Решение по делу № 2-408/2023 (2-2587/2022;) от 20.05.2022

Дело № 2-408/2023

УИД 91RS0024-01-2022-002930-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                7 марта 2023 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Ченгарь Л.А. с участием представителя истца Подружко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Колесниковой Елене Юрьевне о сносе самовольной постройки, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,

у с т а н о в и л:

Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в суд с иском к Колесниковой Е.Ю., в котором просит возложить на неё обязанность осуществить снос самовольной постройки – гаража с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

    В обоснование исковых требований истец указывает, что при возведении постройки не соблюдён вид разрешённого использования земельного участка, нарушены градостроительные и иные нормы и правила.

    В судебном заседании представитель истца Подружко В.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

    В соответствии со статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика Колесниковой Е.Ю. и представителя третьего лица Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Колесникова Е.Ю. является собственником объекта капитального строительства, обладающего следующими характеристиками: кадастровый номер – №<номер>, дата присвоения кадастрового номера – 8 мая 2019 г., местоположение: <адрес>, площадь – 66 кв. м, назначение нежилое, наименование – гараж, количество этажей – два, год завершения строительства – 2018 г.; номер и дата государственной регистрации права – №<номер>, 8 мая 2019 г. (далее – гараж).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, гараж расположен в границах земельного участка, принадлежащего Колесниковой Е.Ю. на праве собственности и обладающего следующими характеристиками: кадастровый номер – №<номер>, дата присвоения кадастрового номера – 31 августа 2006 г., ранее присвоенный государственный учётный номер – №<номер>, местоположение: <адрес>, площадь – 810 кв. м, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – индивидуальное жилищное строительство, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтённые»; номер и дата государственной регистрации права – №<номер>, 30 декабря 2015 г.

Факт расположения гаража в границах указанного земельного участка подтверждается заключением эксперта № 868 (судебная землеустроительная, строительно-техническая экспертиза), выданным обществом с ограниченной ответственностью «Институт судебной экспертизы и земельного аудита» 31 января 2023 г. (далее – заключение эксперта от 31 января 2023 г. № 868).

Помимо гаража на земельном участке расположены жилой дом и туалет (кадастровые номера – №<номер> и №<номер>). Указанные строения предметом спора не являются.

Из акта наблюдения за соблюдением обязательных требований № 57, составленного уполномоченным должностным лицом Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым 31 марта 2022 г., следует, что в отношении гаража с кадастровым номером №<номер> произведены самовольные строительно-монтажные работы по устройству трёхэтажного железобетонного каркаса с заполнением стен мелкоштучным камнем ракушечником, что привело к нарушению обязательных для применения на территории муниципального образования правил землепользования и застройки.

Администрация города Ялта Республики Крым полагает, что, обстоятельства, выявленные Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, являются основанием для сноса гаража как самовольной постройки.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, который не предоставлен в установленном порядке или разрешённое использование которого не допускает строительства данного объекта, либо без необходимых согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

В силу пункта 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности и не вправе распоряжаться ею – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки; использование самовольной постройки не допускается, она подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим её лицом либо за его счет.

Положения закона, определяющие признаки самовольной постройки и недопустимость её участия в гражданском обороте, направлены на защиту прав граждан, а также на поддержание баланса публичных и частных интересов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. № 658-О, от 28 июня 2018 г. № 1515-О, от 28 января 2021 г. № 75-О).

Обязанность по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за правонарушение, которое может состоять как в нарушении норм, регулирующих предоставление земельного участка, так и в нарушении норм, регулирующих его застройку (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 3172-О, от 29 сентября 2020 г. № 2206-О).

Разрешая вопрос о соблюдении Колесниковой Е.Ю. целевого назначения (разрешённого использования) земельного участка, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3.3 раздела 3 Свода правил СП 113.13330.2011 «Стоянки автомобилей» под гаражом подразумевается здание, сооружение, помещение для стоянки (хранения) ремонта и технического обслуживания автомобилей и других транспортных средств; гараж может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенный гараж), так и отдельным строением.

Постройка считается созданной на земельном участке, не отведённом для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли либо вопреки правилам градостроительного зонирования, правил землепользования и застройки, определяющих вид разрешённого использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка (определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. по делу № 308-ЭС19-14740).

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Согласно пункту 2 статьи 7 названного кодекса правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешённого использования. В отношении земельного участка могут быть установлены один или несколько видов разрешённого использования. Основной вид разрешённого использования земельного участка считается установленным со дня внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> – индивидуальное жилищное строительство.

Из содержания Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 (применялся в период освоения земельного участка), усматривается, что на земельных участках с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» допускается размещение жилого дома, гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.

Такие же правила установлены в Классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утверждённом приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412.

Таким образом, назначение нежилого здания с кадастровым номером №<номер> (гараж) соотносится с видом разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено.

Разрешая вопрос о соблюдении Колесниковой Е.Ю. градостроительных и иных норм и правил, суд исходит из следующего.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом 19 марта 2014 г., Президиум Верховного Суда Российской Федерации отметил, что при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.

Основанием для застройки земельного участка с кадастровым номером №<номер>, в том числе для возведения гаража, послужили градостроительные условия и ограничения № 01.2-6/517, выданные Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета 30 декабря 2013 г., и декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Службой государственного строительного надзора Республики Крым 21 марта 2018 г. за № РК08218017881.

