ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-31558/2024
№ 2-508/11-2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 16 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Вербышевой Ю.А. и Кретининой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрикеева А. В. к акционерному обществу «Квадра» в лице филиала акционерного общества «Квадра» - «Курская генерация» о признании незаконными действий по не предоставлению услуги горячего водоснабжения, взыскании морального вреда, штрафа,
по кассационной жалобе Петрикеева А. В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 15 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 18 июня 2024 г.
заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А.,
установила:
истец Петрикеев А.В. обратился в суд с иском к АО «Квадра» в лице филиала АО «Квадра» - «Курская генерация» о признании незаконными действий по непредставлению услуги горячего водоснабжения, взыскании морального вреда. В обоснование указал, что прописан и проживает со своей семьей в квартире по адресу: <адрес>. АО «Квадра» в лице филиала АО «Квадра» - «Курская генерация» в соответствии с договором является организацией, предоставляющей тепловую энергию (горячее водоснабжение) собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Ежемесячно, исправно и в полном объеме истец оплачивает квитанции по теплоснабжению л/с 122051, информация о показаниях индивидуальных приборов учета направляется в АО «Квадра» - «Курская генерация», тем самым истец и члены его семьи имеют право получать качественные услуги, в частности по горячему водоснабжению и теплоснабжению. Согласно графику ремонта магистральных тепловых сетей, филиалу АО «Квадра» - «Курская генерация» отключение услуги горячего водоснабжения для проведения испытаний тепловых сетей на прочность и плотность согласовано в период с 14 июня 2023 г. по 27 июня 2023 г. Однако фактическое отсутствие горячей воды в <адрес> было в следующие периоды: с 14 июня 2023 г. по 15 июля 2023 г., с 18 июля 2023 г. по 21 июля 2023 г., с 27 июля 2023 г. по 8 сентября 2023 г. Горячая вода появилась 9 августа 2023 г. Таким образом, была нарушена согласованная допустимая продолжительность отключения горячей воды, а также коммунальные услуги предоставлялись ненадлежащего качества. Данное отключение произошло по вине АО «Квадра» в лице филиала АО «Квадра» - «Курская генерация», ввиду неисполнения ими обязанности по своевременному проведению профилактических мероприятий, в том числе принятию мер для предотвращения аварий и проведения мероприятий по своевременной замене трубопроводов и т.д. В связи с указанными обстоятельствами истцу и членам его семьи был причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях в связи с нарушением прав истца ответчиком, доставленными неудобствами. Просил признать незаконными действия АО «Квадра» в лице филиала АО «Квадра» - «Курская генерация» по не предоставлению Петрикееву А.В. и членам его семьи услуги горячего водоснабжения в период с 28 июня 2023 г. по 15 июля 2023 г., с 18 июля 2023 г. по 21 июля 2023 г., с 27 июля 2023 г. по 8 сентября 2023 г.; взыскать с отвечтика компенсацию морального вреда 100 000 руб., судебные расходы в размере 517 руб., штраф в размере 50 % от присужденной суммы
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 15 февраля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 18 июня 2024 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Петрикеев А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Петрикеев А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Горячее водоснабжение данного многоквартирного дома осуществляется за счет тепловой энергии, подаваемой АО «Квадра» в лице филиала АО «Квадра» - «Курская генерация».
В период с 14 июня 2023 г. по 9 августа 2023 г. были произведены отключения горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме № <адрес> в связи с проведением работ по реконструкции тепловой сети, а также работ, непосредственно связанных с реконструкцией как магистральной, так и внутридомовых сетей теплоснабжения по <адрес>.
Также судом установлено, что жилой дом № <адрес>, в котором проживает истец, согласно схеме тепловой сети относится к тепловой камере №.
План мероприятий по реконструкции объекта теплоснабжения на территории муниципального образования «Город Курск» Курской области утвержден постановлением администрации Курской области от 22 сентября 2020 г. № 962-па.
Распоряжением Правительства Курской области от 19 апреля 2023 г. № 344-рп в указанное постановление внесены изменения в части плана мероприятий. Указанным планом согласованы, в том числе мероприятия по реконструкции тепловых сетей объекта № (сети теплоснабжения к домам №, 8 по пр-ду Сергеева, № по пр-ту Дружбы, № по <адрес>, д/с №, д/с №, <адрес> <адрес>). При этом в соответствии с п. 20 названного Плана, срок реализации проекта по реконструкции указанной сети теплоснабжения - 2023 год.
Во исполнение мероприятий по реконструкции указанного объекта теплоснабжения между АО «Квадра» (заказчик) и ООО «Энергосеть» (подрядчик) в 2023 году был заключен договор подряда на выполнение работ на тепловых сетях. Абзацем 3 п. 4.1 договора строительного подряда установлено, что сроком выполнения подрядчиком работ в целом по договору, является дата утверждения заказчиком итогового акта приемки выполненных работ.
Акт окончательной приемки выполненных работ по реконструкции указанных сетей теплоснабжения подписан 18 октября 2023 г. Горячую воду потребителям дали 9 августа 2023 г., при этом, прекращение предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению истцу не превысило установленного срока проведения реконструкции объекта теплоснабжения, предусмотренного согласованным планом мероприятий.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 4, 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», статей 1, 21, 23.12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889, установив, что своими действиями по прекращению горячего водоснабжения ответчик не нарушил требования выше приведенных либо иных нормативных правовых актов в области теплоснабжения, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Петрикеева А.В.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных данной статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями названной статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных этой статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889 (утратили силу с 17 июля 2023 г.), вывод в ремонт - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (пункт 3 вышеназванных Правил).
Конкретные сроки вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных и тепловых сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями раздела IV Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642, и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889.
При этом полномочия по установлению предельных сроков отключения систем горячего водоснабжения указанными нормативными правовыми актами органам местного самоуправления не предоставлены.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в силу пункта 4 приложения N 1 к которым продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утративших силу 1 марта 2021 г., устанавливал, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Временных ограничений периода ежегодных профилактических ремонтов действующие Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», - не содержат.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 2 пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из указанного правового регулирования, допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ составляет 14 дней, а в случае согласования более длительного срока вывода инженерных сетей в ремонт, то он составляет согласованный с органами местного самоуправления период отключения.
В связи с тем, что судами установлено, что период продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ремонтных работ не превысил согласованный с органами местного самоуправления период отключения, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований признаются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, неправильном определении судами фактических обстоятельств по делу, свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые были проверены судами и признаны необоснованными.
Несогласие заявителя с выводами судов и установленными по делу обстоятельствами, неправильное толкование подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм права, и иная точка зрения, как должен быть разрешен спор, не свидетельствуют о незаконности судебных актов.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2024 ░.