Решение по делу № 2а-224/2021 от 29.03.2021

Дело а-224 \2021 г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                         18 мая 2021 г.

Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующей судьи: Абдуразакова П.А., с участием заместителя прокурора <адрес> РД ФИО24, административных истцов ФИО9, ФИО12, ФИО1, ФИО2 и ФИО3, административных ответчиков председателя УИК ФИО17, председателя УИК ФИО18, ФИО13, ФИО14, ФИО7, заместителя ТИК <адрес> РД ФИО15, при секретаре ФИО16, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к участковой избирательной комиссии № <адрес> РД об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ, и о признании результатов выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» РД 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ в участковой избирательной комиссии <адрес> недействительными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9, ФИО33. А., ФИО1, ФИО2 К. А. и ФИО3 обратились в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии №<адрес> РД об отмене решения об итогах голосования выборов депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД 4-госозыва от ДД.ММ.ГГГГ, и признании результатов выборов депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД 4-госозыва от ДД.ММ.ГГГГ недействительными.

Иск мотивирован тем, что с 11 сентября по ДД.ММ.ГГГГ в УИК проходило голосование по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» 4-го <адрес> РД.

В ходе голосования были допущены грубые нарушения прав избирателей, а именно на избирательный участок не были допущены наблюдатели от ВПП "Единая Россия", а именно ФИО1, ФИО2 К.А. и ФИО3

Кроме того, избирательный участок был закрыт 11 сентября в период примерно с 12:00 час. до 15:00 час., т.е. избиратели и наблюдатели не имели возможности явиться на голосование.

Также ссылаются, что в дни выборов им были сделаны неоднократные жалобы в прокуратуру <адрес> РД и ТИК <адрес> РД в связи с несоблюдением порядка голосования на избирательном участке .

Допущенные на выборах депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД на избирательном участке не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

На основании изложенного в своих уточненных требованиях административные истцы просят отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский» четвертого созыва ДД.ММ.ГГГГ, признать выборы депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД на избирательном участке недействительными.

В судебном заседании административные истцы административный иск поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.

Административные истцы свои требования поддержали, и по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просили суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - председатель Участковой избирательной комиссии ФИО17 в судебном заседании административный иск не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица – председатель УИК ФИО18 в судебном заседании административный иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ТИК <адрес> РД ФИО19 – заместитель председателя ТИК <адрес> в судебном заседании административный иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО20 показал суду, что он являлся секретарем ТИК <адрес> РД на время выборов 11-ДД.ММ.ГГГГ В ТИК <адрес> РД во время проведения выборов заявления от граждан или от кандидатов депутатов о нарушениях не поступали и в журнале регистрации заявлений и жалоб такие заявления не зарегистрированы.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО21 в судебном заседании пояснил, что он являлся наблюдателем от политической партии «Единая Россия» и когда он ДД.ММ.ГГГГ приехал на избирательный участок увидел, что выборы проводятся без наблюдателей, и он позвонил в прокурату <адрес> РД, ОМВД России по <адрес> и ЦИК по РД. В воскресеньеДД.ММ.ГГГГ они обратились дежурному судье <адрес> РД ФИО22 с заявлением о то, что выборы проводятся с нарушениями ФЗ «О выборах». Однако судья отказал в приеме заявления, сославшись на то, что указанные в заявлении нарушения происходили ДД.ММ.ГГГГ и он не должен их рассмотреть.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля       ФИО23 суду пояснил, что он является УУП ОМВД России по <адрес> РД. Так как у них была информация о том, что могут быть попытки срыва выборов, на обоих избирательных участках в <адрес> и в <адрес>, поэтому там находились работники полиции. Он все три дня с 11 по 13 сентября дежурил на избирательном участке в <адрес>. Все три дня избирательный участок работал в установленное время, целый день и не закрывался. К работникам полиции о том, что выборы проводятся с грубыми нарушениями ни письменно, ни устно никто не обращался.

Заместитель прокурора <адрес> РД ФИО24 в судебном заседании просил приобщить к материалам дела постановление старшего следователя Ботлихского следственного комитета РФ по РД об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ пояснив, что в книге регистрации сообщений о преступлениях Ботлихского следственного комитета РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано коллективное заявление ФИО9 и других лиц о фальсификации итогов голосования на избирательном участке в МО «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД.

По результатам рассмотрения данного сообщения были, опрошены ФИО25 и другие лица, также было проведено соответствующая проверка. В результате проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Данное Постановление никем не было обжаловано.

Выслушав участников судебного разбирательства, заключение заместителя прокурора <адрес> ФИО24, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, показания свидетелей, а также исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ) (далее Закон, Закон о выборах) предусмотрено, что государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.       Указанный Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.      Закон о выборах имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 Закона).

Статьей 4 Закона установлено, что правом избирать обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Федеральным законом N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (статья 1)

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на участках вправе присутствовать наблюдатели.

Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ, при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов

В силу п. 7 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 7.1. ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не установлено федеральным законом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

Направление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 7.1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается (п. 8 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ).

Положения аналогичного характера относительно назначения наблюдателей, сроках представления списка наблюдателей в избирательную комиссию муниципального образования предусмотрены ст. 34 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "О муниципальных выборах в <адрес>.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено своевременное представление в письменной форме списка наблюдателей в соответствующие муниципальные избирательные комиссии за три дня до голосования.

Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N264/1950-7 утверждены разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и местных референдумов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ (далее - Разъяснения).

Так, согласно п. 4 данных разъяснений, в каждую участковую комиссию субъектом назначения наблюдателей может быть назначено не более двух наблюдателей, имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

Согласно п. 6 Разъяснений, в соответствии с пунктом 7.1 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ субъекты назначения наблюдателей не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей, который включает в себя наблюдателей, назначенных в резерв, в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию (далее - Комиссия). Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении N 1.

В последний день приема списков назначенных наблюдателей списки могут быть представлены в Комиссию не позднее установленного соответствующим графиком времени окончания работы Комиссии.

В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка, наименование участковой комиссии, в которую он направляется. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

Список наблюдателей и резерва должен быть подписан субъектом назначения наблюдателей (п. 9 Разъяснений)

В Комиссии список назначенных наблюдателей и резерва регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

В исключительных случаях при образовании участков в местах временного пребывания избирателей, участников референдума список назначенных наблюдателей и резерва, представленный в день голосования в участковую комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой комиссии (п. 11 Разъяснений).

При таких обстоятельствах, в отсутствие письменных доказательств, свидетельствующих о представлении ФИО9 и другими списка наблюдателей в участковые избирательные комиссии за три дня до голосования, его доводы о недопуске наблюдателей при проведении выборов и подсчете бюллетеней, суд считает несостоятельными.

В соответствии со ст. 63.1. Закона по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 63 Закона о выборах для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.

Статьей 64 Закона о выборах установлен порядок голосования.

Так согласно ч. 1 ст. 64 Закона время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

       Согласно ст. 64 Закона в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются).

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей получении бюллетеня.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

Пункт 10 указанной статьи гласит, что избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

При этом правомерность действий по выдаче избирательного бюллетеня членом избирательной комиссии конкретному гражданину фиксируется вышеназванным способом и может быть проверена. То есть, указание паспортных данных в списках избирателей подтверждает то обстоятельство, что избирательный бюллетень выдан для голосования гражданину, являющемуся избирателем по конкретному избирательному округу и соответственно имеющему право участвовать в данных выборах.

Как следует из ч. 1 ст. 67 Закона участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом, об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Протокол об итогах голосования должен содержать реквизиты, его строки располагаются в последовательности, закрепленной законом (ч. 2 ст. 67).

В соответствии с п. 10 ст. 75 Закона с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

Согласно ч.6 ст.77 Закона о выборах, отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

        Статья 218 КАС РФ также предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Из части 1 статьи 244 КАС РФ следует, что суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.       Согласно ч.2 ст.243 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Как усматривается из статьи 1 имеющейся в деле копии Устава муниципального образования «сельсовет Кванадинский» <адрес> Республики Дагестан, принятого Решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Кванадинский» от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного Министерством юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование «сельсовет Кванадинский» <адрес> Республики Дагестан наделено статусом сельского поселения (далее - сельское поселение ) Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» в составе сел. Кванада и Гимерсо. Административным центром сельского поселения является сел. Кванада.

В соответствии с п.п. 1, 2,3 ст. 12 данного Устава муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Собрания депутатов сельского поселения (далее-депутат (депутатов) на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы депутатов Собрания депутатов сельского поселения проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

Решение о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней после принятия решения.

Из материалов дела видно, что решение от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования СП «сельсовет Кванадинский» четвертого созыва» опубликовано в газете «Голос Цумада» от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем которой является администрация МР «<адрес>».

Как усматривается из постановлений ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка » и «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка », сведений о членах избирательной комиссии на ДД.ММ.ГГГГ, газеты «Голос Цумада» от ДД.ММ.ГГГГ , в МО «сельсовет Кванадинский» сформированы: участковая избирательная комиссия в количестве 7 чел. с правом решающего голоса, председателем которой назначен ФИО18 и участковая избирательная комиссия в количестве 5 чел. с правом решающего голоса, председателем которой назначен ФИО26, сведения о них опубликованы в СМИ.

Судом установлено, что с 11 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение трех дней, в том числе 13 сентября – в единый день голосования, на территории участковой избирательной комиссии и на территории участковой избирательной комиссии проходили выборы по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД четвертого созыва.

Из имеющихся в деле справок, выданных председателем УИК ФИО18, а также из избирательного бюллетеня для голосования Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» четвертого созыва, ФИО9, ФИО10 и ФИО8 являлись кандидатами в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» и выдвинуты политической партией – ЛДПР и включены в избирательный бюллетень для голосования Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» четвертого созыва.

Всего в избирательный бюллетень для голосования Собрания депутатов МО «сельсовет Кванадинский» четвертого созыва помимо ФИО9, ФИО10, ФИО8 включены 16 кандидатов.

Из имеющихся в деле справок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что в стационарном ящике для голосования при досрочном голосовании обнаружено: ДД.ММ.ГГГГ 31 бюллетеней, ДД.ММ.ГГГГ - 61 бюллетеней, которые переложены в сейф-пакеты и эти пакеты опечатаны.

Как следует из протокола участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенных на избирательном участке сел. Гимерсо выборов депутатов Совета депутатов МО «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД четвертого Созыва, подписанного председателем УИК ФИО17, заместителем председателя комиссии ФИО27, секретарем комиссии ФИО28, членами комиссии ФИО29 и ФИО30, число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе составляет -174 избирателя, число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией -174, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно -92, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования-59, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования- 0, число- погашенных бюллетеней -23, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, -92, число бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках для голосования-59, число недействительных бюллетеней-0, число действительных бюллетеней- 151, число утраченных бюллетеней- 0, число не учтенных бюллетеней-0.

Из внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов на избирательном участке кандидат ФИО4 получил 37 голосов, ФИО5- 57 голосов ФИО6-1 голос, ФИО7 56 голосов, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и остальные 12 кандидатов -0

Каких- либо жалоб (заявлений), актов иных документов, прилагаемых документов к протоколу в деле не имеется.

Из постановления старшего следователя Ботлихского следственного комитета РФ по РД об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в книге регистрации сообщений о преступлениях Ботлихского следственного комитета РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано коллективное заявление ФИО9 и других о фальсификации итогов голосования на избирательном участке в МО «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД.

По результатам рассмотрения данного сообщения были, опрошены ФИО25 и другие лица, также было проведено соответствующая проверка. В результате проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.

Данное Постановление никем не было обжаловано.

В силу п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом.

Пунктом 1.2 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.

Так суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Как разъяснено в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П и Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П по делу «О проверке конституционности пункта 3 статьи 64 Федерального закона» "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

При оценке данных доказательств суд принимает во внимание, что в соответствии с законом N 67-ФЗ право производить в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку после предварительного уведомления об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии предусмотрено только для наблюдателя (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) (пункт "к" части 9 статьи 30) и представителей средств массовой информации (часть 11.1 статьи 30).

Так, в соответствии с Постановлениями ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 174/1414-7 "О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации", от ДД.ММ.ГГГГ N 143/1085-6 "О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования" лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото - и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий: проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии; обязательное предварительное уведомление о проведении фото - и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Однако административный истец суду не представил доказательства, подтверждающие соблюдение указанных условий.

Касаемо доводов истца ФИО9 о том, что на избирательном участке осуществлялся вброс бюллетеней в избирательный ящик суд находить голословным и ничем не подтвержденным, так как сам ФИО9 в своих показаниях подтверждает, что он во время выборов с 11 по ДД.ММ.ГГГГ находился в другом населенном пункте в <адрес> РД. Суд считает, что истец ФИО9 не находясь на избирательном участке не мог узнать был ли вброс бюллетеней и эти доводы являются его предположениями и ничем не были подтверждены в судебном заседании.

В силу ч. 2 ст. 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц - связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 3 ст. 59 КАС РФ).

При этом суд учитывает, что представленные в материалах дела совокупность доказательств свидетельствует о том, что волеизъявление избирателей выражено однозначно, доказательств обратному суду не представлено.

В силу части 2 статьи 244 КАС Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Таким образом, анализируя в соответствии со ст. 62 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что существенных нарушений закона, которые бы могли повлиять на волеизъявление граждан, либо являлись бы основанием для отмены итогов голосования и определения результатов выборов депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Кванадинский» <адрес> РД четвертого созыва по избирательному участку <адрес> недействительными, не усматриваются.

При таких обстоятельствах, требования административных истцов не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174 - 177, 243 - 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к участковой избирательной комиссии № <адрес> РД об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ, и о признании результатов выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» РД 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ в участковой избирательной комиссии <адрес> недействительными - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД суд через Ботлихский районный суд РД течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                                                             П.А. Абдуразаков

Дело а-224 \2021 г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

<адрес>                                                                                             ДД.ММ.ГГГГ

           Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующей судьи: Абдуразакова П.А., с участием заместителя прокурора <адрес> РД ФИО24, административных истцов ФИО9, ФИО12, ФИО1, ФИО2 и ФИО3, административных ответчиков председателя УИК ФИО17, председателя УИК ФИО18, ФИО13, ФИО14, ФИО7, заместителя ТИК <адрес> РД ФИО15, при секретаре ФИО16, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к участковой избирательной комиссии № <адрес> РД об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ, и о признании результатов выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» РД 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ в участковой избирательной комиссии <адрес> недействительными,

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174 - 180, 243 - 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к участковой избирательной комиссии № <адрес> РД об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ, и о признании результатов выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кванадинский «<адрес>» РД 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ в участковой избирательной комиссии <адрес> недействительными - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД суд через Ботлихский районный суд РД течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Изготовление решения в окончательной форме отложить на ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                                                           П.А. Абдуразаков

2а-224/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Халилов Алигаджи Ахмедович
Раджабов Зиявдин Халилович
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №1714
Суд
Ботлихский районный суд Республики Дагестан
Судья
Абдуразаков Пахрудин Асхабович
Дело на странице суда
botlihskiy.dag.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация административного искового заявления
29.03.2021Передача материалов судье
31.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее