Дело № 2-1604/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 мая 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Тицкой О.А.,
с участием представителя истца Беляева А.В. - Гладких В.В., по доверенности, представителя УФСИН России по Амурской области - Арчакова А.К., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беляева А. В. об оспаривании решения территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов представления сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02 июля 2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Беляев А.В. в лице своего представителя Гладких В.В., обратился в Благовещенский городской суд с указанным заявлением, в обоснование указав, что он проходит службу в ФКУ ИК-2 с. Возжаевка, Белогорского района, Амурской области, УФСИН России по Амурской области. 06.08.2014 г. Беляев А.В. передал в территориальную комиссию УФСИН по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений, и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации». По результатам рассмотрения представленных документов вышеуказанной территориальной комиссией было постановлено, что Беляев А.В. не имеет оснований для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что в выписке из домовой книги по адресу: ***, указано, что Беляев А.В. проживает один, в представленных им копиях финансовых лицевых счетов, количество проживающих по данному адресу три человека, указанная квартира принадлежат матери Беляева А.В. - Беляевой В. М.. В связи с тем, что у членов семьи (матери) в правовой собственности имеется жилое помещение общей площадью 52,7 кв.м, и каждый из членов семьи обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 квадратных метров, оснований для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется. Данное решение истец считает незаконным. Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного членам семьи менее 15 квадратных метров. В настоящее время истец являясь членом семьи собственника жилого помещения в кв. *** дома № *** по ул. *** г. Белогорска, обеспечен общей площадью в размере менее 15 кв. метров, исходя из того, что количество проживающих членов семьи собственника жилого помещения - Беляевой В. М. составляет шесть человек: Беляева В. М., а также члены ее семьи: Беляева С. Г., *** г.р. - бывшая супруга Беляева А.В., Беляева А. А., *** г.р. - внучка Беляевой С.Г., ребенок Беляевой С.Г. от второго брака, *** г.р. и Беляев А. В.. Указанные лица являются членами семьи собственника жилого помещения - Беляевой В. М. в соответствии с ч.1 ст. 31 СК РФ. При этом приходящийся на всех членов указанной семьи размер жилого помещения составляет менее 15 кв.м., что дает основание истцу для его постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При таких обстоятельствах решение территориальной комиссии об отказе в его постановке на такой учет является незаконным и нарушает жилищное право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным решение Территориальной комиссии УФСИН по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретений или строительства жилого помещения от 02 июля 2015 г. об отказе постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Беляева А. В.. Обязать Территориальную комиссию УФСИН по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретений или строительства жилого помещения поставить на учет Беляева А. В. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты представления им документов для постановки на данный учет, с 06.08.2014 г.
В судебном заседании представитель истца Беляева А.В. - Гладких В.В. настаивал на доводах искового заявления. Указал, что при расчете площади выходит меньше нормы на каждого члена семьи истца, установленной в законе. По запросу суда были получены документы, подтверждающие доводы истца. Все члены семьи проживают в квартире с 2002 года.
Представитель УФСИН России по Амурской области - Арчаков А.К. иск не признал, пояснил, что порядок носит заявительный характер, установленный постановлением Правительства РФ №369. Беляев обратился в ТК с указанным рапортом, в ходе рассмотрения на комиссии было установлено, что истец не обладает таким правом, и было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.2 ч.3 ст.4. Ф3 №283, в связи с тем, что он является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен жилым помещением общей площадью более 15 кв.м. Решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ принимается на основании предоставленных им согласно п.5 Правил заявления и документов. Согласно учетному делу Беляева А.В., в котором имеются сведения о зарегистрированных вместе с ним на данной жило й площади еще двоих человек, каких-либо иных документов им не было предоставлено при принятии решения. Таким образом, факт изменения жилищных условий истца, произошедший после принятия оспариваемого решения комиссии не может служить основанием для его отмены. Просил в иске отказать.
В судебное заседание не явились: истец Беляев А.В., обеспечивший явку своего представителя, представители третьих лиц - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области, ходатайствовавшие о рассмотрении дела в свое отсутствие, администрации Белогорского района Амурской области, администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Майор внутренней службы Беляев А.В. проходит службу в должности заместителя начальника колонии ФКУ ИК №2 УФСИН по Амурской области.
Общая выслуга лет в календарном исчислении на момент возникновения спорных правоотношений составила более 15 лет (справка № *** ФКУ ИК-2 УФСИН России по Амурской области).
Беляев А.В. имеет регистрацию по месту жительства в квартире общей площадью 52,7 кв. м, расположенной по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности матери истца Беляевой В.М., на основании договора купли – продажи от 07.04.2000 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2000 года, Беляева В.М. также зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире с 08.02.2016 года.
Помимо этого в указанной выше квартире зарегистрированы: Беляев А. В. с 30.05.2000 года по настоящее время, Беляева С. Г. с 01.07.2001 года по настоящее время, Беляева А. А. с 23.08.2002 года по настоящее время, Устимова А. А. с 05.11.2015 года по настоящее время.
06.08.2014 года Беляев А.В. обратился с рапортом в территориальную комиссию УФСИН России по Амурской области о принятии решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению был приложен пакет необходимых документов, в том числе копия паспорта, страховое свидетельство, послужной список, свидетельство о расторжении брака, выписка из домовой книги дома №*** с.Возжаевка, Белогорского района, Амурской области по ул.Гагарина, финансово лицевой счет на квартиру, поквартирная карточка, справка подтверждающая отсутствие зарегистрированных прав на жилые помещения у него, выписка из ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2000 года, договор купли – продажи квартиры от 07.04.2000 года, справка по месту работы.
02.07.2015 года территориальной комиссией УФСИН России по Амурской области Беляеву А.В. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп.2 п.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, поскольку у членов его (Беляева) семьи (матери) в правовой собственности имеется жилое помещение общей площадью 52,7 кв.м, и каждый из членов семьи обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 квадратных метров, оснований для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.
Данный отказ Беляев А.В. считает незаконным, нарушающим его право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку, в настоящее время истец являясь членом семьи собственника жилого помещения в кв. *** дома № *** по ул. *** г. Белогорска, обеспечен общей площадью в размере менее 15 кв. метров, исходя из того, что количество проживающих членов семьи собственника жилого помещения составляет шесть человек.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Согласно п.4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
В силу п.7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Из представленных 06.08.2014 года Беляевым А.В. территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области документов следует, что в выписке из домовой книги (от 08.07.2014 №***) указано, что Беляев А.В. по адресу: ***, проживает один, в предоставленных им копиях финансово-лицевых счетов, количество проживающих по данному адресу три человека. Также в предоставленной истцом территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области поквартирной карточке имелись сведения о том, что по данному адресу - *** зарегистрированы (на момент подачи рапорт) три человека – Беляев А.В. с 30.05.2000 года, Беляева С.Г. с 07.2001 года по 09.10.2001 года, и с 16.07.2002 года, Беляева А.А. с 19.08.2002 года.
Таким образом, оценив вышеприведенные доказательства и установленные обстоятельства в совокупности с доводами и возражениями сторон, установив, что на момент подачи рапорта истец в качестве члена семьи собственника постоянно был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ***, общей площадью жилого помещения 52,7 кв. м, принадлежащем на праве собственности его матери Беляевой В.М., в котором также были зарегистрированы на тот момент Беляева С.Г., Беляева А.А., в связи с чем, истец был обеспечен более 15 кв. м общей площади на каждого члена семьи, более нормы предоставления – 52,7/3=17,5 кв.м.
Учитывая изложенное, решение территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области от 02.07.2015 года об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Каких-либо иных документов, подтверждающих изменения жилищных условий Беляевым А.В. на момент принятия решения в комиссию не предоставлялось.
Кроме того, суд отмечает, что на настоящий момент в квартире расположенной по адресу: ***, зарегистрировано 5 человек – Беляев А.В., Беляева В.М., Беляева С.Г., Беляева А.А., Устимова А.А.
Вместе с тем, согласно вышеуказанных норм действующего законодательства, в частности Правил предоставления единовременной социальной выплаты, постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и предусматривает определенную процедуру. Принятие решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты находится в исключительной компетенции территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области.
Таким образом, факт изменения жилищных условий Беляева А.В., произошедший после принятия оспариваемого решения комиссии не может служить основанием для его отмены. При этом наличие или отсутствие в настоящее время у Беляева А.В. права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты не является предметом спора данного судебного производства, что, в свою очередь, не лишает Беляева А.В. права в дальнейшем обратиться в Территориальную комиссию УФСИН России по Амурской области с новым заявлением о постановке на учет на получение указанной выплаты.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Беляева А. В. об оспаривании решения территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов представления сотрудниками учреждений и органов уголовноисполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02 июля 2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Кастрюков
Решение в мотивированной форме изготовлено 29.05.2017 года.