Решение по делу № 12-33/2016 от 15.04.2016

Дело № 12-33/2016

РЕШЕНИЕ

31 мая 2016 года                                 с. Турочак

Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Долматова Н.И., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе главы сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым

муниципальное образование «Турочакское сельское поселение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей,

установил:

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Турочакского района в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» по соблюдению требований федерального законодательства об оплате и охране труда. В нарушение требований абзаца 2 ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2.1.2, 2.1.3 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» с ФИО2, принятым на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора бюджетного учреждения «Коммунальщик», водный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проведен, несмотря на фактическое исполнение обязанностей. В связи с изложенным прокурором Турочакского района Республики Алтай возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Турочакское сельское поселение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

В жалобе глава сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» ФИО1 просит отменить постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем что, субъект административного правонарушения не установлен, так как, постановление о возбуждении дела од административном правонарушении и постановление по делу вынесено в отношении администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» и муниципальное образование «Турочакское сельское поселение», в то время, как в реестре юридических лиц зарегистрирована сельская администрация муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай». При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были учтены возражения лица, привлекаемого к административной ответственности. Прокурором Турочакского района Республики Алтай руководитель сельской администрации не был извещен о начале проведения проверки, ее предмете, кроме того, акт по результатам проведения проверки не был получен. Допущенные нарушения влекут признание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством, иные доказательства вины сельской администрации в материалах дела отсутствуют. В сельской администрации полностью налажена и организована работа по охране труда и проводится на регулярной основе. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указано, какие именно меры должны были быть предприняты сельской администрацией. В отношении ФИО2 проведен вводный инструктаж сразу же при приеме на работу, однако в соответствующий журнал не была внесена запись об этом. В настоящее время в соответствующем журнале имеется подпись ФИО2 о проведении вводного инструктажа. В производстве находилось два дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27. и ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые должны были быть объединены должностным лицом в одно производство и принято решение о наказании по санкции одной из статей. Глава сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» полагает, что допущенное нарушение в виде невнесения подписи директора бюджетного учреждения «Коммунальщик» ФИО2 в журнал по вводному инструктажу является малозначительным правонарушением.

В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Республике Алтай не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении. С учетом мнения явившихся лиц, судья, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося, надлежащим образом извещенного представителя Государственной инспекции труда в Республике Алтай, не известившего о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания.

В судебном заседании глава сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» ФИО1 поддержал жалобу в полном объеме по основаниям, указанным в ней, дополнительно пояснив, что ФИО2 был принят на работу в качестве директора бюджетного учреждения «Коммунальщик», данная должность в штатном расписании сельской администрации не предусмотрена.

Помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Шихова А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что принятое должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:

Согласно ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии с разделом 1 устава бюджетного учреждения «Коммунальщик», утвержденного постановлением главы Турочакского сельского поселение от ДД.ММ.ГГГГ , бюджетное учреждение «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения создано на основании постановления главы муниципального образования «Турочакское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ . Учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета Турочакского сельского поселения на основе утверждаемой сметы доходов и расходов. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении сельской администрации «Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай».

В соответствии с п. 4.3. устава бюджетного учреждения «Коммунальщик» учреждение обязано создавать для своих работников безопасные условия труда.

Высшим должностным лицом учреждения является его руководитель (директор), назначаемый и освобождаемый главой сельской администрации Турочакского сельского поселения. Руководитель учреждения: по согласованию с главой сельской администрации Турочакского сельского поселения утверждает структуру учреждения, штатное расписание, что предусмотрено разделом 5 устава бюджетного учреждения «Коммунальщик».

Распоряжением сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначен директором бюджетного учреждения «Коммунальщик».

Между сельской администрацией муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор о назначении последнего на должность руководителя бюджетного учреждения «Коммунальщик» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из штатного расписания сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должность руководителя бюджетного учреждения «Коммунальщик» не предусмотрена.

Основные условия оплаты труда работников, занимающих должности руководителей, в том числе директора бюджетного учреждения «Коммунальщик», предусмотрены разделом II Положения об оплате труда работников бюджетного учреждения «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения, утвержденного приказом бюджетного учреждения «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором, что установлено ст. 274 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, из анализа вышеизложенного следует, что в силу положений статей 273-281 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель состоит в трудовых отношениях с организацией, которую он возглавляет, на него распространяются положения действующего трудового законодательства с особенностями, установленными главой 43 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, ФИО2, являясь руководителем бюджетного учреждения «Коммунальщик», в период действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, состоял в трудовых отношениях с бюджетным учреждением «Коммунальщик».

В соответствии с ст. 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Согласно ч. 1 ст. 2.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей, что предусмотрено ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Из частей 1 и 2 ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации усматривается, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29.

Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем, что предусмотрено п. 1.2. вышеуказанного Порядка.

В соответствии с разделом 2.1. Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом). Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители). Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Согласно п. 2.3.1. Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Из анализа вышеизложенного следует, что допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей осуществляется работодателем только после прохождения работником в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, осуществляемое лицом, уполномоченным на то работодателем. В противном случае работник не должен быть допущен работодателем к исполнению им трудовых обязанностей.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в допуске работодателем работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, выражающиеся в обязательности проведения работодателем инструктажа по охране труда, а в отношении руководителя организации после их ознакомления работодателем или уполномоченным им лицом с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является работодатель.

Как установлено в судебном заседании ФИО2 на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай», являющегося учредителем бюджетного учреждения «Коммунальщик», был назначен на должность руководителя указанного учреждения. Однако трудовые отношения, в силу главы 43 Трудового кодекса Российской Федерации, сложились между ФИО2 и возглавляемым им бюджетным учреждением «Коммунальщик», следовательно, работодателем ФИО2 является бюджетное учреждение «Коммунальщик», а не сельская администрация муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай». В связи с тем, что работодателем ФИО2 является бюджетное учреждение «Коммунальщик», именно данное учреждение в лице уполномоченных работодателем лиц, должно было провести обучение и проверку знаний требований охраны труда работника, являющегося вновь назначенным руководителем данного учреждения.

Таким образом, ответственность за допуск работника ФИО2 к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда должна быть возложена на работодателя, которым является бюджетное учреждение «Коммунальщик». Однако, в соответствии с оспариваемым постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Алтай, к административной ответственности было привлечено муниципальное образование «Турочакское сельское поселение», не являющееся в данном случае работодателем и, как следствие, не являющееся субъектом по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, что предусмотрено пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что сельская администрация муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» не является субъектом по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу, что в действиях сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При вышеуказанных обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу главы сельской администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай»удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении муниципального образования «Турочакское сельское поселение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального образования «Турочакское сельское поселение» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в порядке и в сроки установленные статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                    Н.И. Долматова

12-33/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
МО "Турочакское сельское поселение"
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Долматова Н.И.
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
turachaksky.ralt.sudrf.ru
15.04.2016Материалы переданы в производство судье
05.05.2016Судебное заседание
31.05.2016Судебное заседание
03.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее