Дело № 2-2205/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 декабря 2014 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации Юнгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики к Ягуновой Алефтине Михайловне, Ягунову Сергею Юрьевичу, Андреевой Алене Юрьевне, Ягунову Михаилу Юрьевичу о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права собственности муниципального образования Юнгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики на невостребованную земельную долю,
установил:
Администрация Юнгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Ягуновой Алефтине Михайловне, Ягунову Сергею Юрьевичу, Андреевой Алене Юрьевне, Ягунову Михаилу Юрьевичу о прекращении права собственности умершего ФИО1 на невостребованную земельную долю и признании права собственности муниципального образования Юнгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики на его невостребованную земельную долю из земель СПК «Новая Юнга», общей площадью 1,58 га, в том числе 1,38 га пашни.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков лиц, имеющих право на получение земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях района» собственникам земельных долей СПК «Новая Юнга» <адрес> были выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли. В список собственников земельных долей включено <данные изъяты> человек. Размер одной земельной доли определен в 1,58 га, в том числе 1,38 га пашни. После прекращения в 2006 году деятельности СПК «Новая Юнга» основная часть собственников земельных долей своими долями не распорядилась. Согласно п.3 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Юнгинского сельского поселения <адрес> в апреле 2011 года был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.п.1, 2 ст.12.1 Закона. Список в последующем опубликован в районной газете «Сентеру ялаве» («Знамя победы») № (7878) от ДД.ММ.ГГГГ, размещен на официальном сайте Юнгинского сельского поселения <адрес> и на информационных щитах на территории сельского поселения. Лицам, считающим, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, было предложено представить возражения до истечения 3 месяцев со дня опубликования списка, чем никто из собственников земельных долей не воспользовался. С целью утверждения указанного списка общим собранием собственников земельных долей, в соответствии с п.5 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Юнгинского сельского поселения в газете «Сентеру ялаве» № (7960-7961) от ДД.ММ.ГГГГ было размещено сообщение о проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов в здании Юнгинского СДК. Сообщение о проведении собрания было размещено также на официальном сайте поселения в сети Интернет и на информационных щитах на территории сельского поселения. Однако на собрание собственники земельных долей не явились. В соответствии с п.7 ст.12.1 Федерального закона постановлением главы Юнгинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка невостребованных земельных долей список был утвержден.
Представитель истца администрации Юнгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без его участия.
Ответчики Ягунова А.М., Ягунов С.Ю., Андреева А.Ю., Ягунов М.Ю., надлежаще извещенные о времени и месте разбирательства дела в порядке части 2 статьи 116 ГПК РФ, на судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили. Ягунова А.М. просила рассмотреть дело без её участия, указала на признание иска.
Нотариус Моргаушского нотариального округа Чувашской Республики, представители третьих лиц администрации <адрес> Чувашской Республики, Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (просили рассмотреть дело в их отсутствие), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительности причин неявки не известили.
При данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» постановлением главы <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены списки лиц, имеющих право на получение земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях района. При этом районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено организовать выдачу свидетельств о праве собственности на земельную долю к ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению № к данному постановлению по КДХ «Н.Юнга», имеющими право на получение земельной доли являются <данные изъяты> человек, размер одной земельной доли определен в 1,58 га, в том числе 1,38 га пашни.
В список граждан, имеющих право на получение в собственность земельной доли в КДХ «Н.Юнга», среди других лиц включен и ФИО1, при этом площадь его земельной доли составляет 1,58 га, в том числе пашни 1,38 га, с кадастровой оценкой 51,06 балло-гектаров, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № 314, выданной МБУ «Муниципальный архив <адрес> Чувашской Республики».
В силу статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, (ст.18 Федерального закона).
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Так, собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 6.3 Закона Чувашской Республики от 01 июня 2004 года №11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» (настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики) условиями (критериями) надлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами; воспроизводство плодородия почв, в том числе сохранение и (или) увеличение содержания гумуса в почве, недопущение повышения степени кислотности почв, сохранение и (или) увеличение в почве азота, подвижного фосфора и обменного калия; соблюдение фитосанитарных норм при производстве сельскохозяйственной продукции; выполнение иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Таким образом, в соответствии с законодательством на собственников земельных долей возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (п.1 статьи).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 настоящей статьи (п.3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п.4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п.5).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п.6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п.7).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п.8).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» к компетенции органов местного самоуправления поселения или городского округа в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения относятся: 1) составление списка лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - список невостребованных земельных долей); 2) представление на утверждение общему собранию участников долевой собственности списка невостребованных земельных долей; 3) утверждение списка невостребованных земельных долей в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 4) обращение в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельные доли, признанные невостребованными в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 5) иные полномочия в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка опубликовывают в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления, и размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии): сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду или продажи на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципальных образований, и информацию о проведении указанных торгов (конкурсов, аукционов); информацию о возможности приобретения земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим этот земельный участок в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; извещение о месте и порядке ознакомления участников долевой собственности с проектом межевания земельного участка; извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка участниками долевой собственности; список невостребованных земельных долей; сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности; информацию о возможности приобретения земельной доли сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием собственников было опубликовано в газете <адрес> «Сентеру ялаве» № (7878) от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью утверждения списка невостребованных земельных долей было принято решение о проведении общего собрания участников долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов в здании Юнгинского СДК, о чем было сообщено в средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ (газета «Сентеру ялаве» № (7960-7961)), размещено на официальном сайте в сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования. Однако собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума, что подтверждается справкой, выданной администрацией Юнгинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 72.
Поскольку общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не было принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, согласно пункту 7 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ список невостребованных земельных долей СПК «Новая Юнга» <адрес> был утвержден постановлением администрации Юнгинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 3. В него включена и земельная доля ФИО1.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок, сформированный из невостребованных земельных долей, имеет кадастровый номер № расположен по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, <адрес>, сельское поселение Юнгинское.
Согласно справке о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Из сообщения врио нотариуса Моргаушского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственного дела на его имущество не имеется, завещание от его имени не удостоверялось. Согласно похозяйственной книге на 2007-2011 годы, после смерти ФИО1 в указанном доме в <адрес> продолжали проживать жена Ягунова Алефтина Михайловна, сын Ягунов Сергей Юрьевич, дочь Андреева Алена Юрьевна, сын Ягунов Михаил Юрьевич.
В ЕГРП сведения о зарегистрированных правах ФИО1 либо ответчиков на земельную долю в составе земельного участка с кадастровым номером №, назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, <адрес>, сельское поселение Юнгинское, отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 и ответчики свои права на земельный участок не реализовали, не передали земельную долю в аренду, не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
В силу изложенного собственник земельной доли является владельцем долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Признание права собственности за администрацией Юнгинского сельского поселения на спорную земельную доли неизменно влечет прекращение права собственности собственника земельной доли, потому суд считает необходимым указать на это в своем решении, как того просит истец.
Суд не находит признание иска ответчиком Ягуновой А.М. самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку она не является собственником спорной земельной доли, в суд она не явилась, последствия признания иска судом ей не разъяснялись.
Исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации Юнгинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на земельную долю площадью <данные изъяты> га пашни, с кадастровой оценкой <данные изъяты> балло-гектаров, в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, <адрес>, сельское поселение Юнгинское.
Признать за муниципальным образованием Юнгинское сельское поселение <адрес> Чувашской Республики право муниципальной собственности на земельную долю площадью <данные изъяты> га пашни, с кадастровой оценкой <данные изъяты> балло-гектаров, в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, <адрес>, сельское поселение Юнгинское.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Моргаушского районного суда
Чувашской Республики Т.М.Салдыркина
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2014 года.