Председательствующий по делусудья Рахимова Т.В. | Дело №33-4599-2022(в суде первой инстанции №2-1371-2022)УИД 75RS0002-01-2022-002827-15 | <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей краевого суда Радюк С.Ю., Малолыченко С.В.
при секретаре Разумове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите 27 декабря 2022 г. гражданское дело по иску Смирновой Н. Ю. к администрации городского округа «Город Чита», комитету образования администрации городского округа «Город Чита», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №18» о понуждении к установлению должностного оклада, о взыскании недополученной заработной платы, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Смирновой Н.Ю.
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от 12 октября 2022 г., которым постановлено исковые требования Смирновой Н. Ю. к администрации городского округа «Город Чита», комитету образования администрации городского округа «Город Чита», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №18» оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнова Н.Ю., обратившись в суд с вышеназванным иском, ссылалась на то, что с <Дата> работает в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18» (далее также - СОШ №18), на основании дополнительного соглашения от 15 октября 2018 г. на 0,5 ставки по этой должности. Указывала на то, что рост ее заработной платы не отражает роста цен. Индексация ее заработной платы проводилась последний раз 1 октября 2020 г., оклад не изменялся. Истцу стало известно, что в 2019 году изменились условия оплаты труда для заместителей руководителей. Об индексации истец узнавала из расчетных листков, с какими-либо нормативно-правовыми актами, включая с локальные, ее не знакомили, в том числе с Положением для определения порядка оплаты руководящих должностей. Изучение нормативной документации дает истцу основание для вывода, что ей не выплачивается заработная плата в полном объеме с 11 апреля 2019 г., поэтому перед ней имеется задолженность по заработной плате за период с 11 апреля 2019 г. по 31 мая 2022 г. в размере 180.543,81 руб. Поскольку в этот период истцу предоставлялись отпуска и имели место периоды нетрудоспособности, за которые выплачивалось пособие без учета повышенного оклада, полагает, что и в этой части перед ней имеется задолженность по оплате труда.
Просила обязать руководителя школы установить должностной оклад по должности заместителя руководителя по административно-хозяйственной части СОШ №18 в размере 8.580 руб. локальным нормативным актом школы;
обязать руководителя школы внести изменения в трудовой договор заместителя руководителя по административно-хозяйственной части СОШ №18 по установлению должностного оклада в размере 8.580 руб.;
обязать ответчиков выплатить недополученную заработную плату в размере 180.543,81 руб.;
взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50.000 руб.;
признать незаконным отсутствие индексации в 2019 году;
обязать администрацию городского округа «Город Чита» выплатить индексацию с учетом изменений заработной платы по должности заместителя руководителя по административно-хозяйственной части СОШ №18 с учетом изменений в соответствии с системой оплаты труда, за юридически значимый период (т.1 л.д.7-21).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.2 л.д.134-137).
В апелляционной жалобе истец Смирнова Н.Ю. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, повторяя доводы, изложенные, в том числе в исковом заявлении. Указывает, что при рассмотрении данного дела суд не привлек к участию Министерство финансов в качестве третьего лица, притом, что финансирование заработной платы осуществляется из бюджета Забайкальского края. Также указывает, что рост ее заработной платы должен производиться ежегодно, тем не менее, индексация проводилась в последний раз 1 октября 2020 г. В 2021 году истцу стало известно, что в 2019 году изменились условия оплаты труда для заместителей руководителей. До 1 сентября 2019 г. оклад руководителя муниципального образовательного учреждения определялся с учетом кратности оклада руководителя учреждения окладу рабочего первого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня». С 1 сентября 2019 г. оклад руководителя стал определяться с учетом отнесения к группе по оплате труда с применением кратности оклада руководителя учреждения абсолютному значению 3432. Размер должностного оклада рабочего первого квалификационного уровня ПКГ «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» составил 7.722 руб., увеличение составило 37,6%. Заработная плата истца не индексировалась с 2018 года по 2020 год, в то время как заработная плата работников, финансируемая из бюджета Забайкальского края, индексировалась своевременно, что ставит истца в неравное положение с такими работниками. Считает, что ее оклад должен был увеличиться еще в 2019 году. Суд не принял во внимание отсутствие локальных актов по месту работы, устанавливающих порядок индексации, в 2018 году и 2020 году. В ходе рассмотрения дела судом ответчик заявил ходатайство о применении срока, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации. В то же время просит учесть, что она обращалась за защитой нарушенного права в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае 21 декабря 2021 г., просила восстановить срок. Ссылается на Положение о порядке и размере оплаты труда руководителей муниципальных учреждений городского округа «Город Чита», их заместителей и главных бухгалтеров, утвержденное постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 11 апреля 2019 г. №255, согласно которому предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы для занимаемой ею должности составляет 5.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, которые поддержала истец Смирнова Н.Ю., ее представитель Хайнц З.И., против удовлетворения которой возражал представитель ответчиков – администрации городского округа «Город Чита», комитета образования администрации городского округа «Город Чита», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18» Абраменкова Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Основания к отмене или изменению судебного решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких оснований судебная коллегия при рассмотрении данного дела не находит.
Как следует из материалов дела, Смирнова Н.Ю. работает в СОШ №18 в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части с <Дата>, на основании дополнительного соглашения от <Дата> на 0,5 ставки по этой должности.
Условиями дополнительного соглашения Смирновой Н.Ю. установлены: оклад в размере 6.006 руб., районный коэффициент 40% - 2.402,4 руб., надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями 30% - 1.801,8 руб., за выслугу лет 5%, сумма заработной платы в размере 10.210,2 руб.
Полагая, что ей не в полном объеме, неправильно начислялась и выплачивается заработная плата период с 11 апреля 2019 г. по 31 мая 2022 г., Смирнова Н.Ю. обратилась в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая обращение Смирновой Н.Ю. в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае, признал пропущенным при отсутствии уважительных причин срок, указанный в исковом заявлении для взыскания задолженности по заработной плате, с 11 апреля 2019 г. по 20 декабря 2020 г., приняв к рассмотрению требования по выплатам за период с 21 декабря 2020 г. по 31 мая 2022 г.
Суд постановил, что доводы истца о неправильном расчете ее оклада основаны на неверном толковании правовых норм. При этом исходил из того, что истцом при расчете причитающейся ей заработной платы неверно применяется коэффициент кратности 5 к абсолютному значению для оклада заместителя руководителя. Истцу правильно установлен должностной оклад, как заместителю руководителя, в соотношении 30% к окладу руководителя в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 11 апреля 2019 г. №255, которым утверждено Положение о порядке и размере оплаты труда руководителей муниципальных учреждений городского округа «Город Чита», их заместителей и главных бухгалтеров. Суд установил, что работнику ежемесячно, начиная с 1 октября 2020 г., индексируется заработная плата. С учетом изложенного суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
При отсутствии нарушений трудовых прав Смирновой Н.Ю., ей отказано во взыскании компенсации морального вреда.
Судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены с учетом полно и правильно установленных обстоятельств дела, при надлежащей оценке представленных в дело доказательств, соответствующей положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при применении норм материального права, подлежащих применению в данном деле, при отсутствии процессуальных нарушений.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, установленных статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации, является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
В развитие данного принципа Трудовой кодекс Российской Федерации в главе 21 урегулировал порядок определения заработной платы работников.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Для муниципальных учреждений системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оплата труда руководителей и их заместителей в муниципальных учреждениях составляет специальный предмет правового регулирования и определяется статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации – для лиц, замещающих такие должности, устанавливается предельный уровень соотношения месячной заработной платы, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников учреждений. Значение предельного уровня устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 11 апреля 2019 г. №255 утверждено Положение о порядке и размере оплаты труда руководителей муниципальных учреждений городского округа «Город Чита», их заместителей и главных бухгалтеров.
Пунктом 7 данного Положения предусмотрено, что должностные оклады заместителя руководителя, главного бухгалтера устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя муниципального учреждения в соответствии с группами по оплате труда. Отраслевые (функциональные) органы администрации городского округа «Город Чита» ежегодно устанавливают предельный размер среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера муниципального учреждения на текущий год, исходя из среднемесячной заработной платы работников муниципального учреждения, сложившейся в предыдущем календарном году.
До 1 сентября 2019 г. в соответствии с Положением об оплате труда руководителей муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 7 апреля 2017 г. №156 оклад руководителя муниципального образовательного учреждения, находящегося в ведении комитета образования администрации городского округа «Город Чита», определялся с учетом отнесения учреждения к группе по оплате труда с применением кратности оклада руководителя учреждения, утвержденного Положением, к окладу рабочего первого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня».
Оклад рабочего первого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» согласно постановлению администрации городского округа «Город Чита» от 24 сентября 2014 года №149 «О рекомендуемых окладах (рекомендуемых должностных окладах), рекомендуемых ставках заработной платы по профессионально квалификационным группам работников муниципальных учреждений организаций городского округа «Город Чита» составлял 3.300 руб. Руководителю МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» установлена кратность 5, должностной оклад – 11.550 руб.
Изложенное следует из ответа администрации городского округа «Город Чита» от 25 ноября 2021 г. за подписью руководителя администрации Глущенко А.И., адресованного Смирновой Н.Ю. (т.1 л.д.76-79).
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 11 апреля 2019 г. №255 утверждено Положение о порядке оплаты труда руководителей муниципальных учреждений городского округа «Город Чита», их заместителей и главных бухгалтеров, в соответствии с пунктом 3 которого отраслевые (функциональные) органы администрации городского округа «Город Чита» устанавливают кратность оклада руководителя муниципального учреждения к абсолютному значению 3.432 руб. с учетом отнесения муниципального учреждения к группе по оплате труда.
Приказом комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 10 июня 2019 г. №421 в названное выше Положение №156 внесены изменения. Оклад руководителя учреждения с 1 сентября 2019 г. определяется с учетом отнесения учреждения к группе по оплате труда с применением кратности оклада руководителя учреждения к абсолютному значению 3.432. Руководителю МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» установлена кратность 5, должностной оклад – 17.160 руб.
Судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными доводы истца о неверном расчете оклада, как основанных на неверном толковании приведенных правовых норм. Так, Смирновой Н.Ю. применяется коэффициент кратности 5 к абсолютному значению для оклада заместителя руководителя, что противоречит приведенным выше нормативным положениям, согласно которым должностные оклады заместителя руководителя устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя муниципального учреждения.
При рассмотрении дела достоверно установлено, что расчет заработной платы истца в период с 21 декабря 2020 г. по 31 мая 2022 г. полностью соответствовал принятым в городском округе нормативно-правовым актам, условиям трудового договора и коллективного договора от 30 августа 2020 г. (т.2 л.д.1-24), с начислением установленных Смирновой Н.Ю. надбавок, районного коэффициента, стимулирующих выплат.
Не имеется оснований сомневаться с выводами, приведенными в судебном решении, относительно требований истца об индексации начисляемой ей в спорный период заработной платы.
Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы.
Из материалов дела следует, что с 1 января 2018 г. в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 26 января 2018 г. №33 «Об индексации с 1 января 2018 г. окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников муниципальных учреждений городского округа «Город Чита» размер должностного оклада рабочего первого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» увеличен до 3.432 руб. (индексация составила 4%).
С 1 сентября 2019 г. в связи с внесением изменений в постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 г. №382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональные квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» размер должностного оклада рабочего первого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» составил 4.722 руб.
С 1 октября 2020 г. в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 3 ноября 2020 г. №453 «Об индексации с 1 октября 2020 г. окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников муниципальных учреждений городского округа «Город Чита», оклады (должностные оклады) работников муниципальных учреждений городского округа «Город Чита», на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», проиндексированы на 3%.
В ответе администрации городского округа «Город Чита» от 25 ноября 2021 г. приведена динамика изменений должностного оклада и заработной платы Смирновой Н.Ю.:
С <Дата> Смирновой Н.Ю., работающей на 0,5 ставки заместителя директора по административно-хозяйственной части, установлена надбавка за выслугу лет до 10%. Заработная плата за полностью отработанный месяц на 0,5 ставки составила 11.231,22 руб.
С <Дата> заработная плата Смирновой Н.Ю. в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 3 ноября 2020 г. №453 «Об индексации с 1 октября 2020 г. окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников муниципальных учреждений городского округа «Город Чита» индексирована на 3% (приказ МБОУ «СОШ №18» от 17 ноября 2020 г. № 134). Заработная плата за полностью отработанный месяц на 0,5 ставки составила 11.568,16 руб.
По состоянию на 1 ноября 2021 г. начисленная заработная плата Смирновой Н.Ю. за полностью отработанный месяц составляет: 11.568,16 руб. = (6.006,00 руб. + 600,60 руб.) х 1,7 х 1,03. Должностной оклад установлен на 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения.
Обстоятельства начисления заработной платы истцу в соответствии с установленным правовым регулированием оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях городского округа «Город Чита» и индексации правильно установленной Смирновой Н.Ю. заработной платы также подтверждаются представленными в дело расчетными листками.
Из изложенного следует, что доводы истца Смирновой Н.Ю. о наличии перед ней у ответчика задолженности по заработной плате, которая подлежит взысканию в ее пользу с учетом индексации, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Истец указывает в апелляционной жалобе на ее обращение за защитой нарушенного права в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае 21 декабря 2021 г., в связи с чем просит восстановить срок для обращения в суд с иском за весь период с 11 апреля 2019 г., для чего судебная коллегия оснований не усматривает. Судом первой инстанции правильно применены положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, учтено обращение Смирновой Н.Ю. в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае, в связи с чем принят к рассмотрению период с 21 декабря 2020 г. по 31 мая 2022 г.
Довод апелляционной жалобы истца о том, суд первой инстанции не привлек к участию в деле Министерство финансов Забайкальского края в качестве третьего лица отклоняется.
Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя – юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Из представленной в материалы дела копии трудового договора от <Дата> следует, что работодателем Смирновой Н.Ю. является МБОУ «СОШ №18». Учредителем МБОУ «СОШ №18», согласно сведениям из ЕГРЮЛ, является городской округ «Город Чита», от имени которого выступает администрация городского округа «Город Чита».
Из Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 г. №165 следует, что указанный орган является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области: бюджетных правоотношений, в том числе государственного финансового контроля; налогов и сборов; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Соответственно, у суда не было оснований для привлечения Министерства финансов Забайкальского края в качестве третьего лица к участию в деле, поскольку указанный орган не является в данном случае субъектом трудовых правоотношений, не принимает участия в начислении и выплате Смирновой Н.Ю. заработной платы и ее индексации.
Иные доводы апелляционной жалобы истца повторяют правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат в себе ссылок на обстоятельства и доказательства, которые не были установлены или оценены судом при рассмотрении дела и имели бы значение при принятии судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ингодинского районного суда г.Читы от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Смирновой Н.Ю. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Ингодинский районный суд <адрес>.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено 16 января 2023 г.