Дело 2а-80/2021
УИД 74RS0009-01-2020-002339-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2021 года
Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Кулматовой Э.Ф.,
при секретаре Мелехине И.А.,
с участием помощника прокурора Ошкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с.Аргаяш, ул.Комсомольская, д.4 административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о понуждении к исполнению закона
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками с учетом уточнения исковых требований к администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области: просит обязать администрацию Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области; администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области профинансировать мероприятия по оценке технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Аргаяшского муниципального района Челябинской области требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения Аргаяшского сельского поселения. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории Аргаяшского сельского поселения оценка технического состояния автомобильных дорог поселения не проводилась, соответствующие категории дорогам не присваивались. В целях устранения нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой района главе Аргаяшского сельского поселения внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого меры по устранению нарушений закона не приняты. Указанные факты свидетельствуют о нарушениях законодательства о дорожной деятельности, ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию дорог, что нарушает права неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу повреждения имущества физических и юридических лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Ошкина А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Галиуллин Д.Г. исковые требования не признал. Пояснил, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог относится к полномочиям муниципального района, сельское поселение таких полномочий не имеет. Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию сельского поселения не возложено проведение оценки технического состояния автомобильных дорог в границах поселения. Приказ Минтранса России от 07.08.2020 N 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» был зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2020 года №61024, вступил в силу с 01 января 2021 года. Административное исковое заявление в администрацию сельского поселения направлено ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу приказа. Администрация поселения владельцем автомобильных дорог в границах поселения не является, право собственности на них не оформляло, и в реестре муниципального имущества они не числятся.
Представитель административного ответчика администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Из отзыва представителя администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области Аккуловой Л.И. следует, что исковые требования не признают. По соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аргаяшского муниципального района администрации Аргаяшского сельского поселения переданы полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Межбюджетные трансферты, предусмотренные п.1.3 соглашения перечисляются ежемесячно. Отдельное финансирование по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог соглашением не предусмотрено.
Выслушав объяснения помощника прокурора Ошкиной А.В., представителя административного ответчика Галиуллина Д.Г., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемое действие (бездействие) должностного лица может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону и нарушает права, свободы и интересы лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление.
Статьями 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №196-ФЗ одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Пунктом 3 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) установлено, что целью законодательного регулирования в сфере дорожной деятельности является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что на территории Аргаяшского сельского поселения имеются автомобильные дороги: улицы Автомобилистов, Мичурина, улица 60 лет СССР, Октябрьская, Пугачева, Черняховского, Пушкина, Кооператоров, Чкалова, Лесная, Гагарина, Южная, переулок Южный, 8-е Марта, Советская, Труда, Кирова, Куйбышева, Комсомольская, Ленина, Челябинская, Пионерская, Рабочая, Озерная, Совхозная, Галимова, Республиканская, Уральская, Молодежная, Космонавтов, 1-е Мая, Коммунистическая, Российская, Интернациональная, Полевая, Зои Космодемьянской, Карла Маркса, Молокозаводская, Площадь Нефтебазы, Площадь ДРСУ, Зеленая, Железнодорожная, Монтажников, Энергетиков, Вокзальная, Новая, 2-я Лесная, Дружбы, Ворошилова, Солнечная, Набережная, Береговая, Фрунзе, Труда, Свободы, Элеваторная, Восточная, Северная, переулок Рабочий, переулок Озерный, Образцовая, Строителей, переулок Строителей, Механизаторов, Сосновая, Садовая, Васильковая, Цветочная, Березовая, Весёлая, Дорожная, Кольцевая, переулок Школьный, площадь СПТУ, переулок Дорожный, переулок Молодежный, Торфяников, Степная, Колхозная, Салавата Юлаева, Пролетарская, Мельничная, Васенко, 3-я Интернациональная, Некрасова, Дорожников, Спортивная, Тукаева, Гафури, Калинина, Дачная, Пристанционная, Западная, Юбилейная, Трубная, Луговая, Станционная, Раздольная, переулок Садовый, переулок Васильковый, Худякова, Окружная, Лесная,;автомобильные дороги с асфальтовым покрытием с. Аргаяш - до кладбища, с. Аргаяш- до свалки.
Указанные автомобильные дороги по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ переданы администрацией Аргаяшского сельского поселения муниципальному образованию Аргаяшский муниципальный район в лице Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района.
На основании п.6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из п.12 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.18 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 №767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (далее – Правила).
Согласно п.4 Правил, автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от общего числа полос движения, ширины полосы движения, ширины обочины, наличия и ширины разделительной полосы, типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.
Состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минтранса России от 07.08.2020 N 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»(далее Порядок).
Согласно п.2 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (п.3).
При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:
1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;
2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (п.4).
В ходе проведенной прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории Аргаяшского сельского поселения оценка технического состояния автомобильных дорог поселения не проводилась, соответствующие категории дорогам не присваивались.
