66RS0051-01-2023-001440-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов Свердловская область 24 мая 2024 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при ведение протокола судебного заседания Шулаковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-63/2024 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах инвалида первой группы Трошева Максима Юрьевича к Администрации Серовского городского округа, Отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» о предоставлении земельного участка для возведения гаража,
с участием помощника Серовского городского прокурора Базиной А.С.,
представителя истца Трошева М.Ю. – Финогентовой Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 16.07.2020г., сроком до 31.12.2025г.,
представителя ответчиков Кригер Е.А., действующей на основании доверенностей,
УСТАНОВИЛ:
Серовский городской прокурор, действующий в интересах инвалида первой группы Трошева Максима Юрьевича обратился в Серовский районный суд Свердловской области к Администрации Серовского городского округа, Отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» о предоставлении земельного участка для возведения гаража.
В обосновании требований указал, что Серовской городской прокуратурой рассмотрено обращение Трошева М.Ю. по вопросу предоставления земельного участка для размещения металлического гаража. В ходе надзорных мероприятий установлено, что на основании постановления администрации Серовского городского округа №772 от 12.05.2016 года между Трошевым М.Ю. и ООА СТО «КУМИ» заключен договор аренды земельного участка №. В соответствии с указанным договором, в аренду предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в 16,5 м. на северо-восток от жилого дома по <адрес>. площадь участка 21 кв.м., разрешенное использование: под объекты гаражного назначения. Срок договора аренды установлен до 12.05.2021 г. В настоящее время срок вышеуказанного договора аренды земельного участка истек, земельный участок не освобожден, что послужило основанием для обращения 16.01.2023 г. ООА СТО «КУМИ» с исковым заявлением в Серовский районный суд с требованиями об освобождении земельного участка. Также установлено, что указанный выше земельный участок снят с кадастрового учета 29.06.2022 г. При этом Трошев М.Ю. является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы, то есть Трошев М.Ю. относится к числу граждан, к которым применим Порядок, установленный Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2021 г. №806-ПП «Об отдельных вопросах использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся не капитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства». Установлено, что не смотря на принятие указанного выше постановления в 2021 году, органом местного самоуправления до настоящего времени не принято решение о разработке схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями на территории Серовского городского округа. Обязать ответчиков предоставить Трошеву Максиму Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаража, являющегося не капитальным сооружением, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалида вблизи места его жительства.
Определением от 24.05.2024г. принято уточнение по иску, в котором помощник Серовского городского прокурора и представитель истца просят возложить обязанность на ответчиков предоставить Трошеву М.Ю., земельный участок по адресу: <адрес>, в 16.5 м на северо-восток от жилого дома по <адрес>, площадью 21 кв.м.
Истец Трошев М.Ю. в судебное заседание не явился, по состоянию здоровья, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом и в срок.
В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора Базина А.С. исковые требования поддержала по доводам изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца Финогентова Ю.Ю., просила об удовлетворении иска, пояснила, что Трошев М.Ю. является ее братом, инвалидом первой группы, пользуется инвалидной коляской, всегда пользовался данным гаражом около дома, после установки гаража за домом, была построена раздевалка для хоккеистов, ни гараж, ни раздевалка не мешают друг другу, расположены на расстоянии друг от друга. Гараж находится в доступности к месту жительства брата, предложенный земельный участок по <адрес> расположен по сравнению с данным гаражом далеко, место для него не расчищено, под землей проходят сети, участок не расчищен от растительности, впоследствии требуется его засыпка, для инвалида предложенный земельный участок повлечет дополнительные финансовые затраты и работы. Трошев М.Ю. согласие на предлагаемый земельный участок не давал, ему сказали, что если откажетесь от предлагаемого земельного участка, то никакого участка не будет. Он направил заявление на предоставление ему земельного участка по <адрес>, однако впоследствии им был написан отказ. Просит удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель ответчиков Кригер Е.А. возражала против иска, пояснила, что местоположение гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов не должно совпадать полностью или частично с границами земель, земельных участков или части земельных участков, на которых расположены знания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением случаев, если на таких землях, земельных участках или частях земельных участков находятся объекты, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута. Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны ОЖ в границах элемента планировочной структуры, ограниченного <адрес>, установленному статьей 17.1 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденных решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 N° 249 в редакции от 28.02.2023 № 29, минимальная площадь земельного участка для размещения гаражей для собственных нужд составляет 0,003 га на одно машино-место, минимальные отступы от проездов составляют не менее 3 метров. Согласно пункту 2.1.2 «ППБ-0-148-87. Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений» стоянка транспорта в противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями, а также на расстоянии менее 10 м от въездов, входов, разгрузочных площадок и пешеходных дорожек запрещается. Включение в Схему предлагаемого местоположения гаража с учетом требований градостроительного регламента и фактического расположения вспомогательного помещения открытого плоскостного объекта спорта (детской хоккейной раздевалки) не соответствует положениям пункта 33 Постановления N° 806-ПП, что является основанием для принятия органом местного самоуправления решения об отказе во включении гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов в Схему. Исходя из изложенного, и на основании подпункта 1 пункта 29 Постановления N° 806-ПП Трошеву М.Ю. отказано во включении в Схему места для возведения гаража с адресным ориентиром: <адрес>, северная сторона <адрес>, рядом с раздевалкой хоккейного корта «Мечта». Аренда на земельный участок, который просит истец, истекла, земельный участок снят с кадастрового учета. С указанной даты гараж Трошева М.Ю. занимает земли, государственная собственность на которые не разграничена, без правовых оснований. С апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.03.2024г. они не согласны, будут обращаться с кассационной жалобой. Истцу выделен земельный участок, который расположен на расстоянии в пределах 200м, его права не нарушены. Истец также согласился на предложенный земельный участок.
С учетом изложенного, руководствуюсь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя истца, представителя ответчиков, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересы общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены меры социальной защиты для инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 данного Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно ч.8 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
По правилам п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного кодекса.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на оси утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами месть: самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 1 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государстве: или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подп. 2 и 3 настоящего пункта и п. 9 настоящей статьи.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть установлен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное использование публичных земель для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
Использование публичных земель для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется бесплатно.
На территории Свердловской области порядок использования публичных земель для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, лис для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их мест в жительства в Свердловской области (далее - Порядок) утвержден Постановление Правительства Свердловской области от 19.11.2021 № 806-ПП «Об отдельных вопросах использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства».
Согласно пункту 2 названного Постановления использование публичных земель, участков или их части для возведения гражданами гаражей либо для стоянки транспортных средств инвалидов осуществляется на основании схемы размещения гаражей и мест стоянки транспортных средств инвалидов (далее - схема), утверждаемой органами местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области, и в соответствии с разрешением на использование публичных, земель для возведения гражданами гаражей либо стоянки транспортных средств инвалидов.
В соответствии с пунктом 30 Порядка разработка схемы осуществляется на основании: 1) результатов инвентаризации органами местного самоуправления гаражей, возведенных до вступления в силу настоящего порядка; 2) результатов инвентаризации органами местного самоуправления мест стоянок транспортных средств инвалидов, права на которые оформлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу настоящего порядка; 3) установленной органами местного самоуправления фактической потребности в возведении гражданами гаражей и в стоянках транспортных средств инвалидов, возникшей после вступления в силу настоящего порядка.
Под инвентаризацией гаражей в настоящем порядке понимаются мероприятия по выявлению органами местного самоуправления фактического местоположения гаражей, возведенных до вступления в силу настоящего порядка, их учету, осуществляемые в целях разработки, утверждения и изменения схемы с учетом ранее выданных документов, подтверждающих предоставление или иное выделение публичных земель или участков муниципальной собственности, либо возникновение права на их использование по иным основаниям (пункт 31).
Установление органами местного самоуправления фактической потребности в возведении гражданами гаражей и в стоянках транспортных средств инвалидов осуществляется: 1) по результатам рассмотрения заявлений граждан о включении гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов в схему; 2) по решению органа местного самоуправления на основании имеющейся информации, связанной с необходимостью включения в схему гаражей либо мест стоянки транспортных средств инвалидов (пункт 32 Порядка).
В соответствии с п.33 Порядка Орган местного самоуправления принимает решение о включении в схему гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов в следующих случаях:1) при соответствии местоположения гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе техническим регламентам, строительным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки, утвержденной документации по планировке территории, правилам благоустройства территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области;
2) при соответствии местоположения гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о режиме осуществления деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий;
3) если местоположение гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов не совпадает полностью или частично с границами:
земель, земельных участков или части земельных участков, благоустройство которых предусмотрено федеральными, региональными или муниципальными программами;
земель, земельных участков или части земельных участков, используемых на основании разрешения, выданного в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 или пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
земель, земельных участков или части земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением случаев, если на таких землях, земельных участках или частях земельных участков находятся объекты, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута;
мест размещения нестационарных торговых объектов или рекламных конструкций, расположенных в границах земель, земельных участков или части земельных участков, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов или схеме размещения рекламных конструкций, независимо от форм собственности;
земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, либо в отношении которых принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, либо принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, либо заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков.
Основаниями для принятия органом местного самоуправления решения об отказе во включении гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов в схему являются:
1) несоответствие гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов положениям пункта 33 настоящего порядка;
2) признание гаража самовольной постройкой, подлежащей сносу, в судебном или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке;
3) возведение гаража на земельном участке, который образован из земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу, членом которого является (являлся) гражданин, если такое право не прекращено либо переоформлено этим кооперативом на право аренды, которое не прекращено, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение;
4) нахождение места стоянки транспортных средств инвалидов на расстоянии более 200 метров от подъезда жилого здания - места постоянного проживания инвалида;
5) отсутствие сведений о транспортном средстве в федеральном реестре инвалидов (п.29 Порядка).
Инвалиды первой и второй групп включены в перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями без каких-либо дополнительных условий (утвержден тем же Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2021 №806-ПП).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность сохранения права пользования предоставленным ранее некапитальным гаражом, в том числе путем трансформации ранее возникших в связи с его использованием правоотношений в иную форму. В этой связи освобождение участка публичных земель от некапитального гаража допускается только при отсутствии возможности его сохранения и предоставления такого участка путем его включения в схему.
В судебном заседании установлено, что истец Трошев М.Ю. является инвалидом первой группы бессрочно. Трошев М.Ю. является инвалидом-колясочником, в связи с чем, нуждается в постоянном уходе, т.к. передвигается с помощью технических средств (инвалидное кресло-трансформер, для движения по лестничным клеткам, коляска комнатная, прогулочная). В собственности имеет автомобиль с ручным управлением, приобретенный за счет средств медицинского страхования №37.
В судебном заседании установлено, что 12.05.2016 между Муниципальным образованием Серовский городской округ (Арендатор) в лице председателя ООА СГО КУМИ и Трошевым М.Ю. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № в соответствии с п. 1.1 которого на основании постановления администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Арендодатель сдаёт, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 21.00 кв.м. кадастровый №, относящийся к категории земель: земли населённых пунктов, находящийся по адресу: <адрес> в 16,5 м. на северо-восток от жилого дома по <адрес> в границах плана земельного участка, с разрешенным использованием под «объекты гаражного назначения».
Согласно п. 5.3 договора срок аренды земельного участка установлен с 12.05.2016 по 12.05.2021.
15.04.2021 Трошеву М.Ю. ООА СГО КУМИ направлено уведомление № о необходимости освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в 16,5 м. на северо-восток от жилого дома по <адрес> в течение 10 дней с момента окончания срока действия договора. В данном уведомлении также сообщается о планировании строительства модульного здания раздевалки для хоккейного корта.
Вышеуказанное уведомление получено 27.04.2021, что подтверждено имеющимся в материалах дела уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением данной обязанности ответчику истцом направлена претензия 19.05.2022 повторно.
Постановлением администрации Серовского городского округа №902 от 15.06.2023г. постановлено организовать схему размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, и мест стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.10.2022 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в 16,4 м на северо-восток от жилого дома по <адрес>, снят с кадастрового учета 29.06.2022.
29.06.2023г. Трошев М.Ю. обратился к главе Серовского городского округа о включении в схему размещения гаражей земельного участка с северной стороны <адрес>, рядом с раздевалкой хоккейного корта «Мечта».
13.09.2024г. ответом главы Серовского городского округа Трошеву М.Ю. отказано на заявление от 29.06.2023г.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что заключенный договор аренды земельного участка №3910 на основании постановления администрации Серовского городского округа №772 от 12.05.2016 года между Трошевым М.Ю. и ООА СТО «КУМИ» истек, земельный участок не освобожден, что послужило основанием для обращения 16.01.2023 г. ООА СГО «КУМИ» с исковым заявлением в Серовский районный суд с требованиями об освобождении земельного участка.
Постановлением Администрации Серовского городского округа № от11.10.2023г. утверждена схема размещения гаражей, являвшихся некапитальными сооружениями, и мест стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства. В доступности к месту жительства Трошева М.Ю. выделены два земельных участка в 15 метрах и 8 метрах на юго-восток от границы земельного участка по адресу: <адрес>.
26.10.2023г. от Трошева М.Ю. в адрес администрации Серовского городского округа поступило заявление о выдачи разрешения на использование земельного участка под гараж в 8 метрах на юго-восток от границы земельного участка по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Серовского городского округа № от 20.12.2023г. Трошеву М.Ю. для возведения гаража разрешено использование земельного участка в 15 метрах на юго-восток от границы земельного участка по адресу: <адрес>.
Как поясняла в судебном заседании представитель Трошева М.Ю. - Финогентова Ю.Ю. последний вынужден был обратиться с данным заявлением, т.к. иначе он бы лишился права на получение земельного участка.
08.05.2024г. Трошев М.Ю. обратился к главе Серовского городского округа с заявлением об отказе от земельного участка предложенным постановлением Администрации Серовского городского округа № от 20.12.2023г.
Из представленных представителем истца фотографий места предложенного гаража видно, что на земельном участке растут деревья, рядом расположен канализационный люк, что подтверждает доводы о том, что данный земельный участок требует очистки, подготовки почвы перед возведением гаража, а также финансовых средств, для выполнения данных видов работ.
В судебном заседании установлено, что решением Серовского районного суда Свердловской области от 30.08.2023г. исковые требования Отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» к Трошеву Максиму Юрьевичу об освобождении самовольно занятого земельного участка удовлетворены.
Судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда решение Серовского районного суда Свердловской области от 30.08.2023 отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по управлению муниципальным имуществом» к Трошеву Максиму Юрьевичу об освобождении земельного участка и приведении его в первоначальное состояние отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда установлено, что оснований, препятствующих, сохранению гаража, истцом, кроме прекращения договора аренды, не названо.
Судом в судебном заседании также установлено, что автомобиль ответчика зарегистрирован во ФГИС Федеральный реестр инвалидов 28.03.2023г. Предложенный ответчиком земельный участок к западу от нежилого <адрес> находится на расстоянии 152,55 м., в пределах нормы установленной Порядком. Доводы представителя ответчиков о нахождении предлагаемого земельного участка под гараж в пределах 200 метров от подъезда жилого дома, не могут безусловно утверждать о соблюдении права инвалида на доступность земельного участка, т.к. ранее предоставленный Трошеву М.Ю. земельный участок и о котором просит истец находится на расстоянии 16,5м. на северо-восток от его жилого дома, что значительно ближе предлагаемого участка.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Из чего следует, что в данном споре при выборе двух земельных участков приоритет должен быть отдан минимальному расстоянию от жилого дома до земельного участка, что потребует для истца минимальных усилий для его преодоления.
Также суд отмечает, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в 16.5 м. на северо-восток от жилого дома по <адрес>, площадью 21 кв.м был предоставлен Трошеву М.Ю. до возведения раздевалки хоккейного корта «Мечта», при строительстве которой ответчики должны были и могли учесть требование подпункта 3 пункта 33 Постановления №-ПП, однако впоследствии данный пункт был положен в основу отказа Трошеву М.Ю. в пользовании вышеуказанным земельным участком.
Таким образом, размещение гаража на земельном участке, о котором просит истец, соответствует цели обеспечения доступности средств передвижения для инвалида, основания отказа Трошеву М.Ю. в его пользовании признаны незаконными апелляционным определением Свердловского областного суда. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Согласно ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Истец в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины.
В силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно п.17 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов.
В силу пп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, освобождаются органы местного самоуправления выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с вышеизложенным, расходы по оплате государственной пошлины, от которой истец и прокурор при подаче иска был освобождены, на ответчиков возложены быть не могут в силу пп.19 п. 1 ст. 333.36 налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ 16.5 ░. ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ 21 ░░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31.05.2024░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░