Решение по делу № 2-550/2022 от 01.02.2022

Дело №2-550/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2022 г.                                                                                       пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цветкова А. Я.,

при секретаре Насурлаевой Н. С.,

с участием прокурора в процессе Богомолова Г. О., представителей ответчиков Бубликовой А. А. и Даниловой К. И., представителя третьего лица Васильевой А. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым, Администрации Ленинского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым, о возложении обязанности выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, в котором просил обязать Администрацию Ленинского района Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий на цели обеспечения антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым, а также обязать МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым оснастить объект (территорию) системой видеонаблюдения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей, обеспечить работу эвакуационного освещения в круглосуточном режиме либо его автоматическое включение при отключении рабочего освещения, произвести ремонт системы вентиляции, оснастить здание молниезащитой, произвести ремонт пожарного водоема. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым соблюдения федерального законодательства установлены нарушения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор в процессе на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым Бубликова А. А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.

Представитель Администрации Ленинского района Республики Крым в Данилова К. И. судебном заседании исковые требования признала.

    Представитель третьего лицо Управления образования Администрации Ленинского района Республики Крым Васильева А. С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

    Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование Ленинский район Республики Крым в лице Администрации Ленинского района Республики Крым (т.1 л.д.242-264, т.2 л.д.1-13).

Прокуратурой Ленинского Республики Крым проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой в МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым выявлены нарушения требований законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности в виде отсутствия системы видеонаблюдения, а также пожарной безопасности. Так, согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на объекте отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей, не обеспечена работа эвакуационного освещения в круглосуточном режиме либо его автоматическое включение при отключении рабочего освещения, не произведена очистка системы вентиляции, на объекте отсутствует молниезащита, пожарный водоем находится в неисправном состоянии (т.1 л.д.7-15).

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Согласно статье 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 6 марта 2006 года "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 статьи 6 и пунктом 7 статьи 28 названного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 41 этого же Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

С учетом Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В силу ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу пунктов 6.1 и 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Пунктом 2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружения должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты угроз террористического характера          и несанкционированного вторжения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Подпунктами "а, г, д" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия оснащения объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудования основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, что предусмотрено пунктом 30 Требований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).

Из материалов дела следует, что нежилое здание детского сада площадью 1017,8 кв.м. на земельном участке площадью 4092 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат Муниципальному образованию Ленинский район Республики Крым и находятся в оперативном управлении и пользовании у МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым (т.1 л.д.26-201).

МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым сообщало в Администрацию Ленинского района Республики Крым о необходимости устранения нарушений антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, однако данные мероприятия не выполнены (т.1 л.д.206-241).

В связи с тем, что МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности малолетних, выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта отвечает целям безопасности данных лиц и персонала.

Исходя из вышеприведенного, нарушение правил антитеррористической безопасности и пожарной безопасности образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, в связи с чем суд приходит к выводу, что в МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым имеет место нарушение требований федерального законодательства.

Согласно Положению об Управлении образования Администрации Ленинского района Республики Крым Управление имеет статус юридического лица, обладает полномочиями муниципального заказчика, осуществляющего закупки для муниципальных нужд; является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным организациям в сфере образования; формирует и утверждает муниципальные задачи, имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципальными организациями сферы образования муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществлять контроль их деятельности (т.2 л.д.21-34).

В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных ассигнований, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.

Непринятие мер по устранению указанных нарушений антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта в МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым создает условия для возможного наступления тяжких последствий, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.

При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – Администрации Ленинского района Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения.

Суд считает необходимым также отметить, что возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления, в данном случае Администрацию Ленинского района Республики Крым, обязанность по социальной защите граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств.

Управление является органом Администрации и входит в его структуру и обеспечивает осуществление полномочий Администрации в сфере образования, то есть не выступает самостоятельным субъектом в данных правоотношениях.

Учитывая вышеизложенное, бездействие ответчиков, выразившееся в необеспечении в полном объеме комплекса мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - воспитанников МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым на образование в безопасных условиях, в связи с чем суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно                п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Ленинского района Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий на цели обеспечения антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым оснастить объект (территорию) системой видеонаблюдения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей, обеспечить работу эвакуационного освещения в круглосуточном режиме либо его автоматическое включение при отключении рабочего освещения, произвести очистку (ремонт) системы вентиляции, оснастить здание молниезащитой, произвести ремонт пожарного водоема, в течение 9 месяцев со дня поступления денежных средств на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Мотивированное решение суда составлено 01.04.2022г.

Судья                                                                                                     А. Я. Цветков

2-550/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района Республики Крым
Ответчики
МБДОУ " Детский сад №3 "Солнышко"
Администрация Ленинского района Республики Крым
Другие
Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Цветков Александр Яковлевич
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
01.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2022Передача материалов судье
02.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее