Дело № 2а-6685/2021
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двадцать шестое августа 2021 г. г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Харитоновой Р.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Негосударственному образовательному частному учреждению Дополнительного профессионального образования «Меркурий» о ликвидации юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области обратилось в суд с административным иском к Негосударственному образовательному частному учреждению Дополнительного профессионального образования «Меркурий» (далее также – Учреждение) о ликвидации юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее также – ЕГРЮЛ). Просит суд о ликвидировать юридическое лицо Негосударственное образовательное частное учреждение Дополнительного профессионального образования «Меркурий», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, ОГРН № учетный №, и исключить из единого государственного реестра юридических лиц.
Административный иск мотивирован тем, что в ходе осуществления контроля за деятельностью Негосударственного образовательного частного учреждения Дополнительного профессионального образования «Меркурий», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, ОГРН №, учетный №, установлены следующие нарушения.
В нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязывающей общественное объединение ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, Учреждение указанные сведения с ДД.ММ.ГГГГ года в уполномоченный орган не представляет.
В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязывающего некоммерческие организации размещать в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган, Учреждение с ДД.ММ.ГГГГ года указанные отчеты в уполномоченный орган не представляет, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» их не размещает, в средствах массовой информации отчеты не публикует.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Управлением Учреждению вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ года № (направлено в адрес (место нахождения) Учреждения), в предупреждении установлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ.
Учреждением выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в установленный срок, не устранены.
В этой связи, Управлением Учреждению вынесено повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ №, в предупреждении установлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, которое также не исполнено административным ответчиком.
Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Учреждением не устранены, предупреждения в вышестоящий орган и в суд не обжаловались.
Учреждение без уважительных причин допускает неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные нарушения носят систематический характер на протяжении ряда лет и являются существенными.
На основании положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Федерального закона от 08.08. 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", административный истец просит суд иск удовлетворить.
Административный истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил. Письменным ходатайством, изложенным в административном исковом заявлении просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом по адресу регистрации, письменных возражений не представил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие своего представителя не направил.
Суд принял надлежащие меры по извещению лица, участвующих в деле, и, исходя из ст. 96, ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие всех лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в такой организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), к которым помимо прочего относятся некоммерческие партнерства.
Согласно ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п.2 ст. 2 названного федерального закона.
Как следует из п. 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации предоставляют информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников
Согласно п. 1.1 приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Также некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 названной статьи, т.е. учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).
Как следует из п. 4.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора, за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, а неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п. 5, п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), который в статье 7 называет общественное движение как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.
В соответствии со статьей 29 указанного выше Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой); ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (абзац четвертый части первой).
Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В силу ч.1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
В силу подп. 66, 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, полномочиями на осуществление контроля за деятельностью некоммерческих организаций и обращении в суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций наделено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту (субъектам) Российской Федерации.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Негосударственное образовательное частное учреждение Дополнительного профессионального образования «Меркурий» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, ОГРН №, учетный №.
Административный ответчик, начиная <данные изъяты> года в установленный законом срок не предоставляет в уполномоченный орган сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также не размещает и не публикует отчеты о деятельности фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации.
Судом установлено, что административным истцом было вынесено и направлено в адрес административного ответчика предупреждения об устранении указанных выше нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №, в предупреждении установлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (лж.д.08-09).
Учреждением выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в установленный срок, не устранены.
В этой связи, Управлением Учреждению вынесено повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ №, в предупреждении установлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11), которое до момента рассмотрения дела в суде не исполнено, доказательств обратного, равно как и сведений об оспаривании предупреждений в судебном порядке в материалы дела не представлено.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.
В данном случае, исходя из совокупности собранных по делу доказательств суд приходит к выводу, что административный ответчик без уважительных причин допустил неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, данные нарушения носят систематический характер и являются существенными, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, доказательства обратного суду не представлены.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ №, ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░