№ 16-3147/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 09 августа 2024 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Купчик Валерия Анатольевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №35 Новгородского судебного района Новгородской области от 19.12.2023 №5-1033/2023, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15.02.2024 №12-141/2024, состоявшиеся в отношении Купчик Валерия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №35 Новгородского судебного района Новгородской области от 19.12.2023 №5-1033/2023, оставленным без изменения решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15.02.2024 №12-141/2024, начальник управления по делам ГО и ЧС администрации Новгородского муниципального района Купчик В.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Купчик В.А. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с незаконностью привлечения к административной ответственности.
Прокурор Новгородского района, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Купчик В.А. жалобы на указанные выше судебные акты, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, возражений на нее позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Купчик В.А. к административной ответственности) невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок № 1309).
Пунктом 2 указанного порядка к объектам гражданской обороны отнесено убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 Порядка № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), которые разработаны в том числе на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 12.02.1998 №28-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационного укрытия и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (пункт 2).
К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, абзацем 2 пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее - Положение № 804), отнесено строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 №723 прокуратурой Новгородского района была проведена проверка исполнения законодательства в области гражданской обороны, в ходе которой установлено, что 30.10.2023 начальником управления по делам ГО и ЧС Администрации Новгородского муниципального района Купчиком В.А. по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 78 допущены нарушения при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а именно: защитное сооружение инв. № по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Подберезье (подвальное помещение Администрации Новгородского муниципального района (тип ЗСГО -убежище) не в состоянии обеспечить защиту укрываемых, не соответствует требованиям, предъявляемым к ЗСГО в нарушении пунктов 1.8, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583; защитное сооружение инв. № по адресу: Новгородская область, Новгородский район, с. Бронница, ул. Мелиораторов, д. 1 (подвальное помещение МКД) Администрации Новгородского муниципального района (тип ЗСГО-ПРУ) не в состоянии обеспечить защиту укрываемых в нарушении пунктов 1.8, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны №; защитное сооружение инв. № по адресу: Новгородская область, Новгородский район, с. Бронница, ул. Молодежная, д. 2 (подвальное помещение МКД) Администрации Новгородского муниципального района (тип ЗСГО-ПРУ) не в состоянии обеспечить защиту укрываемых в нарушении пунктов 1.8, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны №; защитное сооружение инв. № по адресу: Новгородская область, Новгородский районд. Лесная, ул. Мира, д. 1а (подвальное помещение Администрации Лесновского сельского поселения) Администрации Новгородского муниципального района (тип ЗСГО-ПРУ) не в состоянии обеспечить защиту укрываемых в нарушении пунктов 1.8, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны №; защитное сооружение инв. № 206-54 по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Село Гора, ул. Черепанова, д. 100 (подвальное помещение бывшей школы) Администрации Новгородского муниципального района (тип ЗСГО-ПРУ) не в состоянии обеспечить защиту укрываемых в нарушении пунктов 1.8, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583; фактически запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств заблаговременно на территории Новгородского муниципального района не созданы, отсутствуют сведения о фактическом наличии резервов медицинских средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны Новгородского муниципального района по причине отсутствия соответствующих договоров с учреждением здравоохранения Новгородского муниципального района, места хранения соответствующих запасов на территории района не созданы.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для вынесения 09.11.2023 заместителем прокурора Новгородского района постановления о возбуждении в отношении начальника управления по делам ГО и ЧС администрации Новгородского муниципального района Купчик В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 указанного Кодекса.
В свою очередь, часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.11.2023 вынесено с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела, в соответствии с частями 3, 4, 6 этой статьи Купчик В.А. разъяснены права, с содержанием постановления он ознакомлен, дал объяснения относительно обстоятельств совершения административного правонарушения, получил копию постановления (л.д. 5 - 13).
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих, служебных обязанностей.
Таким образом, Купчик В.А., являясь должностным лицом - начальником управления по делам ГО и ЧС администрации Новгородского муниципального района, не исполнил свои служебные обязанности надлежащим образом и совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии денежных средств на указанные цели, возможности принятия своевременных мер по сохранению и поддержанию в готовности защитных сооружений, указанные выше выводы не опровергают. Объекты № 229-54, 225-54, 230-54, 208-54 были переданы 25.08.2023, однако мероприятий, кроме как их обследование и составление плана работ, не производилось до 30.10.2023, ремонтные работы, которые не требуют большого финансирования, не начаты. Утверждение заявителя о том, что ЗСГО №206-54 находится в собственности физического лица, что не может быть вменено как нарушение, основано на неверном толковании норм права. Пунктом 1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 определено, что готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. Как следует из материалов дела объект №206-54 состоит на учете у Администрации Новгородского муниципального района и иному собственнику не передавался.
Порядок и срок давности привлечения Купчик В.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Купчик В.А. по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.7 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №35 Новгородского судебного района Новгородской области от 19.12.2023 №5-1033/2023, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15.02.2024 №12-141/2024, состоявшиеся в отношении Купчик Валерия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Купчик Валерия Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции