ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-23875/2023 (2-359/2022)
52RS0007-01-2021-004601-31
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов | 23 августа 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего, Деминой К.А.,
судей Бурлиной Е.М., Камышановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Абсолют страхование» к Карповой С. А. о признании договора страхования недействительным
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Абсолют страхование»
на решение Советского районного суда г.Нижний Новгород от 15 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 марта 2023 года
заслушав доклад судьи Деминой К.А., выслушав представителя истца, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Общество с ограниченной ответственностью «Абсолют страхование» (далее – ООО «Абсолют страхование») обратилось в суд с иском к Карповой С. А. о признании недействительным договора страхования (полиса) по комбинированному ипотечному страхованию №009-062L-025715-03/17 от 21 января 2020 года.
Решением Советского районного суда г.Нижний Новгород от 15 сентября 2022 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО «Абсолют страхование» оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, ссылаясь на то, что имеются основания для признания договора недействительным, как сделки, совершенной под влиянием обмана. При заключении данного договора Карпова С.А. умышленно сообщила страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно положениям статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не допущено.
При рассмотрении дела судами установлено, что 21 января 2020 года между Карповой С.А. (страхователем) и ООО «Абсолют страхование» (страховщиком) заключен договор страхования (полис) по комбинированному ипотечному страхованию №009-062L-025715-03/17.
Объектом страхования по указанному полюсу являются имущественные интересы, связанные со смертью страхователя (застрахованного лица), или утрата трудоспособности страхователем (застрахованным лицом), если такая утрата трудоспособности или смерть наступили в период действия договора страхования (полиса). Застрахованными рисками являются смерть, инвалидность I или II группы.
Полис по комбинированному ипотечному страхованию №009-062L-025715-03/17 от 21 января 2020 года заключен на основании заявления-анкеты Карповой С.А., которое также является неотъемлемой частью договора страхования.
При заполнении заявления на страхование Карповой С.А. на вопросы о наличии каких-либо заболеваний, болезненных состояний, а также о прохождении лечения, были даны отрицательные ответы.
3 марта 2021 года Карповой С.А. установлена II группа инвалидности по общему заболеванию.
Полагая, что при заключении договора страхования ответчиком умышленно сообщены страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая, ввиду чего имеются основания для признания договора №009-062L-025715-03/17 от 21 января 2020 года недействительным, как сделки, совершенной под влиянием обмана, ООО «Абсолют страхование» обратилось с настоящим иском в суд.
В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, в том числе, протокол №326.9.52/2021 проведения медико-социальной экспертизы от 3 марта 2021 года, медицинскую карту №303795 ГБУЗ НО «Городская поликлиника №30», заключение №149-ГР/2021 от 22 июля 2022 года ГБУЗ НО «Нижегородское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» по результатам проведения комплексной судебной экспертизы, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 179, статьями 927, 934, 944 ГК РФ, суды пришли к выводу о недоказанности факта заключения истцом договора страхования с ответчиком под влиянием обмана, в частности, что при его заключении Карпова С.А. действовала умышленно, сообщив страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая, в связи с чем в иске отказали.
При этом судами по представленным материалам дела указано, что не подтвержден факт наличия причинно-следственной связи заболевания вегето-сосудистая дистония и гипертоническая болезнь 1 степени, выявленного до заключения оспариваемого договора страхования, с заболеванием, вследствие которого Карповой С.А. установлена инвалидность.
По существу возникший спор судами разрешен правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Доводы, приведенные ООО «Абсолют страхование» в кассационной жалобе, являлись предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанции, получили полную всестороннюю оценку, основания не согласиться с которой у кассационного суда отсутствуют.
В рассматриваемом деле истцом не доказано, что Карпова С.А. при заключении договора №009-062L-025715-03/17 от 21 января 2020 года действовала недобросовестно, обманывала, вводила истца в заблуждение по значимым обстоятельствам, определяющим условия сделки.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанции, сводятся к несогласию с оценочными выводами судов, по существу относятся к оценке доказательств и установлению обстоятельств дела, а в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены судебных постановлений по делу. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Нижний Новгород от 15 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Абсолют страхование» – без удовлетворения.