Решение по делу № 2-2387/2024 от 17.04.2024

    

    РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    13 июня 2024 года                                                                         <адрес>

    Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО7,

        с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО8, представителя ответчика ФИО9,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры <адрес> в интересах ФИО5, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, обязании выдать удостоверения,

    УСТАНОВИЛ:

Прокуратура <адрес> обратилась в суд с иском в интересах ФИО5, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, в котором просила установить факт постоянного проживания ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3 на территории Республики Крым и признать за ними право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".

Признать за ФИО5 право на получение "Удостоверения ребенка из многодетной семьи", за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право на получение "Удостоверения ребенка из многодетной семьи".

Обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выдать ФИО5 "Удостоверение родителя многодетной семьи", выдать ФИО1, ФИО4, ФИО3 "Удостоверение ребенка из многодетной семьи".

В обоснование исковых требований указано, что ФИО5 является матерью несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3.

    Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым                                                                      рассмотрено заявление ФИО5 о получении государственной услуги выдача удостоверения «Родителя многодетной семьи» и удостоверения «Ребенка из многодетной семьи» и отказано так как отсутствует информация, подтверждающая факт постоянного проживания на территории Республики Крым.

    Истец, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явилась.

    С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

    В судебном заседании помощник прокурора поддержала иск по изложенным в нем основаниям.

    Представитель ответчика вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; установить для многодетных семей соответствующие меры социальной поддержки.

    В целях улучшения социального положения и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и обучения детей из многодетных семей, а также улучшения демографической ситуации Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» (далее – Закон Республики Крым -ЗРК/2014).

    Согласно ст. 1 Закона Республики Крым -ЗРК/2014, действие настоящего Закона распространяется: 1) на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в <адрес>; 2) на иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в <адрес>, а также беженцев.

    В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного закона многодетная семья - многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

    Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым -ЗРК/2014, документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования.

    Порядок выдачи удостоверений определяется Советом министров Республики Крым (ч.3 ст.3).

    Во исполнение Закона Республики Крым -ЗРК/2014 Советом Министров Республики Крым утвержден Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ .

    Настоящим Порядком определены правила выдачи удостоверений многодетной семьи.

    Удостоверение многодетной семьи является документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» (п. 2 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи).

    Согласно п. 3 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи удостоверения выдаются семьям, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

    В соответствии с п. 4 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи, удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения. К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность родителя(лей), опекуна(ов), попечителя(лей), с предъявлением оригиналов для обозрения; копии свидетельств о рождении детей с предъявлением оригиналов для обозрения; фотографии родителей(ля) размером 3 x 4 см; справка из общеобразовательного, профессионально-технического, высшего учебного заведения (для лиц от 18 до 23 лет в случае, если они учатся по очной форме обучения на бюджетной основе); копия свидетельства о расторжении брака супругов (при наличии) с предъявлением оригинала для обозрения; копия свидетельства о смерти супруга(и) (при наличии) с предъявлением оригинала для обозрения; копия свидетельства об установлении отцовства (при наличии) с предъявлением оригинала для обозрения.

    Детям из многодетной семьи удостоверения выдаются с пяти лет (п. 5).

    Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», определяющий состав, сроки, последовательность и порядок выполнения административной процедуры (действий) при предоставлении указанной государственной услуги.

Судом установлено, что ФИО5 является матерью несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3.

    ФИО5 обратилась с заявлением в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым по вопросу выдачи удостоверения «Ребенка из многодетной семьи» и «Родителя из многодетной семьи».

    Согласно ответа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в услуге, в том числе, в связи с противоречием сведений о регистрации по месту пребывания (л.д.8).

    Согласно паспорта гражданина РФ ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, пгт. Веселое, <адрес> (л.д.9).

    Из информации предоставленной Департаментом образования и молодежной политики Администрации <адрес> следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучаются в МБОУ «Ялтинская средняя школа » (л.д.20).

    Согласно справки ФГУБ ЯММЦ ФМБА России усматривается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающие по адресу: <адрес> наблюдаются в данном учреждении (л.д. 21-23).

    В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    Заявителем и получателем государственной услуги является семья, в которой воспитывается трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также обучающихся детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, в которой родители либо иной законный представитель являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Республики Крым (имеют статус беженцев или вынужденных переселенцев)

    Таким образом, юридически значимым обстоятельством для признания за несовершеннолетними детьми в семье, где воспитывается трое и более детей в возрасте до 18 лет права на получение социальной поддержки и выдачи соответствующего удостоверения является наличие у родителей либо иного законного представителя детей гражданства РФ и постоянного проживания на территории Республики Крым.

    Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

    Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

    В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

    Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

    Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с признанием права и порядком получения удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Республики Крым, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи на территории Республики Крым. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

    Из содержания Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» следует, что он регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям в <адрес> в целях улучшения социального положения и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и обучения детей из многодетных семей, а также улучшения демографической ситуации.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    Право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом проживания родителей и детей на территории Республики Крым, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, а истец и ее несовершеннолетние дети, как установлено судом и следует из материалов дела, зарегистрированы по месту пребывания в <адрес>.

    При установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, суд полагает о наличии оснований для признания за их законными представителями, право на получение удостоверения «Ребенок из многодетной семьи».

    Учитывая установление факта постоянного проживания на территории Республики Крым и признание за несовершеннолетними право на получение удостоверения «Ребенок из многодетной семьи» на ФИО6, ФИО2, ФИО3, за матерью следует признать право на получение удостоверения «Родитель многодетной семьи», что будет соответствовать положениям действующего законодательства об установленных для многодетной семьи льготах.

    При таких обстоятельствах, оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

    Иск прокуратуры <адрес> в интересах ФИО5, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, обязании выдать удостоверения, удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Республики Крым и признать за ними право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".

Признать за ФИО5 право на получение "Удостоверения ребенка из многодетной семьи", за ФИО1, ФИО2, ФИО3 - право на получение "Удостоверения ребенка из многодетной семьи".

Обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выдать ФИО5 "Удостоверение родителя многодетной семьи", выдать ФИО1, ФИО4, ФИО3 "Удостоверение ребенка из многодетной семьи".

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

    Судья                                                                      В.В. Максимова

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2387/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.Ялты
Работягова Нина Анатольевна
Ответчики
Министерство образования РК
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Максимова Виктория Варсоновна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
17.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.06.2024Предварительное судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее