Дело № 2а-1382/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2021 года                                 г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,

при секретаре Кривко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле,

УСТАНОВИЛ:

Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, указывая на то, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле на территории Сальского района.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 22 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 Областного закона от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», п. 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», специализированная служба по вопросам похоронного дела Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района до настоящего времени не создана, деятельность в указанном направлении не организована; предусмотренные действующим законодательством услуги по погребению, оказываемые на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории сельского поселения не оказываются.

Непринятие мер Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района к созданию служб в области похоронного дела нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.

Осуществление полномочий по решению вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления, и создание такой специализированной службы носит исполнительно-распорядительный характер.

По данному факту Сальским городским прокурором главе Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района 22.04.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты.

Отсутствие необходимости и финансовой возможности создания специализированной похоронной службы, не отменяют установленную законом обязанность ответчика по реализации гарантий, связанных с погребением умерших и не должны влиять на права граждан, пользующихся услугами по погребению.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает действующее законодательство Российской федерации о местном самоуправлении, погребении и похоронном деле, а также права и свободы граждан, установленные ст.ст. 18, 19, 39, 45 Конституции Российской Федерации, в том числе права неопределенного круга лиц на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг.

Органы местного самоуправления обязаны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле».

Руководствуясь п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит суд признать незаконным бездействие Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации похоронного дела.

Обязать Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и установить порядок ее деятельности в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Криворотова И.Н. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района о признании незаконными бездействия о времени и месте рассмотрения дела извещено в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, представитель в назначенное судом время не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений не имеют, вместе с тем, просят увеличить срок исполнения решения суда до июля 2022 в виду отсутствия финансирования (л.д.27).

Суд, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района.

В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее:

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).

Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001) в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Согласно статье 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).

Из положений статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Амурской области от 3 октября 2014 года N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки Сальской городской прокуратурой соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле на территории Муниципального образования было установлено, что в нарушение п. 22 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 Областного закона от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», п. 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», специализированная служба по вопросам похоронного дела Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района до настоящего времени не создана, деятельность в указанном направлении не организована; предусмотренные действующим законодательством услуги по погребению, оказываемые на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории сельского поселения не оказываются.

По данному факту Сальским городским прокурором главе Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района 22.04.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты до настоящего времени.

Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТ а 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из системного толкования положений статей 9 и 10 Федерального закона N 8-ФЗ следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Из буквального толкования вышеназванных норм следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, при этом действующими нормами права органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

Таким образам, федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Согласно ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела, органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы в форме муниципальных предприятий, учреждений, межмуниципальных хозяйственных обществ, однако, как было установлено непринятие мер Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района к созданию служб в области похоронного дела нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.

В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Административным истцом требования предъявлены об оспаривании бездействий муниципального органа в интересах неопределенного круга лиц в части невыполнения им требований действующего законодательства «О погребении и похоронном деле».

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, признать незаконным бездействие Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района в не создании специализированной службы по похоронному делу, и обязать Администрации Ивановского сельского поселения Сальского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и установить порядок её деятельности в соответствии с действующим законодательством в срок до июля 2022.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ 2022.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.08.2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                     ░.░.░░░░░░░░░░░

2а-1382/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальский городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Ивановского сельского поселения
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Судья
Дорогокупец Г.М.
Дело на сайте суда
salsky.ros.sudrf.ru
23.06.2021Регистрация административного искового заявления
24.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2021Подготовка дела (собеседование)
13.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2021Дело оформлено
23.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее