного освобождения (дата).
Таким образом, Андреев В.Н. имеет непогашенную судимость за совершение им тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве преступлений и подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
В силу п. 2 ч.1 ст. 5 Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании ч.2 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания. Срок погашения судимости Андреева В.Н. истекает (дата).
Таким образом, Андреев В.Н., как лицо, отбывшее наказание и имеющее непогашенную и неснятую судимость подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" подчеркнуто, что административный надзор может быть установлен по решению суда именно в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также для защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с требованиями ч.8 ст.272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и, имея иную правовую природу и цели, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей (определения от 29 марта 2016 года № 545-О и от 29 сентября 2016 года № 1947-О и др.).
При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При таких обстоятельствах, с целью предупреждения совершения Андреевым В.Н. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, учитывая отрицательную характеристику по месту жительства, суд полагает возможным удовлетворить заявление и установить в отношении Андреева В.Н. административный надзор с ограничениями, указанными в заявлении в полном объеме, поскольку указанные административные ограничения, по мнению суда, являются разумными, соответствуют целям и задачам административного надзора
Ограничения, установленные Законом № 64-ФЗ и примененные судом к Андрееву В.Н., согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
Кроме того, поднадзорное лицо в течение срока надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона - с заявлением о досрочном прекращении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 272, 273 КАС РФ,
решил:
административный иск начальника отдела МВД России по Левокумскому району Карогланова А.Ю. об установлении административного надзора в отношении Андреева В.Н. – удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Андреева Вячеслава Николаевича, (дата) года рождения, проживающего по адресу: (адрес), с (дата) до (дата).
Одновременно установить Андрееву В.Н. следующие ограничения:
1. Запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 часов до 06 часов по местному времени;
2. Запретить выезды за пределы (адрес) без письменного разрешения Отдела МВД России по Левокумскому району.
3. Обязать являться в Отдел МВД России по Левокумскому району 1 раз в месяц для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.А. Иванов