Решение по делу № 2-3611/2018 от 28.06.2018

Дело №2-3611/2018

Изготовлено 25.01.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 27 декабря 2018 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соболевского М.Г.,

при секретаре Овсянниковой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Сергея Анатольевича к департаменту строительства Ярославской области о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета,

установил:

Иванов С.А. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением к департаменту строительства Ярославской области, просил признать незаконным отказ в предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём за счет средств федерального бюджета, возложить на ответчика обязанность обеспечить истца мерой социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В обоснование требований указаны следующие обстоятельства. Иванов С.А. является ветераном боевых действий, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2001 года до настоящего времени истец со своей супругой, ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в квартире общей площадью 34,4 м2, жилой площадью – 17,2 м2 по адресу: <адрес>. Ранее истец с семьей проживал в общежитии. До настоящего времени Иванов С.А. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, которые самостоятельно улучшить не имеет возможности. Истец включен в Сводный список лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 11.01.2010 года №1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 №32». Для получения указанной субсидии на приобретение жилья департаментом по социальной защите населения Администрации городского округа г.Рыбинск в марте 2018 года в департамент строительства Ярославской области направлены документы в отношении истца. По результатам рассмотрения данных документов департаментом строительства Ярославской области принято решение об отказе в предоставлении истцу жилищной субсидии. О принятом решении Иванов С.А. извещен через департамент по социальной защите населения Администрации городского округа г.Рыбинск в апреле 2018 года. Принятое решение мотивировано обеспеченностью истца жилой площадью. С принятым решением Иванов не согласен, считает его незаконным.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа г.Рыбинск, Иванова Н.А., Якута Ю.А., МУП городского округа г.Рыбинск «Информационно-расчётный центр», ФКУ «Объединенная дирекция Минстроя России».

Иванов С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов в суде Степановой Е.Ю.

Представитель истца по доверенности Степанова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель департамента строительства Ярославской области по доверенности Антонова Г.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Из пояснений представителя ответчика следует, что Иванов С.А. не является нуждающимся в жилых помещения, поскольку со своей супругой проживает в квартире общей площадью 34,4 м2, в связи с чем размер общей площади жилья на каждого члена семьи истца составляет 17,2 м2, что превышает учетную норму, установленную в г.Рыбинске.

Представитель третьего лица Администрация городского округа г.Рыбинск, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление. Из отзыва следует, что, по мнению представителя Администрации городского округа г.Рыбинск, принятое департаментом строительства Ярославской области решение об отказе в предоставлении Иванову С.А. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета является незаконным.

Третьи лица Иванова Н.А., Якута Ю.А., представители третьих лиц департамента по социальной защите населения Администрации городского округа г.Рыбинск, Управления строительства Администрации городского округа г.Рыбинск, МУП городского округа г.Рыбинск «Информационно-расчётный центр», ФКУ «Объединенная дирекция Минстроя России», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно подпункту 1 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Подпунктом 3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п.1 ст.3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

В силу требований п.6 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ярославской области от 11.01.2010 №1-п утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области, определяющий форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Указанный Порядок распространяется, в том числе, на граждан, указанных в ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах", вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года

В соответствии с п.6 указанного Порядка предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в п.1 данного Порядка, осуществляется один раз посредством предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата).

Судом установлено, что Иванов С.А. в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» является ветераном боевых действий, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 57), включен в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, вставших на учет до 01.01.2005 года.

На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Иванов С.А., его супруга ФИО2 дочь супруги Якута Ю.А. были зарегистрированы по месту жительства в квартире общей площадью 50,4 м2, жилой площадью 32,1 м2 по адресу: <адрес>. Всего в данном жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года было зарегистрировано 6 человек. В данном жилом помещении истец имел регистрацию по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 59-62, 142, 151).

В период с ДД.ММ.ГГГГ года Иванов С.А. имел регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> (общежитие) (л.д. 64).

С ДД.ММ.ГГГГ года истец и его супруга ФИО3 зарегистрированы по месту жительства в квартире общей площадью 34,4 м2, жилой площадью 17,2 м2 по адресу: <адрес> (л.д.9). Данное жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ года принадлежит на праве собственности ФИО4 на основании договора долевого участия в строительстве жилья от 25.12.2001 года, заключенного с ОАО «НПО «Сатурн» (л.д. 33).

Решением департамента строительства Ярославской области от 10.04.2018 года Иванову С.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. В обоснование принятого решения указано, что Иванов С.А. не является нуждающимся в жилых помещения, поскольку со своей супругой проживает в квартире общей площадью 34,4 м2 по адресу: <адрес>, где размер общей площади жилья на каждого члена семьи истца составляет 17,2 м2, что превышает учетную норму, установленную в г.Рыбинске (10 м2) (л.д. 8).

В силу требований ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Постановка Иванов С.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществлена в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, утвержденными решением исполкома Ярославского облсовета НД и Президиума облсовпрофа ЯО от 27.02.1989 №65 (утратили силу в связи с принятием Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з, вступившего в силу через 10 дней после официального опубликования и распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 года).

Пунктом 23 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области установлено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в данном пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

а) улучшения жилищных условий, если размер жилой площади на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 41 настоящих Правил), и если отпали другие основания для предоставления жилого помещения;

б) выезда на другое постоянное место жительства за пределы данного населенного пункта;

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет независимо от срока предъявления документов;

г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, кроме случаев перехода на выборную должность, увольнения в связи с уходом на пенсию, на инвалидность, по сокращению штатов (п. 13.1).

Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета (абзацы 9, 10 п.23 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области).

В соответствии с п.41 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть в пределах нормы жилой площади 12 кв. м, но не менее 9 кв. м на одного члена семьи.

Таким образом, в соответствии с требованиями пунктов 23, 42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области факт вселения Иванова А.С. и его супруги в квартиру по адресу: <адрес> не может быть признан улучшением жилищных условий, являющимся основанием для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет 8,6 м2, что менее 9 м2.

При этом, департамент строительства Ярославской области при принятии решения от 10.04.2018 года об отказе Иванову С.А. в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета исходил из учетной нормы, определенной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее также – ЖК РФ).

В соответствии с ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5 ст.50 ЖК РФ).

Пунктом 2 постановления главы Рыбинского муниципального округа от 11.04.2005 №750 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

При этом, согласно разъяснению, содержащемуся в п.7 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015 года, изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Как указано выше, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

С учетом изложенного, поскольку существовавших до введение в действие ЖК РФ оснований, дававших Иванову С.А. право на улучшение жилищных условий, истец до настоящего времени не утратил, его жилищные условия фактически не изменились, обеспеченность членов его семьи жилой площадью составляет менее, чем предусмотрено п.41 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, суд приходит к выводу о том, что истец в соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Факт приобретения Ивановым С.А. ДД.ММ.ГГГГ года в порядке наследования права собственности на 1/3 долю квартиры общей площадью 50,1 м2 по адресу: <адрес>, и факт отчуждения данной доли ДД.ММ.ГГГГ года не являются основанием для утраты истцом указанного права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке Иванов С.А. не был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, решение департамента строительства Ярославской области от 10.04.2018 года об отказе в предоставлении Иванову С.А. меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета является незаконным, требование истца о возложении на ответчика обязанности предоставить Иванову С.А. меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета (единовременную денежную выплату) в соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Иванова Сергея Анатольевича удовлетворить.

Признать незаконным решение департамента строительства Ярославской области от 10.04.2018 года об отказе Иванову Сергею Анатольевичу в улучшении жилищных условий.

Возложить на департамент строительства Ярославской области обязанность предоставить Иванову Сергею Анатольевичу государственный жилищный сертификат как ветерану боевых действий, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, вставшему на учет до 1 января 2005 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья                                 М.Г. Соболевский

2-3611/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванов Сергей Анатольевич
Ответчики
Департамент строительства ЯО
Другие
МУП "Информационно-расчетный центр" городского коруга г. Рыбинск
ФКУ " Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства стриотельства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Степанова Елена Юрьевна
Администрация городского округа г. Рыбинск
Иванова Нина Александровна
Управление строительства Администрации ГО г. Рыбиснк
Управление строительства Администрации городского округа г. Рыбинск
Якута Юлия Алексеевна
Департамент по социальной защите населения Администрации ГО г. Рыбинск
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
28.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2018Передача материалов судье
03.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2018Судебное заседание
22.08.2018Судебное заседание
09.10.2018Судебное заседание
09.10.2018Судебное заседание
21.11.2018Судебное заседание
21.11.2018Судебное заседание
27.12.2018Судебное заседание
25.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.01.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.02.2019Судебное заседание
19.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
29.05.2019Дело оформлено
11.07.2019Дело передано в архив
27.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее