Дело № 2-1680/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 год город Орел
Железнодорожный районный суд г. орла в составе:
председательствующего судьи Авраменко О.В.
при помощнике Федорчук М.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района города Орла в интересах Жилиной Зинаиды Васильевны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд в интересах Жилиной З.В. с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Поликлиника № 1», Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения лекарственными препаратами.
В обоснование требований указав, что в ходе проведенной по обращению Жилиной З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проверки установлено, что она состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Поликлиника № 1», с диагнозом «иное «иное» и является федеральным льготником.
Согласно выписке БУЗ ОО «Поликлиника № 1» от 16.07.2020 г. на Жилиной З.В. назначены лекарственные средства: инсулин изофан 24+20 Ед., гликлазид 30 мг 2 таблетки утром до еды № 1, метформин 50 мг 2 таб. 2 раза в день № 2.
В ходе проверки установлено, что БУЗ ОО «Поликлиника № 1» 18.08.2021 г. Жилиной З.И. выписан рецепт на получение «инсулин изофан», но по состоянию на 15.09.2021 г. данные рецепт находится на остроченном обеспечении.
По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать Жилину З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Инсулин Изофан» (Биосулин Н) в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Воробьева Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. При этом требования уточнила, просила исключить БУЗ ОО «Поликлиника № 1» из числа ответчиков, в части обращения решения к немедленному исполнения требования не поддержала.
Истец Жилина З.В., извещенная надлежащим образом о дате и времени в судебное заседание не явилась, о причине неявки суду не сообщила.
Представитель Департамента здравоохранения Орловской области, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых указал, что БУЗ ОО «Поликлиника № 1» Жилиной З.В. лекарственный препарат «Инсулин изофан» не назначались по торговому наименованию «Биосулин Н», протокол врачебной комиссии также отсутствует. Рецептов на отсроченном обеспечении нет.
Представитель третьего лица - БУЗ Орловской области «Поликлиника № 1», действующая на основании доверенности, ФИО6, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований к Департаменту здравоохранения Орловской области.
Представители третьих лиц по делу – Департамента финансов Орловской области и ГУП Орловской области «Орелфамация» просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд на основании статьи 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Реализуя свои дискреционные полномочия в части установления конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки лиц, нуждающихся в ней в силу состояния здоровья и имеющих специальный статус.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав в силу части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Согласно ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты. Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно Приложению №1 к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021), лекарственный препарат «Инсулин Изофан» является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для медицинского применения.
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области»).
В соответствии с п. 5.7 указанного Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2019 № 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее: Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла была проведена проверка по обращению Жилиной З.В. по вопросу необеспечения ее за счет бюджетных денежных средств лекарственными препаратами, которой установлено, что Жилиной З.В. состоит на учете в БУЗ ОО «Поликлиника № 1» с диагнозом: «иное в связи с чем, включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета, является федеральным льготником.
Жилиной З.В. назначены лекарственные препараты: «инсулин изофан 24+20 Ед., гликлазид 30 мг 2 таблетки утром до еды № 1, метформин 50 мг 2 таб. 2 раза в день № 2.
Согласно регистру на 2021 год, потребность Жилиной З.В. в лекарственных препаратах является следующей: «инсулин изофан» 24+20 Ед.
Согласно журналу обеспечения льготника Жилина З.В. была обеспечена «Биосулин Н» 17.06.2021 г.
БУЗ ОО «Поликлиника № 1» 18.08.2021 г. выдан рецепт.
С данным рецептом Жилина З.В обратилась в филиал аптеки ГУП «Орелфармация» для получения лекарственного средства.
Однако, в день обращения, указанный в рецепте врача лекарственный препарат, Жилиной З.В. выдан не был, ввиду отсутствия такового в филиале аптеки ГУП «Орелфармация», рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам (врача) фельдшера при оказании государственной социальной помощи в виде набора услуг», лекарственный препарат инсулин длительного действия и его аналог для инъекционного введения входит в утвержденный перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам (врача) фельдшера при оказании государственной социальной помощи в виде набора услуг.
Выписанное по рецепту лекарственное средство взыскателю фактически не заменялось.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре.
Изложенным выше было нарушено социальное право ФИО7 на получение бесплатного лекарственного средства, регламентированное ст.ст. 6.1. и 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», ст. 25 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Кроме того, не обеспечение лица бесплатным лекарственным средством является нарушением права гражданина на здоровье.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить Жилину З.В. указанным выше лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до его отмены лечащим врачом.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора Железнодорожного района города Орла в интересах Жилиной Зинаиды Васильевны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать Жилину Зинаиду Васильевну лекарственным препаратом «Инсулин Изофан» (Биосулин Н) в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 30 декабря 2021 года.
Судья Авраменко О.В.