Дело № 2а-2216/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П., при секретаре Журавлёвой О.А.,
с участием представителя административного истца – Жамбалова Б.А., представителя административного ответчика – Коноваленко Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2216/2020 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Иванову Анатолию Елизаровичу о взыскании задолженности по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование иска указано, что Иванов А.Е. является плательщиком транспортного налога и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Иванов А.Е. владеет (владел) на праве собственности автомобилем №, государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по Дата); автомобилем № государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по Дата); автомобилем №, государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по Дата). В связи с тем, что Иванов А.Е. своевременно обязанность по уплате налогов не исполнил, ему начислены пени в порядке ст. 75 НК РФ. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, налогоплательщиком сумма задолженности погашена не была, налоговый орган направил требование № по состоянию на Дата, в котором предложено Иванову А.Е. уплатить задолженность по налогам, пени до Дата. Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путём обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом, вынесенный мировым судьёй судебный приказ от Дата №а-2862/2019 о взыскании задолженности отменен Дата.
Административный истец просит суд взыскать с Иванова А.Е. задолженность по транспортному налогу за 2015, 2017 годы в размере 12 941 рубль; пени по транспортному налогу в размере 195,85 рублей.
Представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска Жамбалов Б.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Административный ответчик Иванов А.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Коноваленко Л.Г. против удовлетворения требований возражала, указала, что налоговой инспекцией срок для обращения в суд по требованию о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год истек; административный ответчик не пользуется личным кабинетом налогоплательщика, является инвалидом второй группы, налоговых уведомлений и требований не получал.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося административного ответчика в соответствии со ст. 289 КАС РФ.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В силу положений статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Объектом налогообложения, согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Из материалов дела судом установлено, что Иванов А.Е. является плательщиком транспортного налога и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.
Судом установлено, что административному ответчику принадлежат (принадлежали) на праве собственности автомобиль №, государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по Дата); автомобиль №, государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по Дата); автомобиль №, государственный регистрационный знак № (период владения с Дата по Дата).
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № от Дата об оплате транспортного налога за 2015, 2017 годы в размере 12 941 рубль в срок до Дата.
В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Факт направления налогового уведомления в личный кабинет налогоплательщика подтверждается скриншотом.
В установленный срок административный ответчик обязанность по уплате налогов не исполнил, транспортный налог за 2015, 2017 годы не уплатил. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат, таких доказательств суду не предоставлено административным ответчиком.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Поскольку административный ответчик свою обязанность по уплате налога не исполнил, налоговым органом в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ произведено начисление пени на сумму неуплаченного налога.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией Иванову А.Е. было направлено требование № от Дата об уплате налогов, начисленных пеней в срок до Дата.
Согласно ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Факт направления требования в личный кабинет налогоплательщика подтверждается скриншотом.
В установленный срок административный ответчик оплату налогов, пени не произвел, иного суду не предоставлено.
Дата мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского района г. Иркутска был вынесен судебный приказ № 2а-2862/2019 о взыскании с Иванова А.Е. задолженности по транспортному налогу, пени.
Определением мирового судьи от Дата судебный приказ № 2а-2862/2019 был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2015, 2017 годы в размере 12 941 рубль; пени по транспортному налогу в размере 195,85 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Из материалов дела усматривается, что срок исполнения требования об уплате налогов был установлен до Дата.
Административный ответчик требование по уплате налогов, пени в установленный срок не исполнил, а неисполнение требования является основанием для обращения налогового органа в течение шести месяцев в суд.
Срок подачи административного искового заявления по требованию № от Дата истекал Дата.
Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу, пени. Судебный приказ вынесен Дата и отменен Дата. Настоящее административное исковое заявление подано в суд Дата.
Суд приходит к выводу, что административное исковое заявление в суд было подано не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, то есть, в пределах установленного законом срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств погашения задолженности по транспортному налогу за 2015, 2017 годы и начисленных на суммы недоимки пеней административным ответчиком суду не представлено, таких доказательств в материалах дела не имеется.
Расчет задолженности по налогу, пени определен налоговым органом в соответствии с вышеуказанными нормами права, не согласиться с которым оснований у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требование о взыскании с Иванова А.Е. суммы задолженности по налогу, пени заявлено законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.
Что касается довода представителя административного ответчика о том, что срок для обращения в суд по требованию о взыскании транспортного налога за 2015 год истек, суд полагает следующее.
В силу ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление № было направлено административному ответчику Дата, соответственно, налоговый орган мог включить в данное налоговое уведомление налог, подлежащий уплате за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В связи с чем суд приходит к выводу, что налоговый орган мог включить в требование об уплате транспортного налога долг за 2015 год.
Довод представителя административного ответчика о том, что Иванов А.Е. не пользуется личным кабинетом, в связи с чем налоговое уведомление, требование не получал, опровергается материалами дела.
Так, согласно выписке из личного кабинета налогоплательщика Иванова А.Е., в личном кабинете отражены его фамилия, имя и отчество, место регистрации, ИНН, пользователем также произведена смена первичного пароля после регистрации Дата.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих об обращении Иванова А.Е. с заявлениями об отказе от использования личным кабинетом налогоплательщика либо прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика, суду не представлено.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19, 333.36 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 525,47 рублей (4 % от цены иска, но не менее 400 рублей).
То обстоятельство, что ответчик является инвалидом второй группы, не может повлиять на выводы суда о взыскании государственной пошлины по следующим основаниям.
Подпунктом 2 пункта 2 ст. 333.36 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы. В настоящем споре Иванов А.Е. является административным ответчиком по иску налогового органа о взыскании задолженности по налогам, пени.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015, 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 941 ░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 195,85 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 525,47 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░