Между Аргаяшским муниципальным районом и Аргаяшским сельским поселением заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области должна быть возложена на администрацию Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района, а обязанность по финансированию указанных работ на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
В силу прямого указания закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения
являются расходными обязательствами муниципальных образований, что следует из ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», согласно которой полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из представленного соглашения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ № между муниципальным образованием «Аргаяшский муниципальный район» и муниципальным образованием «Аргаяшское сельское поселение» Аргаяшского муниципального района Челябинской области в перечень переданных последнему полномочий вошла дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Вместе с тем, в соответствии с разделом 3 указанного соглашения, финансирование переданных полномочий производится администрацией муниципального района, что также согласуется с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», содержание которых приведено выше.
Обязанность по финансированию указанных мероприятий в силу прямого указания закона возложена на Аргаяшский муниципальный район Челябинской области, более того, такая обязанность возложена на МО «Аргаяшский муниципальный район Челябинской области» вышеуказанным соглашением.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает исковые требования прокурора Аргаяшского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда требуется значительное время, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 180, 265.5 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга удовлетворить.
Обязать администрацию Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области: улицы Автомобилистов, Мичурина, улица 60 лет СССР, Октябрьская, Черняховского, Пушкина, Кооператоров, Чкалова, Гагарина, Южная, переулок Южный, 8-е Марта, Советская, Труда, Кирова, Куйбышева, Комсомольская, Ленина, Челябинская, Пионерская, Рабочая, Озерная, Совхозная, Галимова, Республиканская, Уральская, Молодежная, Космонавтов, 1-е Мая, Коммунистическая, Российская, Интернациональная, Полевая, Зои Космодемьянской, Карла Маркса, Молокозаводская, Площадь Нефтебазы, Площадь ДРСУ, Зеленая, Железнодорожная, Монтажников, Энергетиков, Вокзальная, Новая, 2-я Лесная, Дружбы, Ворошилова, Солнечная, Набережная, Береговая, Фрунзе, Труда, Свободы, Элеваторная, Восточная, Северная, переулок Рабочий, переулок Озерный, Образцовая, Строителей, переулок Строителей, Механизаторов, Сосновая, Садовая, Васильковая, Цветочная, Березовая, Веселая, Дорожная, Кольцевая, переулок Школьный, площадь СПТУ, переулок Дорожный, переулок Молодежный, Торфяников, Степная, Колхозная, Салавата Юлаева, Пролетарская, Мельничная,Васенко, 3-я Интернациональная, Некрасова, Дорожников, Спортивная, Тукаева, Гафури, Калинина, Дачная, Пристанционная, Западная, Юбилейная, Трубная, Луговая, Станционная, Раздольная, переулок Садовый, переулок Васильковый, Худякова, Окружная, Лесная, Пугачева;автомобильной дороги с асфальтовым покрытием с. Аргаяш- до кладбища;автомобильной дороги с асфальтовым покрытием с. Аргаяш- до свалки.
Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области профинансировать мероприятия по оценке технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области
улицы Автомобилистов, Мичурина, улица 60 лет СССР, Октябрьская, Черняховского, Пушкина, Кооператоров, Чкалова, Гагарина, Южная, переулок Южный, 8-е Марта, Советская, Труда, Кирова, Куйбышева, Комсомольская, Ленина, Челябинская, Пионерская, Рабочая, Озерная, Совхозная, Галимова, Республиканская, Уральская, Молодежная, Космонавтов, 1-е Мая, Коммунистическая, Российская, Интернациональная, Полевая, Зои Космодемьянской, Карла Маркса, Молокозаводская, Площадь Нефтебазы, Площадь ДРСУ, Зеленая, Железнодорожная, Монтажников, Энергетиков, Вокзальная, Новая, 2-я Лесная, Дружбы, Ворошилова, Солнечная, Набережная, Береговая, Фрунзе, Труда, Свободы, Элеваторная, Восточная, Северная, переулок Рабочий, переулок Озерный, Образцовая, Строителей, переулок Строителей, Механизаторов, Сосновая, Садовая, Васильковая, Цветочная, Березовая, Веселая, Дорожная, Кольцевая, переулок Школьный, площадь СПТУ, переулок Дорожный, переулок Молодежный, Торфяников, Степная, Колхозная, Салавата Юлаева, Пролетарская, Мельничная,Васенко, 3-я Интернациональная, Некрасова, Дорожников, Спортивная, Тукаева, Гафури, Калинина, Дачная, Пристанционная, Западная, Юбилейная, Трубная, Луговая, Станционная, Раздольная, переулок Садовый, переулок Васильковый, Худякова, Окружная, Лесная, Пугачева;автомобильной дороги с асфальтовым покрытием с. Аргаяш- до кладбища; автомобильной дороги с асфальтовым покрытием с. Аргаяш- до свалки.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Челябинский областной суд со дня принятия решения суда в окончательной форме через Аргаяшский районный суд Челябинской области.
Председательствующий
<данные изъяты>