Из содержания градостроительных условий и ограничений следует, что планируемый к строительству гараж должен отвечать следующим характеристикам: количество этажей – два при высоте 7,7 кв. м, общая площадь – 66,4 кв. м, площадь застройки – 47,8 кв. м, строительный объём – 336 куб. м. Аналогичные сведения отражены в технико-экономических показателях рабочего проекта, согласованных главным архитектором г. Ялты.

Декларация о готовности гаража к эксплуатации зарегистрирована Службой государственного строительного надзора Республики Крым 11 сентября 2018 г. за № РК14218020046.

Согласно декларации по результатам строительства общая площадь гаража составила 66 кв. м, площадь застройки – 48,3 кв. м, количество этажей – два, высота – 6 м, строительный объём – 290 куб. м. Те же сведения в отношении гаража содержатся в техническом паспорте, изготовленном муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Из содержания заключения эксперта от 31 января 2023 г. № 868 следует, что на момент проведения исследования гараж имеет следующие характеристики: площадь первого этажа – 37,10 кв. м, высота первого этажа – 2,88 м, площадь второго этажа – 28,90 кв. м, высота второго этажа – 5,34 м, общая площадь здания – 66,00 кв. м, общая высота здания – 8,22 м.

Таким образом, в период с даты введения гаража в эксплуатацию до даты судебного разбирательства его высота увеличилась с 6,00 м до 8,22 м (при изначально проектируемой высоте – 7,7 м).

Изменение высоты гаража стало результатом замены типа кровли с четырёхскатной на мансардную.

Как следует из пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе осуществление надстройки, перестройки, расширения такого объекта охватывается понятием реконструкция.

Содержание указанной правовой нормы применительно к установленным судом обстоятельствам даёт основания для вывода, что гараж с кадастровым номером №<номер> претерпел конструктивные изменения, попадающие под определение реконструкции.

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Вместе с тем в силу части 17 указанной статьи в случае строительства или реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, получение соответствующего разрешения не требуется.

Таким образом, в силу прямой нормы закона Колесникова Е.Ю. была освобождена от необходимости получить разрешение на реконструкцию гаража. Между тем указанное обстоятельство не освобождало её от обязанности соблюсти градостроительные, строительные, противопожарные и иные нормы и правила.

Из заключения судебного эксперта от 31 января 2023 г. № 868 следует, что в результате произведённых работ над помещениями второго этажа гаража обустроена кровля стропильной системы, не имеющая дополнительных перекрытий и, как следствие, не образующая отдельного этажа.

Реконструкция гаража произведена в прежних пределах, изменения площади застройки, общей площади здания, сокращения расстояния до границ земельного участка и смежных построек не произошло. Величина отступа от красных линий улиц и проездов, коэффициент плотности застройки, максимальный коэффициент использования территории остались неизменными.

Произведённые работы не снизили несущую способность конструкций здания и не оказали влияния на его безопасность и надёжность. Гараж не имеет видимых признаков значительного физического износа несущих конструкций, не потерял признаков надёжности и долговечности, не нуждается в проведении ремонта. Изменения (повреждения), создающие угрозу жизни и (или) здоровью граждан, отсутствуют.

Изменение типа кровли не оказало влияния на пожарную безопасность строения. Степень огнестойкости здания не снижена. Подъезд к гаражу пожарных автомобилей обеспечен с двух сторон.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённым решением 85-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 19 июля 2019 г. № 16 (в редакции, действовавшей на момент осуществления реконструкции – до вступления в силу изменений, внесённых решением 45-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 6 октября 2022 г. № 21), земельный участок с кадастровым номером 90:25:050301:75 и возведённый на нём гараж расположены в границах территориальной зоны с индексом ТЗ 01/1-1097 (зона индивидуальной жилой застройки).

Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны (пункт 41 статьи 39, пункт 5 статьи 61 Правил землепользования и застройки) предусмотрено, что максимальная высота вспомогательных строений (от уровня земли до верха здания) должна составлять не более 9 м.

Таким образом, увеличение высоты гаража с 6,00 м до 8,22 м не привело к нарушению градостроительного регламента территориальной зоны.

При этом изменения, внесённые в Правила землепользования и застройки решением 45-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 6 октября 2022 г. № 21 (согласно которым максимальная высота вспомогательных строений в территориальной зоне с индексом ТЗ 01/1-1097 понижена и должна составлять не более 8 м), к спорным правоотношениям применению не подлежат с учётом правил действия закона во времени (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Суд принимает во внимание, что требование органа публичной власти о сносе объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в частной собственности, может быть удовлетворено исключительно при наличии публичного (общественного) интереса, связанного с вопросами безопасности и благополучия населения.

    Между тем, таких обстоятельств судом не установлено, что исключает возможность удовлетворения иска Администрации города Ялта Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

В силу части 3 указанной статьи в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение об отмене мер по обеспечению иска.

Отказывая в удовлетворении иска о сносе самовольной постройки, суд считает необходимым отменить меры по обеспечению иска, принятые на основании определения судьи от 20 мая 2022 г. и состоящие в запрете совершать определённые действия.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Администрации города Ялта Республики Крым к Колесниковой Елене Юрьевне о сносе самовольной постройки.

Отменить принятые определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 мая 2022 г. меры по обеспечению иска в виде запрета Колесниковой Елене Юрьевне совершать действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером №<номер>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                            Л.В. Корпачева

2-408/2023 (2-2587/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г. Ялта Республики Крым
Ответчики
Колесникова Елена Юрьевна
Другие
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Корпачёва Любовь Викторовна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
20.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2022Передача материалов судье
20.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.08.2022Предварительное судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
07.03.2023Производство по делу возобновлено
07.03.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее