Решение по делу № 2-112/2024 (2-1610/2023;) от 04.12.2023

дело № 2-112/2024

УИД 77RS0002-02-2023-015294-69

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 января 2024 года город Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гайфуллина Р.Р., при секретаре Мугиновой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Камского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности образовать подразделение транспортной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

    Камский транспортный прокурор обратился в суд с иском в вышеприведенной формулировке, в обоснование требований указав, что проверкой, проведенной на объектах Нижнекамского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Куйбышевской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги», установлено отсутствие на железнодорожной станции Бегишево подразделений транспортной безопасности, включающих в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенных, мобильных, круглосуточно выполняющих свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, что является нарушением законодательства о транспортной безопасности. В иске поставлен вопрос о признании длительного бездействия ответчика по созданию на железнодорожной станции Бегишево подразделений транспортной безопасности незаконным и возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привлечь и сформировать (образовать) указанные подразделения.

    В судебном заседании заместитель Камского транспортного прокурора Курочкин Р.А. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» Зиязитдинова З.Р. иск не признала, пояснила, что на железнодорожной станции Бегишево действует постоянный, первый уровень безопасности, в связи с чем подразделения транспортной безопасности не должны быть привлечены.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предпринимателя и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм и исходя из целей деятельности ОАО «Российские железные дороги» признается лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядок проведения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, что закреплено пункте 3 части 2 статьи 2, части 1 статьи 5 Закона о транспортной безопасности).

На основании пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования ), которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Подпунктом «г» пункта 5 Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры), в случаях, предусмотренных в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним установлен Законом о транспортной безопасности и Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Камским транспортным прокурором проведена проверка на объектах Нижнекамского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Куйбышевской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги», установлено отсутствие на железнодорожной станции Бегишево подразделений транспортной безопасности, включающих в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенных, мобильных, круглосуточно выполняющих свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, что является нарушением законодательства о транспортной безопасности.

Отсутствие таких подразделений не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

Об устранении указанных нарушений Камским транспортным прокурором на имя начальника Куйбышевской дирекции управления движением внесено представление, которое осталось без удовлетворения; на основании постановления государственного транспортного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 11.15.1 часть 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением штрафа 50000 руб.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Камского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги», поскольку неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу безопасности пассажирских перевозок, в том числе угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Доводы ответчика относительно того, что приведенная норма пункта 5 Требований распространяется только на объекты транспортной инфраструктуры имеющих уровни безопасности и , тогда как рассматриваемый объект имеет уровень безопасности , основаны на неверном толковании нормы права и подлежат отклонению, поскольку содержание Требований в системной взаимосвязи изложенных в них положений, в том числе подпункте «г» пункта 5, позволяет сделать вывод о том, что исполнение указанной в данном пункте обязанности возлагается на всех субъектов транспортной инфраструктуры независимо от уровня безопасности объекта такой инфраструктуры, поскольку носят общий характер в отличие от специальных положений, изложенных в пунктах 6-11 названных Требований, которые содержат дополнительные (наряду с общими, изложенными в пункте 5) требования к обеспечению транспортной безопасности в зависимости от уровней безопасности таких объектов.

При этом ссылка ответчика на письмо Росжелдора от ДД.ММ.ГГГГ судом отклоняется, поскольку Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства согласно Положению об агентстве, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Доводы ответчика о значительно более низком уровне угрозы актов незаконного вмешательства и их возможных последствий на спорном объекте транспортной инфраструктуры, не подлежащем категорированию, на обоснованность требований прокурора не влияет, поскольку, во-первых, соответствии с вышеназванными Требованиями к числу объектов транспортной инфраструктуры, к которым они не применяются (абзац 3 пункта 2), рассматриваемый объект не относится, а во-вторых, доводы заявлены без учета состава элементов железнодорожной станции Бегишево, вопросов ее хозяйственной деятельности, объемов и видов выполняемых на ней операций.

Указание ответчиком на принятие всех необходимых мер по соблюдению требований нормативно-правовых актов в отсутствие доказательств исполнения требований подпункта «г» пункта 5 Требований об образовании (формировании) либо привлечении подразделения транспортной безопасности основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора являться не может.

Ответчиком не принято решение об участии подразделения транспортной безопасности в защите железнодорожной станции Бегишево как путем формирования собственного подразделения, так и путем привлечения иного подразделения транспортной безопасности; названная мера обеспечения транспортной безопасности ОАО «Российские железные дороги» не выполнена, также ответчиком не обеспечено выполнение требований пункта 62 приказа Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», учитывая, что данные виды досмотра проводятся в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах, расположенных в границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; а согласно пункту 9 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности – досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.

Вопреки доводам представителя ответчика, все вышеуказанные мероприятия должны обязательно проводиться субъектом транспортной инфраструктуры и при уровне безопасности , действующим на спорном объекте постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности, что следует из буквального толкования положений пункта 5 Требований , который регламентирует именно общие ко всем не подлежащим категорированию объектам транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности с учетом того, что общие для всех видов объектов транспортной инфраструктуры требования дополняются далее по тексту данного нормативного акта уже специальными требованиями в отношении таких объектов, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 6); в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности (пункт 7); в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности (пункт 8); в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 9); в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности (пункт 10); в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности (пункт 11).

В этой связи суд приходит к выводу о наличии угрозы безопасности сотрудников ОАО «Российские железные дороги», граждан, пассажиров и иных лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта на железнодорожной станции Бегишево, ее устранение без формирования или привлечения подразделения транспортной безопасности выполнение на спорном объекте транспортной инфраструктуры вышеприведенных положений подпунктов «г, ф, х, ц, ш» пункта 5 Требований невозможно, доказательств выполнения этих положений Требований суду не представлено, приведенные в судебном заседании доводы ответчика основанием для освобождения его от обязанности организовать подразделение транспортной безопасности не признаются.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Заявление Камского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности образовать подразделение транспортной безопасности – удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бегишево Куйбышевской железной дороги.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ИНН , обязанность в срок 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу в целях обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Бегишево Куйбышевской железной дороги в срок 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу в целях обеспечения транспортной безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты названного объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, аккредитованные в соответствии с Законом о транспортной безопасности и Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ИНН , государственную пошлину в размере 300 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья                    

2-112/2024 (2-1610/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Камский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
Суд
Тукаевский районный суд Республики Татарстан
Судья
Гайфуллин Ралиф Рафисович
Дело на странице суда
tukaevsky.tat.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.12.2023Передача материалов судье
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
09.02.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
26.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее