Решение по делу № 5-262/2023 от 04.05.2023

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

                                                             № 5-262/2023

92RS0002-01-2023-001998-56

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь                                              3 июля 2023 года

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Крылло П.В. рассмотрев административный материал, поступивший из прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в отношении

Индивидуального предпринимателя Быц Антона Николаевича (ИНН ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, с неоконченным высшим образованием, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес> (паспорт ),

по ч.1 ст.14.56 КоАП Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л:

21.09.2022 по адресу: г. Севастополь, <адрес>, комиссионный магазин «<данные изъяты>», где осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуальный предприниматель Быц Антон Николаевич (ИНН ) (далее - ИП Быц А.Н.) установлено, что последней осуществляется профессиональная деятельность по выдаче потребительских займов гражданам с нарушением требований действующего законодательства, без права на ее осуществление, фактически осуществляется профессиональная деятельность по выдаче денежных займов (потребительских займов) под залог имущества. При этом сведения об указанном юридическом лице отсутствуют в государственных реестрах Банка России, размещаемых на официальном сайте <данные изъяты>. Кроме того, при фактическом осуществлении деятельности по предоставлению возможности потребителям получать денежные средства под залог имущества, и, осуществляя хранение этого имущества, ИП Быц А.Н. не осуществляет страхование в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риска утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на сохранение, на сумму равную ее оценки.

Данные нарушения были выявлены в ходе проведения прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проверки ИП Быц А.Н. по месту осуществления им предпринимательской деятельности, по адресу: <адрес>, комиссионный магазин «<данные изъяты>», на предмет исполнения последним требований законодательства в сфере кредитно-банковской деятельности, в ходе которой установлены факты заключения: 21.09.2022 между ИП Быц А.Н. (Комиссионер) и ФИО4 (комитент) договора комиссии № от 21.09.2022 на сумму 2000 рублей; 04.10.2022 между Быц А.Н. и ФИО4 договора комиссии ; 08.11.2022 между ИП Быц А.Н. и ФИО4 договора комиссии , изучением которых выявлено нарушение ИП Быц А.Н. требований законодательства в сфере кредитно-банковской деятельности, а именно требований установленных ст.4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст.2, ст.6 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах».

ИП Быц А.Н. в судебном заседании вину полностью признал, заявил о раскаянии, просил назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, больше указанной деятельностью он не занимается.

В судебном заседании представитель прокуратуры Гагаринского района города Севастополя - ФИО5 полагала, что материалы дела подтверждают виновность ИП Быц А.Н. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, наказание привлекаемому к административной ответственности лицу просила определить на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством установлена ответственность.

В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Таким образом, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.56 КоАП РФ, выражается в осуществлении профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление. Объектом посягательства данного правонарушения являются установленные действующим законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности при предоставлении потребительских кредитов гражданам, а также требования и ограничения обязательные к исполнению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими профессиональную деятельность в области потребительского кредитования.

Таким образом, ч.1 ст.14.56 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц: микрофинансовыми организациями; кредитными кооперативами; ломбардами и сельскохозяйственными кооперативами.

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" под профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов понимается деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Наряду с кредитными организациями осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов могут микрофинансовые организации (Федеральный закон от 02 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"), ломбарды (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ от 19.07.2007 г. "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" ч. 1.1 ст. 2).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Характерным признаком деятельности ломбарда является обязательное заключение договора хранения имущества одновременно с договором займа и установление срока, в течение которого имущество может быть выкуплено.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 196-ФЗ, по условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

Статьей 6 Федерального закона № 196-ФЗ установлено. Что ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона обязуется по поручению другой стороны за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В силу ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить отчет комитенту и передать ему все полученное по договору комиссии.

В соответствии со ст. 992 ГК РФ принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Заслушав мнение представителя прокуратуры Гагаринского района города Севастополя - ФИО5, Быц А.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении и представленные документы, суд приходит к выводу, что вина ИП Быц А.Н. в инкриминируемом ему административном правонарушении установлена, при этом суд исходит из следующего.

Судом установлено, что 21.09.2023 между ИП Быц А.Н. и ФИО4 заключен договор комиссии № от 21.09.2022 на сумму 2000 рублей, после заключения которого, ФИО4 выданы денежные средства в размере 2000 рублей.

Пунктом 1 указанного договора установлено, что Комиссионер обязуется по поручению Комитента за вознаграждение совершить от своего имени за счет комитента реализацию бывшего в употреблении имущества телевизор Toshiba 32 id и 20), принадлежащего Комитенту на праве собственности.

Согласно п.2.2 договора, в случае досрочного расторжения договора по инициативе Комитента последний обязан возместить Комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения денежные средства в размере 2100 рублей, после чего Комиссионер возвращает товар комитенту.

Согласно п.2.3 указанного договора Комиссионер осуществляет возмездное хранение такого имущества с взиманием вознаграждения, в размере 30.00 рублей в первый и последующий дни хранения, суммы комиссионного вознаграждения и вознаграждения за хранение товара за каждый день до истечения срока хранения.

При этом ФИО4 неоднократно выдавались талоны дополнительного соглашения на продление залогового билета №, ФИО4 оплачивались проценты за прошедший период и устанавливался новый период хранения.

Аналогичные договоры между ИП Быц А.Н. и ФИО4 заключены 04.10.2022 на сумму 3000 рублей, после заключения которого, ФИО4 выданы денежные средства в размере 3000 рублей.

08.11.2022 между ИП Быц А.Н. и ФИО4 заключен договор № на сумму 1500 рублей, после заключения которого, ФИО4 выданы денежные средства в размере 1500 рублей.

В соответствии с талонами дополнительного соглашения, указанные договоры неоднократно продлялись ФИО4 с оплатой процентов за прошедший период.

Таким образом, действия ИП Быц А.Н. по передаче денежных средств в момент заключения договора до реализации имущества, хранение имущества в течение определенного в договоре срока, возможность выкупа имущества в течение этого срока до его реализации свидетельствуют о том, что между сторонами договора фактически возникали правоотношения по выдаче денежного займа (потребительского кредита) под залог имущества, а наличие в договоре комиссии условий о вознаграждении за хранение имущества в размере 30.00 рублей в первый и последующий дни хранения, суммы комиссионного вознаграждения и вознаграждения за хранение товара за каждый день до истечения срока хранения, свидетельствуют об установлении таким способом размера процентов за пользование денежными средствами, выданными при заключении договора (денежный заем).

При этом, условия п. 2.3 договора комиссии, фактически устанавливают санкцию за несвоевременную реализацию магазином переданного ему товара, что противоречит смыслу комиссионных отношений, определенных ст. 992 ГК РФ.

Установленное пунктом 2.2 договора комиссии условие о сумме возвращаемых денежных средств за досрочное расторжение договора комиссии по инициативе Комитента закрепляет ответственность комитента перед комиссионером в сумме, состоящей из величины продажной стоимости товара и размера комиссионного вознаграждения, что свидетельствует об авансировании комиссионером комитента, т.е. передаче последнему денежных средств до реализации переданного на комиссию имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85, при отсутствии соглашения сторон об авансировании комиссионером комитента перечисление первым последнему денежных средств до реализации переданного на комиссию имущества противоречит природе комиссионных отношений, так как свидетельствует об исполнении договора за счет комиссионера, который в этом случае передает не то, что им было получено по сделке.

Кроме того, при фактическом осуществлении деятельности по предоставлению возможности потребителям получать денежные средства под залог имущества и осуществляя хранение этого имущества, ИП Быц А.Н. не осуществляет страхование в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риска утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на сохранение, на сумму равную ее оценки, что не соответствует требованиям ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ИП Быц А.Н., под видом заключения договоров комиссии № от 21.09.2022, от 04.10.2022, № от 08.11.2022, фактически предоставил потребительские займы физическому лицу ФИО4, то есть в нарушение приведенных выше положений действующего законодательства, осуществлял профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, не имея права на ее осуществление.

Обстоятельства и вина ИП Быц А.Н. в совершении инкриминируемого ему правонарушения установлена судом в полном объеме и подтверждается, помимо указанных выше обстоятельств, совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.56 КоАП РФ, в отношении ИП Быц А.Н. от 27.04.2023;

- копией письма первого заместителя начальника Южного ГУ Банка России Тюменцева В.В. на имя прокурора города Севастополя ФИО9. от 28.03.2023;

- решением о проведении проверки заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя ФИО6 от 25.04.2023 ;

- письменными объяснениями Быц А.Н. от 26.04.2023;

- выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № от 25.04.2023, согласно которой, ИП Быц А.Н. не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации и не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России;

- письменными объяснениями ФИО7 от 24.04.2023;

- письменными объяснениями ФИО4 от 26.04.2023;

- договором комиссии № от 08.11.2022, заключенным между ИП Быц А.Н. и ФИО4;

- талонами дополнительного соглашения на продление;

- договором комиссии от 04.11.2022, заключенным между ИП Быц А.Н. и ФИО4;

- договором комиссии № от 21.09.2022, заключенным между ИП Быц А.Н. и ФИО4;

- договором от 14.11.2022 купли-продажи заключенного между ИП Быц А.Н. и ФИО4

Данных, подтверждающих, что ранее ИП Быц А.Н. привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется.

Собранные по данному делу доказательства были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении полностью соответствует требованиям КоАП РФ, оснований не доверять сведениям, изложенным в постановлении, вынесенном уполномоченным должностным лицом при исполнении им своих служебных обязанностей, у суда нет. Сведения, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении логичны и последовательны, подтверждаются материалами дела, а потому постановление признано судом достоверным, соответствующим действительности и принимается судом в качестве достаточного доказательства совершенного правонарушения.

Суд квалифицирует действия ИП Быц А.Н. по ч.1 ст.14.56 Кодекса РФ об АП – осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция части 1 статьи 14.56 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до пятнадцати суток.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность виновного, судом не установлено.

Принимая во внимание, что административное правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые, а так же учитывая конкретные обстоятельства дела, исследованные в судебном заседании, суд приходит к выводу о целесообразности назначения Быц А.Н. наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.56 КоАП РФ, что будет разумным и справедливым.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об АП,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать индивидуального предпринимателя Быц Антона Николаевича (ИНН ) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт 46 ), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.56 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: .

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанцию об оплате необходимо предоставить лично или переслать по почте в Гагаринский районный суд города Севастополя по адресу: 299045, город Севастополь, ул. Вакуленчука, 3.

В случае неуплаты, штраф подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Неуплата административного штрафа в установленный срок является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение 10 суток.

Судья                                        П.В. Крылло

5-262/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Быц Антон Николаевич
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Крылло Павел Валерьевич
Статьи

14.56

Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
04.05.2023Передача дела судье
12.05.2023Подготовка дела к рассмотрению
26.05.2023Рассмотрение дела по существу
03.07.2023Рассмотрение дела по существу
03.07.2023Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
05.07.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
14.07.2023Вступление постановления (определения) в законную силу
03.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее