Решение по делу № 33а-1688/2021 от 20.04.2021

Судья Кочурова Н.Н.         УИД 18RS0003-01-2020-001271-09

                          Дело № 33а-1688/2021 (2а-579/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,

судей Чегодаевой О.П.,    Малкова К.Ю.,

при секретаре Олюниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 19 мая 2021 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца П.Е.И.К.Д.И. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 18 января 2021 года, которым

административные исковые требования П.Е.И. к Администрации города Ижевска Удмуртской Республики о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи истца из списка малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счёт средств бюджета Удмуртской Республики, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Малкова К.Ю., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца П.Е.И. - К.Д.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам,

установила:

П.Е.И. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Ижевска, в котором просила признать незаконным и отменить распоряжение Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Требования мотивированы тем, что при вынесении распоряжения ответчиком не была соблюдена процедура исключения семьи истца из списка семей на предоставление субсидии, предусмотренная пунктом 121 Административного регламента Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению органами местного самоуправления государственной услуги «Предоставление малоимущим многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ . В нарушение данного пункта в адрес истца уведомление об исключении из списка на предоставление субсидии по форме, согласно приложению данного Административного регламента, направлено не было. Распоряжение не мотивировано, не указаны основания для исключения истца из списка, копия распоряжения, приложенная к ответу, не заверена и не содержит подписи Главы муниципального образования «Город Ижевск». Считает, что данные обстоятельства нарушают права её семьи на получение субсидии.

Представитель административного истца К.Д.И. в судебном заседании требования П.Е.И., изложенные в административном исковом заявлении, поддержала по приведённым в нём доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации г.Ижевска Н.Н.А. в судебном заседании требования административного истца не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание административный истец П.Е.И., заинтересованное лицо Михайлов А.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.

Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель административного истца К.Д.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что судом неправильно дана оценка обстоятельствам дела, неверно применены нормы материального права. В частности считает необоснованным вывод суда о том, что действовавшее на момент предоставления П.Е.И. земельного участка, так и действующее в настоящее время законодательство устанавливает возможность предоставления многодетной семье только одной из мер по социальной поддержке, предусмотренных различными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. Считает, что предоставляя в собственность П.Е.И. земельный участок, Администрация города Ижевска реализовала меры поддержки, предусмотренные Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года №68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики», а меры социальной поддержки по предоставлению жилищной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Законом Удмуртской Республики от 05.05.2006 года № 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не предоставлены, в связи с чем, исключение семьи истца из указанного списка является незаконным.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), выслушав явившегося участника апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Положения части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, об оспариваемом распоряжении Администрации города Ижевска П.Е.И. узнала из ответа Администрации Устиновского района г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском в суд истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом срока на обращение.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Администрации Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ П.Е.И. и её семья в составе трёх человек (П.А.А. и П.А.А.) признаны малоимущими.

Распоряжением Администрации Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики от 24 мая 2010 года № 853 П.Е.И. и члены её семьи поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ П.Е.И. включена в сводный список малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение жилищной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счёт средств бюджета Удмуртской Республики.

Постановлением Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 22 октября 2012 года в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики», постановлением Администрации города Ижевска от 19 января 2012 года № 44 «Об утверждении Положения об организации предоставления земельных участков на территории муниципального образования «<адрес>» для ведения индивидуального жилищного строительства бесплатно гражданам, имеющим трёх и более детей, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых для указанных целей» П.Е.И. на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв.м, расположенный примерно в 234 метрах на юго-восток от жилого <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ П.Е.И. обратилась в адрес Администрации города Ижевска Удмуртской Республики в лице начальника Главного Управления архитектуры и градостроительства с заявлением, которым в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 8 мая 2013 года № 36-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» просила внести изменения в постановление Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 22 октября 2012 года № 1124/20 в части изменении права аренды на право общей долевой собственности бесплатно.

На основании данного заявления приказом заместителя Главы Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ п в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года №68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (с изменениями и дополнениями) в постановление Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, согласно которым предоставленный ранее П.Е.И. в аренду земельный участок предоставлен ей и членам её семьи: П.А.А., П.А.А. и П.Е.А. в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости право собственности указанных лиц на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и прекращено ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время семья административного истца состоит из шести человек: П.Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением Администрации города Ижевска Удмуртской Республики №35 от 4 февраля 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 ноября 2006 года № 127 «О реализации Закона Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» утверждён сводный список малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение жилищной субсидии и подтвердивших неизменность представленных ранее сведений из числа семей, состоящих в очереди на получение жилья в администрациях районов города Ижевска на 2019 год, в котором под номером 11 значится семья П.Е.И.

Распоряжением Администрации города Ижевска Удмуртской Республики №377 от 25 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона Удмуртской Республики от 05 мая 2006 года №13 (ред. от 25 декабря 2018 года) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» П.Е.И. исключена из указанного списка путём внесения изменений в распоряжение Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения об исключении семьи истца из списка малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение жилищной субсидии, суд первой инстанции исходил из того, что истец ранее реализовала право на получение меры социальной поддержки, установленной Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года №68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики», путем получения в аренду, а в последующем в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Законодательством предусмотрена возможность предоставления многодетной семье только одной из мер по социальной поддержке, предусмотренных различными нормативными актами, за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Выводы суда и указанные этому мотивы основаны на законе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года № 66-РЗ, действовавшей на момент предоставления П.Е.И. земельного участка в аренду в 2012 году) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах населённых пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства:

- гражданам, имеющим трёх и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели.

По требованию статьи 3 этого же Закона в той же редакции предоставление земельных участков гражданам осуществляется без торгов на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке (часть 1). Земельные участки в соответствии с данным Законом предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории Удмуртской Республики, однократно (часть 3).

В судебном заседании установлено, что на основании вышеуказанных положений закона П.Е.И., являющееся многодетной матерью, признанной нуждающейся в жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был предоставлен в аренду земельный участок для ведения индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв.м., расположенный примерно в 234 метрах на юго-восток от жилого <адрес>.

Согласно абзацу 2 части 5 статьи 3 вышеуказанного Закона № 68-РЗ (в ред. от 08 мая 2013 года №36-РЗ), предоставление земельных участков гражданам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона, осуществляется без проведения торгов бесплатно в общую долевую собственность гражданина, подавшего заявление, указанное в части 1 статьи 2 Закона, его супруге (супругу) и детям.

В связи с внесением вышеуказанных изменений в положения Закона №68-РЗ, административным ответчиком на основании Приказа Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный ранее в аренду земельный участок для ведения индивидуального жилищного строительства был передан в общую долевую собственность П.Е.И. и членов ее семьи. Право собственности указанных лиц на земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 6 статьи 4 Закона Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ, действующей на момент передачи и приобретения П.Е.И. земельного участка в собственность), многодетной семье предоставляется одна из мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 2, 5, 6 части 1 и пунктом 6 части 2 статьи 3 настоящего Закона, по выбору родителей (одинокого родителя), опекуна (попечителя).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона №13-РЗ от 05 мая 2006 года (в ред. от 04.07.2013 г. №37-РЗ, действующей на момент передачи и приобретения П.Е.И. земельного участка в собственность), многодетным семьям за счет средств бюджета Удмуртской Республики предоставляется в качестве меры по социальной поддержке, в том числе, бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской республики, в порядке, установленной Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года №68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики».

Многодетным семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике, установленную в соответствии с Законом Удмуртской республики от 24 апреля 2011 года №18-РЗ «О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике», предоставляется в качестве меры по социальной поддержке безвозмездная субсидия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики при условии признания многодетной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (пункт 6 части 2 статьи 3 Закона №13-РЗ от 05 мая 2006 года).

Таким образом, П.Е.И., являясь многодетной матерью, нуждающейся в жилом помещении, реализовала свое право на предоставление одной из мер по социальной поддержке, путем бесплатного предоставления земельного участка в собственность для ведения индивидуального жилищного строительства, в порядке, установленном Законом -РЗ. В этой связи, исключение П.Е.И. и членов ее семьи из списка малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренной пунктом 6 части 2 статьи 3 Закона -РЗ, является правомерным, в связи с реализацией ранее ею права на получение одной из мер социальной поддержки по ее выбору.

При этом доводы жалобы о том, что П.Е.И. должны быть предоставлены меры социальной поддержки по предоставлению жилищной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Законом -РЗ, поскольку статья 3 указанного закона в редакции, действующей на момент предоставления истцу в аренду земельного участка, не предусматривала его предоставление в качестве меры по социальной поддержке, основаны на неверном толковании норм материального права.

Законом Удмуртской Республики от 04 июля 2013 года №37-РЗ в статью 3 Закона №13-РЗ была введена мера по социальной поддержке многодетных семей – бесплатное предоставление земельных участков именно в собственность граждан в порядке Закона -РЗ, а также введена часть 6 статьи 4, предусматривающая возможность предоставления только одной из мер социальной поддержки. В этой связи, правовое значение имеет момент предоставления административному истцу земельного участка в собственность. Поскольку земельный участок был передан П.Е.И. в собственность на основании Приказа Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период, когда предоставление земельного участка в собственность являлось мерой по социальной поддержке многодетных семей, то право на предоставление иной меры, а именно жилищной субсидии, административным истцом утрачено.

Более того, законодательство, действующее на момент передачи П.Е.И. земельного участка в аренду, так же предусматривало положение о том, что при наличии у членов многодетной семьи права на получение социальной поддержки, по основаниям, предусмотренным иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору родителей (пункт 5 статьи 4 Закона Удмуртской Республики «О мерах социальной поддержке многодетных семей» -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что земельный участок П.Е.И. был предоставлен бесплатно как нуждающейся в улучшении жилищных условий именно для ведения индивидуального жилищного строительства. Однако, несмотря на целевое назначение земельного участка, П.Е.И. строительство жилого дома не произвела, жилищные условия своей семьи не улучшила, распорядилась им по своему усмотрению путем его отчуждения. Сведения о получении земельного участка в собственность в качестве меры социальной поддержки, при подаче заявления в порядке, предусмотренном пунктом 11 Положения о порядке предоставления малоимущим многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , административному ответчику П.Е.И. предоставлены не были. Указанное обстоятельство, а именно предоставление недостоверных сведений, при проведении сверки Администрацией г.Ижевска, послужило основанием для принятия решения об исключении семьи истца из списка на предоставление субсидии (подпункт 2 пункта 11 Положения).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отсутствие доказательств надлежащего извещения истца об исключении из списка на предоставление субсидии, предусмотренного положениями Административного регламента Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению органами местного самоуправления государственной услуги «Предоставление малоимущим многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ , не влияет на правомерность принятого ответчиком решения об исключении семьи истца из списка малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение безвозмездной жилищной субсидии.

Распоряжение Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи истца из списка малоимущих многодетных семей, подавших заявление на получение безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счёт средств бюджета Удмуртской Республики, содержит ссылку на положения пункта 6 статьи 4 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ, предусматривающей предоставление многодетной семье лишь одной из мер по социальной поддержке по выбору. В этой связи, доводы стороны административного истца о том, что обжалуемое распоряжение не мотивировано, не состоятельны.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда основаны на надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не содержит доводов, способных повлиять на существо принятого судом решении, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 18 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца П.Е.И.К.Д.И. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд, принявший решение.

Председательствующий судья                 Г.Р. Багаутдинова

Судьи                                    О.П. Чегодаева

                                        К.Ю. Малков    

Копия верна:

Председательствующий судья                 Г.Р. Багаутдинова

33а-1688/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Перевощикова Е.И.
Ответчики
Администрация города Ижевска
Другие
Михайлов А.А.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Малков Кирилл Юрьевич
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
19.05.2021Судебное заседание
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Передано в экспедицию
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее