Дело № 2-408/2023
УИД 91RS0024-01-2022-002930-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 7 марта 2023 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Ченгарь Л.А. с участием представителя истца Подружко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Колесниковой Елене Юрьевне о сносе самовольной постройки, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,
у с т а н о в и л:
Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в суд с иском к Колесниковой Е.Ю., в котором просит возложить на неё обязанность осуществить снос самовольной постройки – гаража с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истец указывает, что при возведении постройки не соблюдён вид разрешённого использования земельного участка, нарушены градостроительные и иные нормы и правила.
В судебном заседании представитель истца Подружко В.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
В соответствии со статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика Колесниковой Е.Ю. и представителя третьего лица Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Колесникова Е.Ю. является собственником объекта капитального строительства, обладающего следующими характеристиками: кадастровый номер – №<номер>, дата присвоения кадастрового номера – 8 мая 2019 г., местоположение: <адрес>, площадь – 66 кв. м, назначение нежилое, наименование – гараж, количество этажей – два, год завершения строительства – 2018 г.; номер и дата государственной регистрации права – №<номер>, 8 мая 2019 г. (далее – гараж).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, гараж расположен в границах земельного участка, принадлежащего Колесниковой Е.Ю. на праве собственности и обладающего следующими характеристиками: кадастровый номер – №<номер>, дата присвоения кадастрового номера – 31 августа 2006 г., ранее присвоенный государственный учётный номер – №<номер>, местоположение: <адрес>, площадь – 810 кв. м, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – индивидуальное жилищное строительство, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтённые»; номер и дата государственной регистрации права – №<номер>, 30 декабря 2015 г.
Факт расположения гаража в границах указанного земельного участка подтверждается заключением эксперта № 868 (судебная землеустроительная, строительно-техническая экспертиза), выданным обществом с ограниченной ответственностью «Институт судебной экспертизы и земельного аудита» 31 января 2023 г. (далее – заключение эксперта от 31 января 2023 г. № 868).
Помимо гаража на земельном участке расположены жилой дом и туалет (кадастровые номера – №<номер> и №<номер>). Указанные строения предметом спора не являются.
Из акта наблюдения за соблюдением обязательных требований № 57, составленного уполномоченным должностным лицом Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым 31 марта 2022 г., следует, что в отношении гаража с кадастровым номером №<номер> произведены самовольные строительно-монтажные работы по устройству трёхэтажного железобетонного каркаса с заполнением стен мелкоштучным камнем ракушечником, что привело к нарушению обязательных для применения на территории муниципального образования правил землепользования и застройки.
Администрация города Ялта Республики Крым полагает, что, обстоятельства, выявленные Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, являются основанием для сноса гаража как самовольной постройки.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, который не предоставлен в установленном порядке или разрешённое использование которого не допускает строительства данного объекта, либо без необходимых согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
В силу пункта 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности и не вправе распоряжаться ею – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки; использование самовольной постройки не допускается, она подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим её лицом либо за его счет.
Положения закона, определяющие признаки самовольной постройки и недопустимость её участия в гражданском обороте, направлены на защиту прав граждан, а также на поддержание баланса публичных и частных интересов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. № 658-О, от 28 июня 2018 г. № 1515-О, от 28 января 2021 г. № 75-О).
Обязанность по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за правонарушение, которое может состоять как в нарушении норм, регулирующих предоставление земельного участка, так и в нарушении норм, регулирующих его застройку (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 3172-О, от 29 сентября 2020 г. № 2206-О).
Разрешая вопрос о соблюдении Колесниковой Е.Ю. целевого назначения (разрешённого использования) земельного участка, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3.3 раздела 3 Свода правил СП 113.13330.2011 «Стоянки автомобилей» под гаражом подразумевается здание, сооружение, помещение для стоянки (хранения) ремонта и технического обслуживания автомобилей и других транспортных средств; гараж может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенный гараж), так и отдельным строением.
Постройка считается созданной на земельном участке, не отведённом для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли либо вопреки правилам градостроительного зонирования, правил землепользования и застройки, определяющих вид разрешённого использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка (определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. по делу № 308-ЭС19-14740).
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
Согласно пункту 2 статьи 7 названного кодекса правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешённого использования. В отношении земельного участка могут быть установлены один или несколько видов разрешённого использования. Основной вид разрешённого использования земельного участка считается установленным со дня внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> – индивидуальное жилищное строительство.
Из содержания Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 (применялся в период освоения земельного участка), усматривается, что на земельных участках с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» допускается размещение жилого дома, гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Такие же правила установлены в Классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утверждённом приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412.
Таким образом, назначение нежилого здания с кадастровым номером №<номер> (гараж) соотносится с видом разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено.
Разрешая вопрос о соблюдении Колесниковой Е.Ю. градостроительных и иных норм и правил, суд исходит из следующего.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом 19 марта 2014 г., Президиум Верховного Суда Российской Федерации отметил, что при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
Основанием для застройки земельного участка с кадастровым номером №<номер>, в том числе для возведения гаража, послужили градостроительные условия и ограничения № 01.2-6/517, выданные Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета 30 декабря 2013 г., и декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Службой государственного строительного надзора Республики Крым 21 марта 2018 г. за № РК08218017881.
Из содержания градостроительных условий и ограничений следует, что планируемый к строительству гараж должен отвечать следующим характеристикам: количество этажей – два при высоте 7,7 кв. м, общая площадь – 66,4 кв. м, площадь застройки – 47,8 кв. м, строительный объём – 336 куб. м. Аналогичные сведения отражены в технико-экономических показателях рабочего проекта, согласованных главным архитектором г. Ялты.
Декларация о готовности гаража к эксплуатации зарегистрирована Службой государственного строительного надзора Республики Крым 11 сентября 2018 г. за № РК14218020046.
Согласно декларации по результатам строительства общая площадь гаража составила 66 кв. м, площадь застройки – 48,3 кв. м, количество этажей – два, высота – 6 м, строительный объём – 290 куб. м. Те же сведения в отношении гаража содержатся в техническом паспорте, изготовленном муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Из содержания заключения эксперта от 31 января 2023 г. № 868 следует, что на момент проведения исследования гараж имеет следующие характеристики: площадь первого этажа – 37,10 кв. м, высота первого этажа – 2,88 м, площадь второго этажа – 28,90 кв. м, высота второго этажа – 5,34 м, общая площадь здания – 66,00 кв. м, общая высота здания – 8,22 м.
Таким образом, в период с даты введения гаража в эксплуатацию до даты судебного разбирательства его высота увеличилась с 6,00 м до 8,22 м (при изначально проектируемой высоте – 7,7 м).
Изменение высоты гаража стало результатом замены типа кровли с четырёхскатной на мансардную.
Как следует из пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе осуществление надстройки, перестройки, расширения такого объекта охватывается понятием реконструкция.
Содержание указанной правовой нормы применительно к установленным судом обстоятельствам даёт основания для вывода, что гараж с кадастровым номером №<номер> претерпел конструктивные изменения, попадающие под определение реконструкции.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Вместе с тем в силу части 17 указанной статьи в случае строительства или реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, получение соответствующего разрешения не требуется.
Таким образом, в силу прямой нормы закона Колесникова Е.Ю. была освобождена от необходимости получить разрешение на реконструкцию гаража. Между тем указанное обстоятельство не освобождало её от обязанности соблюсти градостроительные, строительные, противопожарные и иные нормы и правила.
Из заключения судебного эксперта от 31 января 2023 г. № 868 следует, что в результате произведённых работ над помещениями второго этажа гаража обустроена кровля стропильной системы, не имеющая дополнительных перекрытий и, как следствие, не образующая отдельного этажа.
Реконструкция гаража произведена в прежних пределах, изменения площади застройки, общей площади здания, сокращения расстояния до границ земельного участка и смежных построек не произошло. Величина отступа от красных линий улиц и проездов, коэффициент плотности застройки, максимальный коэффициент использования территории остались неизменными.
Произведённые работы не снизили несущую способность конструкций здания и не оказали влияния на его безопасность и надёжность. Гараж не имеет видимых признаков значительного физического износа несущих конструкций, не потерял признаков надёжности и долговечности, не нуждается в проведении ремонта. Изменения (повреждения), создающие угрозу жизни и (или) здоровью граждан, отсутствуют.
Изменение типа кровли не оказало влияния на пожарную безопасность строения. Степень огнестойкости здания не снижена. Подъезд к гаражу пожарных автомобилей обеспечен с двух сторон.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённым решением 85-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 19 июля 2019 г. № 16 (в редакции, действовавшей на момент осуществления реконструкции – до вступления в силу изменений, внесённых решением 45-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 6 октября 2022 г. № 21), земельный участок с кадастровым номером 90:25:050301:75 и возведённый на нём гараж расположены в границах территориальной зоны с индексом ТЗ 01/1-1097 (зона индивидуальной жилой застройки).
Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны (пункт 41 статьи 39, пункт 5 статьи 61 Правил землепользования и застройки) предусмотрено, что максимальная высота вспомогательных строений (от уровня земли до верха здания) должна составлять не более 9 м.
Таким образом, увеличение высоты гаража с 6,00 м до 8,22 м не привело к нарушению градостроительного регламента территориальной зоны.
При этом изменения, внесённые в Правила землепользования и застройки решением 45-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 6 октября 2022 г. № 21 (согласно которым максимальная высота вспомогательных строений в территориальной зоне с индексом ТЗ 01/1-1097 понижена и должна составлять не более 8 м), к спорным правоотношениям применению не подлежат с учётом правил действия закона во времени (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд принимает во внимание, что требование органа публичной власти о сносе объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в частной собственности, может быть удовлетворено исключительно при наличии публичного (общественного) интереса, связанного с вопросами безопасности и благополучия населения.
Между тем, таких обстоятельств судом не установлено, что исключает возможность удовлетворения иска Администрации города Ялта Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
В силу части 3 указанной статьи в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение об отмене мер по обеспечению иска.
Отказывая в удовлетворении иска о сносе самовольной постройки, суд считает необходимым отменить меры по обеспечению иска, принятые на основании определения судьи от 20 мая 2022 г. и состоящие в запрете совершать определённые действия.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Администрации города Ялта Республики Крым к Колесниковой Елене Юрьевне о сносе самовольной постройки.
Отменить принятые определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 мая 2022 г. меры по обеспечению иска в виде запрета Колесниковой Елене Юрьевне совершать действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером №<номер>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева