Решение по делу № 33а-2267/2021 от 21.09.2021

Судья Агафонов П.Ю.                                Дело № 33а-2267/2021

(в 1 инст. дело № 2а-3306/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 ноября 2021 года                                  город Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Панеш Ж.К.

    судей – Тачахов Р.З. и Тхагапсова Е.А.

при секретаре судебного заседания – Ордоковой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства внутренних дел Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03.08.2021, которым постановлено:

административный иск ФИО1 и ФИО2 к МВД по Республике Адыгея о признании действий (бездействия) незаконными удовлетворить частично.

Возложить на МВД по Республике Адыгея обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов и принять от ФИО1 и ФИО2 заявление о преступлении.

В остальной части требований ФИО1 и ФИО2 отказать.

Заслушав доклад судьи Панеш Ж.К., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта и доводы апелляционной жалобы, объяснения административных истцов ФИО1, ФИО2, представителей административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Адыгея ФИО7 и ФИО8, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Административные истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании отказа незаконным и возложении обязанности.

В обоснование иска указали, что 10.02.2021 около 09 часов 00 минут они прибыли в Министерство внутренних дел по Республике Адыгея (далее – МВД по РА) для подачи заявления о преступлении, совершенном сотрудниками Отдела ГИБДД Отдела МВД России по г. Майкопу. ФИО2 также был намерен подать письменную благодарность в адрес сотрудников дежурной части Отдела МВД России по г. Майкопу. ФИО1 был выписан пропуск, но ему запретили проносить с собой диктофон, поэтому он не был допущен в дежурную часть МВД по РА для подачи заявления о преступлении. Без записей на диктофоне ФИО1 не мог сообщить сведения о преступлениях. Административные истцы просили суд возложить на МВД по РА обязанность по принятию заявления о преступлении.

В судебное заседание суда первой инстанции административные истцы явились, поддержали заявленные требования в полном объеме, представитель административного ответчика явился, административные исковые требования не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене в части по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик, как постановленное с нарушением норм процессуального права, полагает, что заявление должно быть рассмотрено в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в части в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные.

При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 оспаривает отказ МВД РА в приеме сообщения о преступлении.

Статьей 125 УПК РФ предусмотрено, что постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (часть 1).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

Таким образом, отказ в приеме сообщения о преступлении относится к числу затрудняющих доступ граждан к правосудию и потому является предметом судебного контроля в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ.

В порядке главы 22 КАС РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 упомянутого кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 КАС РФ.

При указанных обстоятельствах, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, производство по данному делу подлежит прекращению по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03.08.2021 в части возложения на МВД по Республике Адыгея обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов и принять от ФИО1 и ФИО2 заявление о преступлении.

В отмененной части производство по делу прекратить, в остальной части решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03.08.2021 оставить без изменения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с положениями главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Морская, д. 3) через суд первой инстанции.

Председательствующий                 ись        Ж.К. Панеш

Судьи                             ь        Е.А. Тхагапсова

                                    пись    Р.З. Тачахов

33а-2267/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Административный истец Фоменко Антон Валерьевич
Административный истец Дворниченко Владимир Иванович
Ответчики
административный ответчик МВД по Республике Адыгея
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Панеш Жанна Кимовна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
28.09.2021Передача дела судье
16.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее