66RS0001-01-2022-000882-17 №2-2444/2022
мотивированное решение составлено 18.05.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.05.2022 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Толстых А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой А.В. к ГАУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о защите нарушенных трудовых прав
установил:
Белова А.В. обратилась в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее Учреждение, ГАУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы») в котором просит признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-У в части отстранения истца от работы, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 234 398,80 руб. (требование уточнено ДД.ММ.ГГГГ), компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Иск мотивирован тем, что Белова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит с Учреждением в трудовых отношениях в должности химика-эксперта. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-У она была отстранена от работы без выплаты заработной платы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции до прохождения вакцинации. Полагает такое отстранение незаконным, поскольку выполняемая работа не входит в перечень работ, выполнение которых обусловлено обязательной вакцинацией (работа истца заключается в химическом исследовании извлечений из трупного материала, сами извлечения делают лаборанты, соответственно, истец осуществляет сугубо исследовательскую, экспертную деятельность и не выполняет функции в сфере здравоохранения); работодателем была нарушена процедура отстранения от работы, так как не исполнена обязанность по получению от работника письменного отказа от вакцинации, дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главным государственным санитарным врачом Свердловской области, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Признание отстранения незаконным является основанием для взыскания с работодателя среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Школьникова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.36-41).
Заслушав сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, ДД.ММ.ГГГГ Белова А.В. была принята Учреждением на работу на должность химика-эксперта медицинской организации в судебно-химическое отделение Учреждения (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №-лс/2, пунктом 1.6 которого распространено действие трудового договора на существующие с ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения, л.д.57-60).
Приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №-У «Об организации иммунизации сотрудников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», изданным со ссылкой на нормы федерального законодательства и Постановление главного санитарного врача по Свердловской области от 14.10.2021 № 05-24/2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 году по эпидемиологическим показаниям» (далее по тексту – Постановление № 05-24/2), предписано уведомить всех работников об обязательной вакцинации, которая должна быть проведена в следующие сроки: до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) - первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной; до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) - вторым компонентом вакцины.
Также указанный приказ содержит в себе категории лиц, на которых предписание об обязательной вакцинации не распространялось (п.1.3) при условии документарного подтверждения (обязанность предоставить документы возложена на работника в срок до ДД.ММ.ГГГГ) принадлежности к той или иной категории (работники, переболевшие COVID-19 после ДД.ММ.ГГГГ и имевшие медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания, получившие прививку против гриппа или других инфекций менее 1 месяца назад, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции).
Кроме того, п.1.5 приказа содержал предписание об отстранении от работы работников не прошедших обязательную вакцинацию.
С приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-У истец ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-47).
Из объяснений истца следует, что вакцинация от коронавирусной инфекции ею не пройдена, заболеванием COVID-19 она не болела, работодателю не представляла данных о наличии у нее медицинского отвода от такой вакцинации, при рассмотрении дела суду данных о наличии противопоказаний для постановки прививки истец тоже не представила.
В приказе Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №-У указано на отстранение Беловой А.В. от работы с ДД.ММ.ГГГГ без сохранения заработной платы в связи с тем, что она не имеет ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции (л.д. 42,43). Истец ознакомлена с приказом в тот же день, о чем свидетельствует ее подпись.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждением в адрес Беловой А.В. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о возможности получения гражданами Медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании положительных результатов исследования на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю повой коронавирусной инфекции (COVID-19), наличие которого при предъявлении работодателю будет являться основанием к допуску к работе. Данное уведомление направлено истцу в связи с принятием Приказа Минздрава Российской Федерации от 04.02.2022 г № 58 н «О внесении изменений в приложения № 3 и № 4 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11,2021 № 1053 н «Об утверждении формы медицинской документации «Справка о проведенных профилактических прививках против новой короновирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации» и порядка ее выдачи, формы медицинской документации «Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном повой коронавирусной инфекцией (COVID-19)....» (л.д.66,76,78).
Уведомление истцом получено не было ни по одному из адресов, на которые оно было направлено (л.д.75-777).
В период рассмотрения гражданского дела, Белова А.В. ДД.ММ.ГГГГ сдала анализ на антитела к COVID-19, по результатам которого ей выдан сертификат №, согласно которому Беловой А.В. получен положительный результат исследования на наличие антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
ДД.ММ.ГГГГ Белова А.В. предоставила сертификат работодателю, с ДД.ММ.ГГГГ Белова А.В. допущена к работе, что сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обеспечивать безопасность для здоровья человека при выполнении работ и оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 29 указанного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Как указано в ст. 35 данного закона, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее особую опасность для окружающих.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1469) работы с кровью и биологическими жидкостями человека являются работами, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID 19)», в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COV1D-I9) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» с последующими изменениями и дополнениями на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности с применением ограничительных мероприятий по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), который действовал и на день отстранения истца от работы.
Приказом Минздрава Свердловской области от 22.12.2020 № 2407-п (в редакции от 09.08.2021) «Об организации иммунизации населения Свердловской области против новой коронавирусной инфекции, вызываемой COVID-19, по эпидемическим показаниям» утвержден список контингентов по вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, среди которых к приоритету 1-го уровня отнесены работники медицинских организаций (приложение № 2).
Приказом Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н», вступившим в силу 27.12.2020 и действовавшим до 30.12.2021, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Указанная прививка сохранена и в настоящее время в календаре профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, что подтверждается Приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н, действующим с 31.12.2021.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и приказом Минздрава № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приложение № 2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).
В силу того, что в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса, она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы, т.к. в силу ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Согласно п.п. 1.1.2, 2 постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 14.10.2021 № 05-24/2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 году по эпидемическим показаниям», предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до 15.11.2021 включительно, вторым компонентом вакцины - в срок до 15.11.2021 включительно. Этим же постановлением установлено, что руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано рассмотреть вопрос об отстранении от работы или переводе на дистанционный режим работы граждан, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 16.11.2021, указанным в п.1.1.2 настоящего Постановления (п.п. 9.2.1).
В соответствии с Классификатором работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным приказом МинздраваРФ от 19.08.2021 № 866н работы по производству судебно-медицинских экспертиз, будучи одной из разновидностей медицинских экспертиз, относятся к медицинской деятельности (п.8 Классификатора).
Согласно п.2.2 раздела 2 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 № 529п, бюро судебно-медицинских экспертиз относятся к медицинским организациям особого типа.
Подпункт 3 п. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает, что в государственную систему здравоохранения РФ. помимо всех прочих, входят подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации судебно-экспертные учреждения.
Согласно п. 1 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 г. № 346н судебно-химическая экспертиза (равно как и химико-токсикологическая) является одной из разновидностей судебно-медицинской экспертизы. А Перечнем тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", установлена тождественность указанных видов работ.
Пункт 3.1. раздела 3 должностной инструкции истца предусматривает обязанность химика-эксперта медицинской организации квалифицированно и в установленные сроки проводить судебно-медицинскую (судебно-химическую и судебно-биохимическую) экспертизу и исследование биологических объектов и вещественных доказательств, а также химико-токсикологические исследования. К исследуемым химиком-экспертом биологическим объектам относятся кровь, моча, части внутренних органов.
Факт работы истца с биологическими объектами подтверждается также действующей картой специальной опенки условий труда химика-эксперта медицинской организации №. Класс условий труда по данному фактору производственной среды оценен на 3.3, что означает, что трудовая деятельность Беловой А.В осуществляется во вредных условиях 3 степени именно в связи с влиянием биологического фактора.
С учетом приведенного выше правового обоснования, истец в иске неверно толкует нормы материального права, указывая, что ею выполняемая работа не входит в перечень работ, выполнение которых обусловлено обязательной вакцинацией.
Доводы истца о нарушении процедуры отстранении от работы несостоятельны, поскольку у работодателя обязанность отобрать от работника письменный отказ от вакцинации до издания приказа об отстранении от работы не возложена.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (рекомендуемый образец добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.01.2009 N 19н).
В силу п. 72 СапПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4, отказ от профилактической прививки в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения.
Согласно п. 11.4 Методических указаний МУ 3.3.1889-04 "Порядок проведения профилактических прививок", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004, отказ от проведения прививок оформляют письменно. С этой целью медицинский работник лечебно-профилактической организации делает соответствующую запись (с обязательной отметкой предупреждения о последствиях) в медицинских документах- истории развития ребенка или истории развития новорожденного; медицинской карте ребенка; медицинской карте амбулаторного больного.
Таким образом, отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Учреждение не является медицинской организацией осуществляющей медицинские услуги по вакцинации населения. В соответствии с приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №-У «Об организации иммунизации сотрудников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» работодателем организована вакцинация силами поликлиники №3 ГБУЗ СО «ЦГБ №2».
Довод истца о не правильном применении даты отстранения ее от работы, а именно, что оно должно было быть с ДД.ММ.ГГГГ, несостоятелен, поскольку эта дата указана применительно к работникам сферы здравоохранения, не закончившим вакцинацию. Вместе с тем, Белова А.В ее не начинала.
Доводы истца о том, что оспариваемым приказом работодателя умаляется ее неотчуждаемое конституционное право на труд, дискриминирует ее по признаку «наличия статуса вакцинации», несостоятельна, т.к. отстранение от работы произведено на основании указанных выше норм действующего законодательства, обусловлено необходимостью защиты прав на здоровье иных лиц, с кем истец контактирует при выполнении трудовых обязанностей. Отстранение от работы при указанных обстоятельствах обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников учреждений здравоохранения в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ «░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░