Решение по делу № 3а-224/2020 от 19.08.2020

3а-224/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2020 года в г.Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Козлова Александра Юрьевича об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата,

установил:

постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 года №VI-10/60 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва.

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 11 июня 2020 года №134/663-6 полномочия окружной избирательной комиссии Ярегского избирательного округа №12 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва возложены на территориальную избирательную комиссию города Ухты.

5 августа 2020 года территориальной избирательной комиссией города Ухты в рамках полномочий окружной избирательной комиссии Ярегского избирательного округа №12 принято решение о регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва по Ярегскому избирательному округу №12 Пасечника И.А. (постановление комиссии от 5 августа 2020 года №09-03/04/01).

Козлов А.Ю., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу (постановление комиссии от 18 июля 2020 года №09-03/02/01), обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Пасечника И.А.

В обоснование указал, что оспариваемое решение принято с нарушением требований действующего законодательства, поскольку Пасечником И.А. в заявлении о согласии баллотироваться не были указаны полные и достоверные сведения о роде занятий.

Определением от 20 августа 2020 года заинтересованным лицом по делу привлечено Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Республике Коми.

Пасечник И.А. в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный истец Козлов А.Ю. и его представители Посталакий А.С. и Чекунова С.А. в судебном заседании требования поддержали.

Представитель территориальной избирательной комиссии города Ухты Яночкина А.А. с требованиями административного истца не согласилась.

Представитель Пасечника И.А. и Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Республике Коми Аюпов М.Н. возражал против удовлетворения требований административного истца.

Заслушав объяснения административного истца и его представителей, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.

Из положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и части 2-1 статьи 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» (далее - Закон Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ) следует, что при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предусмотрено, что в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно части 6 статьи 34 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 Федерального закона, части 1 статьи 32 настоящего Закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с частью 5 статьи 32 настоящего Закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в части 2 (при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми - также в части 2-1, при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - также в части 2-2) статьи 32 настоящего Закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

Часть 2 статьи 32 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ предусматривает, что вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию в обязательном порядке представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. В случае, предусмотренном частью 6 статьи 34 настоящего Закона, указанные копии документов представляются кандидатом после поступления в соответствующую окружную избирательную комиссию решения о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией указанного в части 1 настоящей статьи заявления кандидата.

Как следует из материалов дела, в заявлении о согласии баллотироваться Пасечник И.А. указал в числе прочего сведения о наличии профессионального образования - «Государственное образовательное учреждение высшего образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2020 г., диплом бакалавра <Номер обезличен>, 11.07.2020», а также в качестве рода занятий – «студент», при этом не указал наименование организации, в которой проходит обучение.

В подтверждение указанных в заявлении сведений об образовании и о роде занятий Пасечником И.А. 29 июля 2020 года в избирательную комиссию представлены копия диплома бакалавра и справки, выданной 20 июля 2020 года Государственным образовательным учреждением высшего образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления», из которой следует, что Пасечник И.А. является студентом 4 курса очной формы обучения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», срок окончания обучения - 31 августа 2020 года (подтверждение о получении документов для уведомления о выдвижении выдано Пасечнику 29 июля 2020 года).

Указанные обстоятельства никем не оспариваются.

В пункте 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ определено, что род занятий – это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ) обучающимся признается физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

В силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: 1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации; 2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; 3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры; 4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров; 5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров; 6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры; 7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки; 8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что указание в качестве рода занятия неработающего кандидата статуса - «студент» не противоречит требованиям пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. При этом, в случае исполнения кандидатом требований подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, части 2 статьи 32 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ о представлении заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о роде занятий, не указание в самом заявлении наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходит обучение кандидат на момент уведомления о выдвижении, не свидетельствует о неполноте сведений о кандидате, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов. Иное приведет к существенному ограничению избирательных прав граждан.

Полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, содержащимися в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.

Таким образом, сведения о роде занятий необходимы, прежде всего, для информирования избирателей о кандидате. Указанные Пасечником И.А. сведения о роде занятий исключают неоднозначность их восприятия при формировании выбора избирателя.

Доводы административного истца относительно недостоверности сведений о роде занятий Пасечника И.А., представившего документ об образовании, свидетельствующий о завершении обучения, являются несостоятельными, так как в соответствии с частями 1 и 4 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, образовательные отношения прекращаются с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения) на основании распорядительного акта об отчислении обучающегося из этой организации.

Статус обучающегося лица прекращается с даты, указанной в приказе об отчислении из образовательной организации. Каникулы являются составляющей частью учебного года, в том числе и того года, в котором обучающийся проходит итоговую (государственную) аттестацию, и включены в срок получения высшего образования.

При указанных обстоятельствах, у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации Пасечника И.А. кандидатом в депутаты в соответствии с подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Козлова Александра Юрьевича о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Ухты, принятого в рамках полномочий окружной избирательной комиссии Ярегского избирательного округа №12, от 5 августа 2020 года №09-03/04/01 «О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва по Ярегскому избирательному округу №12 Пасечника Ивана Александровича».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение пяти дней со дня принятия решения.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда подаются с использованием способов, позволяющих обеспечить их скорейшую доставку в суд, принявший решение.

Судья А.Г. Пешкин

3а-224/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлов Александр Юрьевич
Ответчики
Избирательная комиссия Республики Коми
Территориальная избирательная комиссия г. Ухты
Другие
Чекунова Светлана Александровна
Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в РК
Аюпов Максим Наилович
Пасечник Иван Александрович
Посталакий Александр Семенович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пешкин А.Г.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее