Решение по делу № 2-42/2024 (2-1738/2023;) от 09.02.2023

№ 2-42/2024 (2-1738/2023)

44RS0002-01-2023-000645-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» июня 2024 года                                 г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Иоффе Н.С.,

при секретаре судебного заседания Тощаковой А.А.,

с участием истца представителя истца Абрамова В.В., представителя ответчика Красотиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению по иску Молчанова А. Б. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Молчанов А.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнения просит обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды его работы:

- с 30.12.1984 по 24.11.1994 года в ОВД в Северном УВД на транспорте

-с 07.12.1994 по 31.12.1998 в Ярославском отряде ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога»

-с 01.01.1999 по 31.07.2003 в обособленном подразделении ведомственной охраны ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ

-с 01.08.2003 по 07.06.2007 в Вологодском отряде внедомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на СЖД;

-с 01.02.2012 по 26.01.2021 в в/ч 42713 ФБУ-Управления МВО.

С учетом включения периодов, просит обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, начиная с 26.08.2021.

Требования мотивированы тем, что ответчик необоснованно отказал ему в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога, Северное линейное Управление Министерства внутренних дел РФ на транспорте.

В ходе рассмотрения дела истец и его представитель по доверенности исковые требования с учетом уточнения поддержали, дополнений не высказали.

Представитель ответчика исковые требования не признала, представив письменные возражения на иск.

Представители третьих лиц не явились, извещены, ранее просили о рассмотрении дела в их отсутствие, требования оставили на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 18 ч. 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 3 ст.35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

В силу п. 3 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

На основании п.4 ст.30 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работы за период до 01.01.1992 применяются правила и нормы Закона СССР от 17.07.1956 «О государственных пенсиях», за периоды с 01.01.1992 до 01.01.2002 применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях Российской Федерации», за периоды работы (деятельности) с 01.01.2002 до 01.01.2015 применяются правила и нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости применяются Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации 23.06.1995 № 241; Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации (пожарной охраны МВД противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД)», утвержденный приказом МВД России от 27.07.2001 № 696; Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 и предусмотрены должности:

«пожарный»,

«командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда»

«начальник пожарного поезда и его заместители»

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, менее 80% рабочего времени.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Молчанов А.Б. (dd/mm/yy г.р. СНИЛС ) 26.08.2021 обратился с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 01.12.2021 № 178855/21 в установлении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.

Согласно записям в трудовой книжке истец Молчанов А.Б. в период работы с 30.12.1984 по 23.11.1994 проходил службу в Северном УВД на транспорте в органах внутренних дел 09 лет 10 мес. 23 дня.

В справках Северного ЛУ МВД России на транспорте от 15.10.2021 № 243- ок, от 27.10.2023 № 7044 указано, что истец Молчанов А.Б. действительно проходил службу в органах внутренних дел, в периоды:

с 30.12.1984 по 22.06.1989 - в должности инспектора гос. пож. надзора линейного отдела внутренних дел ст. Буй Северного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР (пр. СУВДТ от 27.12.1984 № 338);

с 22.06.1989 по 03.09.1992 - в должности оперуполномоченного УР приемника распределителя линейного отдела внутренних дел ст. Буй Северного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР (пр. СУВДТ от 15.06.1989 № 142);

с 03.09.1992 по 24.11.1994 - в должности оперуполномоченного БППГ линейного отдела внутренних дел на ст. Буй Северного управления внутренних дел на транспорте МВД России (пр. СУВДТ от 28.08.1992 № 265);

уволен из органов внутренних дел 24.11.1994 по ст. 58 п. «К» (за грубое нарушение дисциплины) приказом Северного УВДТ от 23.11.1994 № 422.

Условия труда Молчанова А.Б. в должности оперуполномоченного в периоды его работы в органах внутренних дел в Северном УВД на транспорте с 30.12.1984 по 24.11.1994 не соответствовали характеру, условиям и видам работ, предусмотренных п. 18 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из отзыва на иск третьего лица Северное линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте следует, что Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443 была утверждена Единая номенклатура должностей служащих (далее - ЕНДС). Наименования должностей служащих, включенные в ЕНДС, рассматривались как базовые. В необходимых случаях могли устанавливаться должности, производные от базовых (т.н. модификации). Производные должности в перечень включены не были. Они устанавливались штатными расписаниями предприятий и учреждений.

Наименование должности инспектор государственного пожарного надзора в ЕНДС отсутствовало. Также в отзыве отмечено, что Северное ЛУ МВД России на транспорте не имеет возможности предоставить суду копию должностного регламента (должностной инструкции) по должности инспектора государственного пожарного надзора СУВДТ в виду ее отсутствия.

По периоду работ истца Молчанова А.Б. с 07.12.1994 по 31.12.1998 в Ярославском отряде ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ суд приходит к следующему.

Согласно записям в трудовой книжке истец Молчанов А.Б. 07.12.1994 принят в Ярославский отряд военизированной охраны Северной железной дороги на должность стрелка оперативной группы в стрелково-пожарную команду станции Буй, 01.06.1995 переведен пожарным этой же команды, 01.01.1996 переведен на должность начальника отделения пожарного поезда станции Буй, 07.07.1998 переведен на должность старшего пожарного этого же поезда, 01.10.1998 переведен пожарным 5 разряда этой же команды.

В архивной справке объединенного архива (г. Ярославль) Отдела архивов Службы управления делами Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 09.06.2023 № 7010 указано, что истец Молчанов А.Б. значится:

с 07.12.1994 принят на должность стрелка оперативной группы в стрелково-пожарную команду станции Буй в Ярославский отряд военизированной охраны Северной железной дороги (пр. № 537 от 07.12.1994);

с 01.06.1995 переведен пожарным этой же команды (пр. № 316 от 01.06.1995);

с 01.01.1996 переведен на должность начальника отделения пожарного поезда станции Буй (пр. № 633 от 29.12.1995);

с 07.07.1998 переведен на должность старшего пожарного 5 разряда этой же команды (пр. № 222 от 07.07.1998);

с 01.10.1998 переведен пожарным 5 разряда этой же команды (пр. № 326 от 01.10.1998);

с 31.12.1998 в связи с переподчинением пожарный поезд станции Буй передан из Ярославского отряда в Вологодский отряд ведомственной охраны (пр. № 192 от 11.11.1998).

В Уставе государственного предприятия военизированной охраны Северной железной дороги, утв. 21.01.1994, содержится следующая информация:

Служба военизированной охраны Северной железной дороги - государственное предприятие, входящее в состав Северной железной дороги и относящееся к федеральной собственности, образовано в соответствии с указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 03.08.1992 № 157у, в целях обеспечения пожарной безопасности на железной дороге (п. 1.1 Устава).

В состав службы военизированной охраны входят Ярославский, Вологодский и Котласский отряды военизированной охраны Северной железной дороги (п. 1.2 Устава).

Служба военизированной охраны осуществляет свою деятельность в сфере охраны как перевозимых грузов и денежных средств, так и охраны объектов, предприятии и подвижного состава; в сфере пожарно-профилактических работ и обеспечения пожарной безопасности объектов, предприятий, зданий и подвижного состава, тушения пожаров; в сфере оказания платных услуг предприятиям, организациям и населению по обеспечению охраны и сопровождению перевозимых грузов и денежных средств, охраны объектов, предприятий и подвижного состава, пожарно-профилактической работы и использованию пожарной техники, вооружения, служебных собак и т.д., а также осуществлять другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации (п. 2.1 Устава).

Из отзыва на исковое заявление филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога, следует, что ФГУП «Северная железная дорога» являлось унитарным государственным предприятием, деятельность организации прекращена 18.05.2004. Указанное предприятие не относилось к учреждениям Государственной противопожарной службы.

Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», где установлено, что работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.

Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.

В силу ч.ч.2, 4 и 5 ст.5 данного Федерального закона, противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как указано выше, согласно п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 цитируемого Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437, предусмотрена должность начальника караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурных смены (караула), дежурного помощника начальника пожарной части (команды), пожарный (боец, респираторщик), начальник отряда и его заместители, начальник пожарного поезда и его заместители и другие.

Таким образом, в силу системного толкования положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для возникновения права на льготное назначение страховой пенсии по п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ необходимо выполнение трудовой функции не просто в противопожарной службе на соответствующей должности, но и отнесение указанной службы к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно предоставленным документам, Ярославский отряд ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, не является государственной противопожарной службой (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, период работ Молчанова А.Б. с 07.12.1994 по 31.12.1998 в Ярославском отряде ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, не соответствует условиям назначения страховой пенсии по старости, которая назначается ранее достижения возраста, предусмотренных п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По периоду работ истца Молчанова А.Б. с 01.01.1999 по 31.07.2003 в Обособленном подразделении «Вологодский отряд ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ суд приходит к следующему.

Согласно записям в трудной книжке Молчанова А.Б. с 31.12.1998 в связи с переподчинением пожарный поезд станции Буй передан из Ярославского отряда в Вологодский отряд военизированной охраны Северной железной дороги, приказом 11/Н от 25.04.2001 Вологодский отряд военизированной охраны Северной железной дороги реорганизован в обособленное подразделение «Вологодский отряд ведомственной охраны» федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога».

Исходя из записей в трудовой книжке Молчанов А.Б. в указанный период работ в Ярославском отряде военизированной охраны Северной железной дороги работал пожарным 5 разряда пожарного поезда станции Буй, 31.07.2003 уволен в порядке перевода в Вологодский отряд ведомственной охраны филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» на Северной железной дороге.

Согласно письму УПФР в г. Вологде Вологодской области от 30.08.2021 № 07-43/167236/21, согласно Положению об обособленном подразделении Отряд является структурным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения РФ и не имеет статуса юридического лица, не входит в систему МЧС России, т.е. не имеет права (для пожарных) на досрочное назначение страховой песни согласно п.18 ч. 1 ст.30 ФЗ-400 от 28.12.2013.

В связи с этим, периоды работы Молчанова А.Б. в вышеуказанной организации страхователем в индивидуальных сведениях отражены общими условиями труда.

В Положении об обособленном подразделении «Вологодский отряд ведомственной охраны» федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20.06.2001, в том числе указано следующее:

Отряд является обособленным подразделением федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - Дорога) п. 1.2. Положения);

Структура и штатное расписание Отряда разрабатывается Службой ведомственной охраны и утверждается начальником Дороги с учетом Типовых штатных нормативов ведомственной охраны МПС России, местных условий и задач, возложенных на ведомственную охрану федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и МПС России (п. 1.4. Положения);

Штаб Отряда организует деятельность команд пожарных поездов (далее - подразделений) Отряда, руководствуясь законодательством Российской Федерации, приказами, инструкциями и другими актами МПС России, Управления ведомственной охраны МПС России, управления Дороги, Службы и настоящим Положением (п. 1.5 Положения).

Согласно предоставленным в дело доказательствам, Обособленное подразделение «Вологодский отряд ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, не является государственной противопожарной службой (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, согласно предоставленным документам период работы истца Молчанова А.Б. с 01.01.1999 по 31.07.2003 в Обособленном подразделении «Вологодский отряд ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, не соответствует условиям назначения страховой пенсии по старости, которая назначается ранее достижения возраста, предусмотренных п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По периоду работ истца Молчанова А.Б. с 01.08.2003 по 07.06.2007 в Вологодском отряде ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на СЖД суд приходит к следующему.

Согласно записям в трудовой книжке истца Молчанова А.Б. с 01.08.2003 он принят на работу в порядке перевода из Вологодского отряда ведомственной охраны ФГУП «Северная железная дорога» в Вологодский отряд ведомственной охраны филиала ФГП ВО МПС РФ на Северной железной дороге на должность пожарного ПП ст. Буй, 07.06.2007 уволен по собственному желанию.

Из письма УПФР в г. Вологде Вологодской области от 31.08.2021 № 07-43/167236/21 следует, что согласно Положению об обособленном подразделении Отряд является структурным подразделением филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ» на Северной железной дороге и не имеет статуса юридического лица, не входит в систему МЧС России, то есть не имеет права (для пожарных) на досрочное назначение страховой песни согласно п.18 ч. 1 ст.30 ФЗ-400 от 28.12.2013. В связи с этим, периоды работы Молчанова А.Б. в вышеуказанной организации страхователем в индивидуальных сведениях отражены общими условиями труда.

В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ФГП ВО ЖДТ России (ИНН 7701330105 ОГРН 1037701021841), указаны следующие виды деятельности: деятельность ведомственной охраны (основной вид деятельности), предоставление услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, деятельность систем обеспечения безопасности, деятельность по обеспечению пожарной безопасности, деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочая.

В положении о Вологодском отряде структурном подразделении филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» на Северной железной дороге от 23.06.2003, в том числе указано следующее:

п. 1.1. Отряд является структурным подразделением филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» на Северной железной дороге;

п. 1.2. В своей деятельности Отряд руководствуется Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации,.. ., а также приказами и другими нормативными актами Министерства путей сообщения Российской Федерации, ФГП ВО МПС России, и настоящим положением;

п. 1.3. Отряд является хозяйственным структурным подразделением Филиала ФГП ВО МПС России без права юридического лица,.. .;

п. 1.4. В состав отряда входят подразделения: стрелковые, стрелково-пожарные команды и пожарные команды (поезда);

п. 1.6. Отряд пользуется правами и выполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Уставом ФГП ВО МПС России, Положением о филиале ФГП ВО МПС России и настоящим Положением.

В письме Вологодского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной ЖД от 23.10.2023 № 1635 указано, что Вологодский отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной ЖД является структурным подразделением ФГП ВО ЖДТ России, статуса юридического лица не имеет. Таким образом, Молчанов А.Б. в период с 01.08.2003 по 07.06.2007 работал на предприятии в должности пожарного 5 разряда пожарного поезда ст. Буй Вологодского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной ЖД.

Согласно предоставленным документам, Вологодский отряд ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на СЖД, не является государственной противопожарной службой (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом изложенного, период работы истца Молчанова А.Б. с 01.08.2003 по 07.06.2007 в Вологодском отряде ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на СЖД, не соответствует условиям назначения страховой пенсии по старости назначается ранее достижения возраста, предусмотренных п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По периоду работ Молчанова А.Б. с 01.02.2012 по 31.12.2020 в в/ч 42713 ФБУ - Управления МВО суд исходит из следующего.

Согласно записям в трудовой книжке истца Молчанова А.Б с 01.02.2012 он принят в филиал в/ч 42713 ФБУ - Управления МВО в пожарную команду на должность командира отделения, 26.01.2021 уволен по собственному желанию.

Согласно трудовому договору Молчанов А.Б. принят на должность командира отделения в пожарную команду с 01.02.2012, также указаны характеристики условий труда работника - вредные производственные факторы: канцерогены, пониженная, повышенная температура воздуха в помещениях и на открытом воздухе, тепловое излучение.

В трудовом договоре указано, что продолжительность ежедневно смены 24 часа, число смен в сутки - одна, в соответствии с графиком работы установленным начальником пожарной команды, ежегодный оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия на 7 календарных дней и 3 дня к отпуску за ненормированный рабочий день, оклад 5332 руб., ежемесячная премия 25% от оклада, районный коэффициент 15% от оклада, надбавка за выслугу лет, за работу в ночное время 35% от оклада.

Согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению о внесении изменений в коллективный договор войсковой части 42713 в Список работ, профессий и должностей войсковой части 42713 с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, включены должности: электрогазосварщик, аккумуляторщик.

Из письма командира войсковой части 42173 от 01.09.2021 № 1487 усматривается, что в соответствии со специальной оценкой условий труда от 21.01.2019 Молчанову А.Б. dd/mm/yy г.р., право на досрочное назначение пенсии отсутствует.

В справке уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения досрочно трудовой пенсии от 07.07.2023 № 111, выданной войсковой частью № 42713, указано, что Молчанов А.Б. работал в «Филиал войсковая часть 42713 федерального бюджетного учреждения - Управление Московского военного округа» в подразделении «Пожарная команда» на должности - командир отделения с 01.02.2012 (пр. № 18 от 1.02.2012) по 26.01.2021 (пр. № 7 от 19.01.2021). Режим работы Молчанова А.Б. - сутки с 8-00 до 8-00 в соответствии с графиком.

Также в справке отмечено, что по результатам специальной оценки условий труда, утвержденной отчетом от 21.01.2019, изменились условия труда на рабочем месте командир отделения, по вредным и опасным факторам присвоен 4 класс труда, в связи с чем, Молчанову А.Б. устанавливается право на дополнительный отпуск за вредные условий труда в количестве 7 календарных дней, а также устанавливается повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 24%, право на досрочное назначение страховой пенсии - отсутствует (карта № 60 специальной оценки условий труда).

В карте специальной оценки условий труда № 60 от 26.11.2018 на командира отделения Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» войсковая часть № 42713, указано следующее:

- наименование структурного подразделения: пожарная команда;

- выпуск ЕКС: «Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах ведения горных работ в подземных условиях, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.12.2013 № 707н»;

итоговый класс условий труда - 4;

необходимость в установлении в гарантиях и компенсациях, предъявляемых работнику: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени;

- необходимости в установлении права на досрочное назначение пенсии -нет.

В карте аттестации рабочего места (АРМ) по условиям труда № 58 на рабочее место командира отделения пожарной команды от 2013 года указано, что общая оценка условий труда - 2 (измеряемые параметры - микроклимат, световая среда, тяжесть труда, напряженность труда).

В строке 010 карты АРМ указан Выпуск ЕТКС, ЕКС: Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2009 № 9190К 016- 94 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

В строке 041 карты АРМ указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии - нет.

В протоколах измерений и оценки тяжести трудового процесса № 58-Т1М и измерений и оценки напряженности трудового процесса № 58-Н от 14.11.2013 на рабочем месте командира отделения пожарной команды, указано, краткое описание выполняемой работы - изучение нормативных документов, отработка нормативов по разворачиванию автоцистерн; при необходимости выставление постов; в случае возгорания локализация, ликвидация пожаров; проведение инструктажей; при пожаре участвуют в пожаре.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

С 01.01.2014 вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - № 426-ФЗ) и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно п.п.1, 2 ст. 3 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с п. 3 ст.8 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

В силу п.1 ст.5 № 426-ФЗ работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Принятый закон №426-ФЗ изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

профессия должна входить в Список № 1 или Список № 2;

работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны ли условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 01.01.2013 страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ), а с 01.01.2017 - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодателем предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31.12.2018 результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (пункт 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Данными законодательными актами установлен переходный период с 01.01.2014 до 31.12.2018, в течение которого в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками № 1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины доптарифа, можно применять актуальные результаты аттестации рабочих мест.

По совокупности норм выше перечисленных Законов для плательщиков (страхователей), не прошедших аттестацию и специальную оценку условий труда, а также в случаях наличия сведений в материалах аттестации об оптимальных и допустимых условий труда в отношении работников по профессиям, входящим в Списки № 1 и № 2, «малые списки», законодательство предусматривает в 2014 году применение установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ определенных дополнительных тарифов.

Таким образом, с учетом применения вышеуказанных законодательных актов, периоды работы с вредными условиями труда, имевшие место после 01.01.2013, учитываются в стаже для досрочного назначения пенсии, если соответствующие условия труда подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31.12.2018) либо соответствовали вредному или опасному классу согласно результатам специальной оценки условий труда и работодатель начислял и уплачивал страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам.

По результатам специальной оценки труда на рабочем месте командира отделения Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» войсковая часть № 42713 (карта СОУТ № 60 от 26.11.2018) установлен итоговый класс условий труда - 4 (опасный), право на досрочное назначение трудовой пенсии - отсутствует.

В карте аттестации рабочего места по условиям труда № 58 на рабочее место командира отделения пожарной команды от 2013 года установлен итоговый класс условий труда - 2 (допустимый), право на досрочное назначение трудовой пенсии - отсутствует.

Документы, подтверждающие или опровергающие отношение в/ч 42713 ФБУ - Управления МВО к государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не представлены.

Согласно п. 5 Правил № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды, когда работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.

В стаж на соответствующих видах работ включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Такие периоды как простой (как по вине работодателя, так и по вине работника), прогулы, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются.

В материалы дела не предоставлены журналы учета рабочего времени (журналы приемки и сдачи смен), журналы выдачи ежедневных заданий, и другие документы в которых может быть отражена полная занятость Молчанова А.Б. в исследуемые периоды работ.

Из лицевых счетов (таблица № 2, 3, 4, 5) следует, что за исследуемые периоды работ Молчанова А.Б. в Северном УВД на транспорте, в Ярославском отряде ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, в Обособленном подразделении «Вологодский отряд ведомственной охраны «ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, в Вологодском отряде ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на СЖД норма рабочего времени Молчановым А.Б. в основном вырабатывалась полностью.

За период работ Молчанова А.Б. в в/ч 42713 ФБУ - Управления МВО с 01.02.2012 по 31.12.2020 лицевые счета не представлены.

В исследуемые периоды работы Молчанов А.Б. выполнял работы в должностях, которые отсутствуют в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В материалах дела содержится письмо Вологодского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной ЖД от 23.10.2023 № 1635, где указано, что пожарный поезда ст. Буй за период с 2003 по 2007 год выезжал на тушение пожара 12 раз общая продолжительность работы пожарного поезда ст. Буй на тушении пожаров около 33 часов (подтверждается книгой учета пожаров Пожарного поезда ст. Буй прилагается). При этом сведений о том, что именно пожарный Молчанов А.Б. был в составе караула выезжавшего на пожар, поскольку режим работы пожарных сутки через трое (работает 4 караула), не имеется. Продолжительность нахождения пожарных во вредных условиях на тушении пожара и ликвидации ЧС за период работы Молчанова А.Б. с 01.08.2003 по 07.06.2007 составляет менее 1% нормы рабочего времени;

При полистном просмотре копии книги учета пожаров Пожарного поезда за 1999-2007 году ПП- ст. Буй видно, что выполнялось выезд и тушение пожаров в следующие периоды:

1. 1999 год -5.06.99, 6.06.99;

2. 2000 год - 26.05.2000;

3. 2002 год-31.05.2002, 8.07.2002, 28.08.2002, 28.02.2002;

4. 2003 год - 13.05.2003, 6.07.03, 1.08.03, 22.11.03;

5. 2004 год - 12.03.04, 26.04.04, 25.06.04;

6. 2005 год- 07.12.05;

7. 2006 год - 25.04.06, 29.04.06, 06.05.06.

Согласно письму войсковой части 42713 от 10.11.2023 № 1018, Книга службы пожарной команды разрабатывается начальником пожарной команды и утверждается командиром войсковой части 42713, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2018 № 355 «Об утверждении Порядка организации дежурства в подразделениях ведомственной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с примерным расчетом времени по несению дежурства, и учитывается в установленном порядке. Рассчитывается на один месяц и хранится в течение трех лет, после ее заполнения.

Из представленных документов, усматривается, что тушение пожаров не носило постоянный характер.

Согласно п. 5 Правил № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды, когда работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, то есть определяющим условием назначения досрочной пенсии является работа согласно тем условиям, что указаны в Списках в течение полного рабочего дня.

В рамках рассматриваемого дела судом по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению № 59 от 07.12.2023 государственной экспертизы эксперт пришел к выводам, что заявленные истцом периоды работы не соответствуют условиям назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренных п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полную занятость истца определить не представилось возможным из-за отсутствия документов.

Экспертное заключение отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, выполнено лицом, имеющим необходимую квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы, приведенные в заключении эксперта, являются полными, ясными, экспертом даны ответы на все постановленные судом вопросы, содержание заключения соответствует требованиям гражданского процессуального законодательства. Исследовательская часть экспертного заключения основана на материалах дела, а также дополнительно представленных документах.

С учетом изложенного, суд принимает указанное заключение, поскольку оснований не доверять экспертному заключению не имеется.

Молчанов А.Б. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 25.08.1998, следовательно, весь период работы после указанной даты должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании вышеизложенного, заявленные периоды работы Молчанова А.Б. с 30.12.1984 по 24.11.1994, с 07.12.1994 по 31.12.1998, с 01.01.1999 по 31.07.2003, с 01.08.2003 по 07.06.2007 не подлежат зачету в специальный стаж по п.18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в период работы в органах внутренних дел в Северном УВД на транспорте истец являлся военнослужащим, Ярославский отдел ведомственной охраны и Вологодский отряд ведомственной охраны не имеют статуса юридического лица, не входят в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, должности «стрелок оперативной группы в стрелково-пожарной команде» и «начальник отделения пожарного поезда» с 01.01.1996 по 06.07.1998 не предусмотрена Перечнем оперативных - должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.06.1995 № 241.

Период работы истца с 01.02.2012 по 31.12.2020 в Войсковой части 42713 федерального бюджетного учреждения- управление Московского военного округа зачету в специальный стаж также не подлежит, поскольку Войсковая часть не относится к Государственной противопожарной службе (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Таким образом, с учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца с учетом уточнения не имеется, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено наличие у истца необходимого специального стажа на дату обращения в пенсионный орган.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, Молчанову А. Б. отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья      Н.С.Иоффе

Мотивированное решение изготовлено 11/07/2024

2-42/2024 (2-1738/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Молчанов Александр Борисович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области
Другие
филиал ОАО "РЖД" Северная железная дорога
Северное линейное Управление Министерства внутренних дел РФ на транспорте
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Иоффе Н. С.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
09.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2023Передача материалов судье
09.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.02.2023Предварительное судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
18.01.2024Производство по делу возобновлено
18.01.2024Судебное заседание
11.06.2024Производство по делу возобновлено
11.06.2024Судебное заседание
11.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее