ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 2-3488/2019 |
15 октября 2019 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
с участием:
представителя истца Бессоновой Л.С.,
представителя ответчика Зинченко Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анисимова Романа Андреевича к Енину Дмитрию Ивановичу о признании права собственности на долю в праве на жилое помещение;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя,
у с т а н о в и л:
В сентябре 2019 года Анисимов Р.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать право собственности на ? долю <адрес> в г. Севастополе, кадастровый №.
Требования иска мотивированы тем, что приобретение указанного жилого помещения в собственность Енина Д.И. осуществлено на средства жилищной субсидии, предоставляемой военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Расчет указанной субсидии осуществлен с учетом члена семьи Анисимова Р.А., вследствие чего он имеет право на долю в приобретенной квартире.
В судебное заседание Анисимов Р.А. не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, воспользовался правом ведения дела в суде через представителя.
Представитель истца Бессонова Л.С. доводы иска поддержала, просила удовлетворить по указанным выше основаниям.
Ответчик Енин Д.И. о времени и месте рассмотрения дела извещено в установленном порядке, в судебное заседание не прибыл, воспользовался правом ведения дела в суде через представителя.
Представитель ответчика Зинченко Р. в суде возражал против иска по тем основаниям, что в рассматриваемом случае оснований для возникновения общей долевой собственности на квартиру не имеется.
ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не известили, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма жилого помещения.
Как следует из абз. 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Приведенная норма закона предусматривает возможность реализации права на жилищную субсидию для определенной категории военнослужащих - заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Такое право может быть реализовано как во время прохождения военной службы, так и при увольнении с военной службы.
Получение названными военнослужащими жилищной субсидии во время прохождения военной службы является формой реализации права на жилое помещение по месту прохождения военной службы.
Реализация права на жилищную субсидию является основанием для снятия военнослужащего с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, для освобождения занимаемого служебного жилого помещения, подлежащего передаче Министерству обороны Российской Федерации (пункт 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, требования пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (Определение Конституционного Суда РФ от 24.04.2018 N 1015-О) В силу положений ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах 3 и 12 настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (абзац 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 утвержден "Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" (далее - Порядок).
В соответствии с нормами указанного Порядка выплата субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим осуществляется специализированными учреждениями Минобороны России в пределах бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии на очередной год и на плановый период.
Согласно пункту 3 Порядка предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведенных положений Федерального закона N 76-ФЗ, названного выше Порядка свидетельствует о том, что обеспечение жильем военнослужащих является одной из социальных гарантий, установленной им государством, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, выделенных на данные цели в пределах объемов, предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год.
Предоставленная в соответствии с указанным Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
С материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что решением заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» № 155/сев от 22.04.2019 года Енину Д.И. и членам его семьи, в том числе и с учетом истца Анисимова Р.А., предоставлена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с реализацией права на обеспечение жилым помещением в форме получения жилищной субсидии Енин Д.И. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании решения заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) №155/сев от 06.05.2019 года, что подтверждается письменным ответом ФГКУ «Югрегионжилье» от 11.07.2019 г.
Согласно доводов иска на средства жилищной субсидии приобретено и 30.05.2019 года оформлено на имя Енина Д.И. жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, кадастровый №.
Положениями ст. 218 ГК РФ установлены основания приобретения права собственности, основания возникновения права общей собственности установлены в ст. 244 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.
В силу положений ст. 244 ГК РФ основанием возникновения общей долевой собственности является закон или договор.
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» безусловно не определено возникновение совместной собственности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей на жилое помещение приобретенное за счет жилищной субсидии.
Вместе с тем, абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 3 вышеуказанного Порядка, установлено, что предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, Енин Д.И., получив жилищную субсидию, в том числе на истца, и, используя её на приобретение жилого помещения, должен был исключить его нуждаемость в жилом помещении.
Как следует из выписки из домовой книги квартиросъемщика от 11.10.2019 года в указанном жилом помещении зарегистрирован в качестве члена семьи собственника истец Анисимов Р.А. с 06.06.2019 года.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, при использовании жилищной субсидии Ениным Д.И., жилищные права истца не были нарушены, он вселен в жилое помещение в качестве члена семьи собственника.
Указание истца на положения Приказа Федерального агентства специального строительства от 17 сентября 2014 г. N 283, которым утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Федеральном агентстве специального строительства, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, суд считает ошибочными.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ответчик Енин Д.И. не относится к числу лиц, которым предоставляется жилищная субсидия согласно приведенному Порядку, а также на момент предоставления Енину Д.И. жилищной субсидии он утратил силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления Анисимова Романа Андреевича о признании право собственности на ? долю <адрес> в г. Севастополе.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 20.10.2019 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный