16RS0020-01-2024-000334-93
дело №5-4/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 марта 2024 года г. Менделеевск
Судья Менделеевского районного суда Республики Татарстан Коровина Л.И., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения «Менделеевская центральная районная больница» (далее, ГАУЗ «МЦРБ») при осуществлении медицинской деятельности в Тат. Сарсазском фельдшерско-акушерском пункте (далее,ФАП) по ст.6.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
в отношении ГАУЗ «МЦРБ» возбуждено дело, в последующем составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2024 о совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
В протоколе указано, что 27.02.24г. в Тат.Сарсазском ФАП ГАУЗ «Менделеевская центральная районная больница», расположенном по адресу: РТ, <адрес>, д<адрес>, <адрес>, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Авдониной Л.Г. № от №., в ходе проведения проверки войти в помещение возможность отсутствует ввиду опечатывания двери, между тем, не представлены документы, подтверждающие устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, ввиду выявления нарушений санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
ФАП не функционирует, что подтверждается приказом ГАУЗ «Менделеевская ЦРБ» № от 09.10.2023г.; отсутствуют (не представлены) документы подтверждающие организацию мероприятий по проведению косметического ремонта, по подключению здания ФАП к централизованному водоснабжению и обеспечению горячим водоснабжением, по оборудованию системы канализации в здание ФАП со спуском сточных вод в локальное сооружение, по оборудованию условий для обработки уборочного инвентаря по окончании уборки и для обработки рук и обработки инструментов, по соблюдению требований к освещению в помещениях, с целью устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений приведших к приостановлению функционирования фельдшерского пункта.
В судебном заседании представитель ГАУЗ «МЦРБ» Кашапова Д.Х. вину признала, пояснив, что для устранения выявленных нарушений рассматривается вопрос проведения капитального ремонта здания, пока вопрос не решен, не устранены выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, применен временный запрет деятельности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция ст.6.4 КоАП РФ носит формальный характер, не предполагает возникновения или наличия какого-либо ущерба, причиненного совершенным правонарушением, его размера. Сам факт нарушения юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений образует состав данного правонарушения.
Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. предусматривает следующее.
Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта
1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ст.29 указанного Закона 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статья 39. Утверждение санитарных правил
1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.1. Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
2. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
4. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Из п.2.2., п.2.7., абз.2 п.2.12, 4.2.8, п.4.3.2, 4.4.6. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющим продажу товаров или оказание услуг» усматривается следующее.
2.2. Здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.
При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства.
2.7. Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Абз.2.12. При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствие работников и потребителей.
4.2.8. Медицинские организации должны иметь раздельные туалеты для пациентов и работников, за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с численностью до 50 посещений в смену. Для инфекционных и туберкулезных амбулаторно-поликлинических организаций раздельные туалеты для пациентов и работников организуются независимо от количества посещений в смену.
Для амбулаторно-поликлинических медицинских организаций с численностью от 20 посещений в смену должен быть организован гардероб для верхней (уличной) одежды.
4.3.2. В душевых, ванных в помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола применяют водонепроницаемые материалы.
4.4.6. Умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.
Из п.п 3480, 3481 СанПиН 3.368621 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней":
3480. Гигиеническую обработку рук осуществляют медицинские работники на всех этапах оказания медицинской помощи, работники пищеблоков, других подразделений, связанных с оказанием медицинской помощи, а также осуществляющих уборку помещений, обслуживание оборудования, другие работы в помещениях, предназначенных для оказания медицинской помощи, пациенты и члены их семей, другие лица при посещении пациентов и уходе за ними.
3481. Гигиеническую обработку рук кожным антисептиком проводят способом втирания в кожу кистей рук (готовое к применению средство, раствор, гель) в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, с обработкой кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Длительность обработки определяется инструкцией по применению, в ходе обработки необходимо поддержание рук во влажном состоянии.
п. 176. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусматривает дезинфекцию многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б внутри организации должна производиться ежедневно.
После проведения дезинфекции медицинских отходов класса Б медицинские отходы должны упаковываться в одноразовые емкости (пакеты, баки) и маркироваться надписью: "Отходы. Класс Б" с указанием названия организации, ее структурного подразделения, даты дезинфекции и фамилии лица, ответственного за сбор и дезинфекцию медицинских отходов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения обследования в отношении ГАУЗ «МЦРБ» при осуществлении медицинской деятельности в Тат. Сарсазском ФАП ГАУЗ «МЦРБ», расположенном по адресу: РТ, <адрес>, <адрес>, <адрес> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а именно: нарушение п.п 2.2. СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (далее СП 2.1.3678-20), здание, где размещен фельдшерский пункт, не подключено к централизованной системе водоснабжения <адрес>, помещения в фельдшерском пункте не оборудованы системой нецентрализованного холодного и горячего водоснабжения, и водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения: отсутствует система подачи холодной воды от емкости для чистой воды ко всем умывальникам и моечным ваннам, воду приносят в бутылях из дома перед работой; водонагревающее устройство отсутствует; использованную (отработанную) воду сливают на прилегающую территорию к фельдшерскому пункту;
нарушение абз. 2 п. 2.12, СП 2.1.3678-20 отсутствуют условия для обработки уборочного инвентаря проточной водой, вследствие отсутствия системы холодного и горячего водоснабжения в помещениях: поддон с подводкой холодной и горячей воды с подключением в систему отвода стоков не оборудован.
нарушение п. 4.2.8. СП 2.1.3678-20 отсутствует туалет для сотрудников и посетителей;
нарушение п.4.4.6 СП 2.1.3678-20, п.п3480, 3481 СанПиН 3.3686-21"Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее СанПиН 3.3686-21), в процедурном кабинете отсутствуют условия для гигиенической обработки рук (мытье рук с мылом), рукомойник с бесконтактным смесителем не оборудован; отсутствует горячее водоснабжение; отсутствует бесконтактный дозатор дозирования кожного антисептика для гигиенической обработки рук кожным антисептиком;
нарушение п.п.2.7., 4.3.2 СП 2.1.3678-20 покрытие стен в помещениях для обработки, хранения уборочного инвентаря и накопления медицинских отходов, в процедурном кабинете, от пола до потолка, покрыты невлагостойкими бумажными обоями, что не обеспечивает влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств; во всех помещениях на стенах имеются дефекты и повреждения, обои отпадают;
нарушение п.176. СанПиН 2.1.3684-21 отсутствуют условия для обработки (дезинфекции) многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б, которая должна проводиться ежедневно.
Совершенное правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде: ненадлежащее покрытие стен и потолка не позволяют провести эффективную санитарную обработку, способствующую уничтожению бактерий и вирусов, являющихся возбудителями различных инфекционных заболеваний, отсутствие холодного, горячего водоснабжения не обеспечивает качественное проведение обработки и дезинфекции оборудования, помещений, медицинских отходов, отсутствие условий для соблюдения личной гигиены сотрудника может способствовать возникновению инфекционных заболеваний сотрудника и обслуживающего населения. Отсутствие канализации и септика для приема использованных вод приводит к загрязнению почвы.
Указанные действия являются нарушением ст.24, ст. 29, п.3.ст.39 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.; п.п 2.2., 2.7., абз. 2 п. 2.12, 4.2.8., 4.3.2., 4.4.6, СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", п.п 3480, 3481 СанПиН 3.3686-21"Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", п. 176. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и квалифицируются по ст.6.4 КоАП РФ, что подтверждается следующими доказательствами: протоколом осмотра, объяснением, фототаблицей.
Данные доказательства в судебном заседании оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств, свидетельствующих о том, что юридическое лицо приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленных правонарушений, не представлено и судом не установлено.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Представленные материалы свидетельствуют, что при разрешении настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, проверена их достоверность и допустимость.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях Государственного автономного учреждения здравоохранения «Менделеевская центральная районная больница» при осуществлении медицинской деятельности в Тат.Сарсазском ФАП, расположенном по адресу: РТ, <адрес>, <адрес>, <адрес>, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление лицом. Данные, перечисленные в ст.28.2 КоАП РФ, в указанном документе присутствуют, оснований не доверять указанному протоколу не имеется. Требования ч.3 ст.26.2 КоАП РФ нарушены не были. Протокол подписан представителем без замечаний; все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Юридическое лицо привлекается к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения, с учетом справедливости и соразмерности административного наказания, прихожу к выводу о том, что юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности. Оснований для назначения более мягкого вида наказания суд не усматривает.
С учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и, что выявленные нарушения непосредственно угрожают здоровью людей, что подтверждается исследованными доказательствами, с учетом их характера, менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, признав смягчающим наказание обстоятельством признание вины, раскаяние, суд считает необходимым применить наказание исключительно в виде приостановления деятельности, сроком на 90 суток.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.6-29.10, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л а:
признать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Менделеевская центральная районная больница» при осуществлении медицинской деятельности в Тат.Сарсазском ФАП ГАУЗ «МЦРБ», расположенном по адресу: РТ, <адрес> д. <адрес> <адрес> виновным по ст.6.4 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности назначив наказание в виде административного приостановления деятельности Тат.Сарсазского ФАП ГАУЗ «МЦРБ», расположенного по адресу: РТ, <адрес>, д. <адрес>, <адрес> сроком на 90 (девяноста) суток, с исчислением срока с момента фактического запрета деятельности.
Постановление исполняется немедленно после вынесения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения либо получения постановления.
Судья подпись
Копия верна. Судья