3а-224/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2020 года в г.Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Козлова Александра Юрьевича об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата,
установил:
постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 года №VI-10/60 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 11 июня 2020 года №134/663-6 полномочия окружной избирательной комиссии Ярегского избирательного округа №12 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва возложены на территориальную избирательную комиссию города Ухты.
5 августа 2020 года территориальной избирательной комиссией города Ухты в рамках полномочий окружной избирательной комиссии Ярегского избирательного округа №12 принято решение о регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва по Ярегскому избирательному округу №12 Пасечника И.А. (постановление комиссии от 5 августа 2020 года №09-03/04/01).
Козлов А.Ю., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу (постановление комиссии от 18 июля 2020 года №09-03/02/01), обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Пасечника И.А.
В обоснование указал, что оспариваемое решение принято с нарушением требований действующего законодательства, поскольку Пасечником И.А. в заявлении о согласии баллотироваться не были указаны полные и достоверные сведения о роде занятий.
Определением от 20 августа 2020 года заинтересованным лицом по делу привлечено Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Республике Коми.
Пасечник И.А. в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный истец Козлов А.Ю. и его представители Посталакий А.С. и Чекунова С.А. в судебном заседании требования поддержали.
Представитель территориальной избирательной комиссии города Ухты Яночкина А.А. с требованиями административного истца не согласилась.
Представитель Пасечника И.А. и Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Республике Коми Аюпов М.Н. возражал против удовлетворения требований административного истца.
Заслушав объяснения административного истца и его представителей, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
Из положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и части 2-1 статьи 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» (далее - Закон Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ) следует, что при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предусмотрено, что в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно части 6 статьи 34 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 Федерального закона, части 1 статьи 32 настоящего Закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с частью 5 статьи 32 настоящего Закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в части 2 (при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми - также в части 2-1, при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - также в части 2-2) статьи 32 настоящего Закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Часть 2 статьи 32 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ предусматривает, что вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию в обязательном порядке представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. В случае, предусмотренном частью 6 статьи 34 настоящего Закона, указанные копии документов представляются кандидатом после поступления в соответствующую окружную избирательную комиссию решения о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией указанного в части 1 настоящей статьи заявления кандидата.
Как следует из материалов дела, в заявлении о согласии баллотироваться Пасечник И.А. указал в числе прочего сведения о наличии профессионального образования - «Государственное образовательное учреждение высшего образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2020 г., диплом бакалавра <Номер обезличен>, 11.07.2020», а также в качестве рода занятий – «студент», при этом не указал наименование организации, в которой проходит обучение.
В подтверждение указанных в заявлении сведений об образовании и о роде занятий Пасечником И.А. 29 июля 2020 года в избирательную комиссию представлены копия диплома бакалавра и справки, выданной 20 июля 2020 года Государственным образовательным учреждением высшего образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления», из которой следует, что Пасечник И.А. является студентом 4 курса очной формы обучения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», срок окончания обучения - 31 августа 2020 года (подтверждение о получении документов для уведомления о выдвижении выдано Пасечнику 29 июля 2020 года).
Указанные обстоятельства никем не оспариваются.
В пункте 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ определено, что род занятий – это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ) обучающимся признается физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: 1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации; 2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; 3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры; 4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров; 5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров; 6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры; 7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки; 8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что указание в качестве рода занятия неработающего кандидата статуса - «студент» не противоречит требованиям пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. При этом, в случае исполнения кандидатом требований подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, части 2 статьи 32 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ о представлении заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о роде занятий, не указание в самом заявлении наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходит обучение кандидат на момент уведомления о выдвижении, не свидетельствует о неполноте сведений о кандидате, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов. Иное приведет к существенному ограничению избирательных прав граждан.
Полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, содержащимися в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
Таким образом, сведения о роде занятий необходимы, прежде всего, для информирования избирателей о кандидате. Указанные Пасечником И.А. сведения о роде занятий исключают неоднозначность их восприятия при формировании выбора избирателя.
Доводы административного истца относительно недостоверности сведений о роде занятий Пасечника И.А., представившего документ об образовании, свидетельствующий о завершении обучения, являются несостоятельными, так как в соответствии с частями 1 и 4 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, образовательные отношения прекращаются с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения) на основании распорядительного акта об отчислении обучающегося из этой организации.
Статус обучающегося лица прекращается с даты, указанной в приказе об отчислении из образовательной организации. Каникулы являются составляющей частью учебного года, в том числе и того года, в котором обучающийся проходит итоговую (государственную) аттестацию, и включены в срок получения высшего образования.
При указанных обстоятельствах, у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации Пасечника И.А. кандидатом в депутаты в соответствии с подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Козлова Александра Юрьевича о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Ухты, принятого в рамках полномочий окружной избирательной комиссии Ярегского избирательного округа №12, от 5 августа 2020 года №09-03/04/01 «О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва по Ярегскому избирательному округу №12 Пасечника Ивана Александровича».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение пяти дней со дня принятия решения.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда подаются с использованием способов, позволяющих обеспечить их скорейшую доставку в суд, принявший решение.
Судья А.Г. Пешкин