Решение по делу № 2-1487/2023 от 23.05.2023

УИД 91RS0012-01-2023-002001-27

Дело №2-1487/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 октября 2023 года                                г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,

при секретаре – Черкасовой А.А.,

с участием представителя ответчика Городецкого С.В. – Городецкой М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым к Городецкому Сергею Владимировичу, третьи лица: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым обратился в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением Городецкому С.В., третье лицо: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, в котором просил взыскать с ответчика в пользу истца размер выплаченной меры социальной поддержки на осуществление капитального ремонта, поврежденных жилых помещений в сумме 89 700,00 руб. Заявленные требования мотивированы тем, что 28 июля 2022 года в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым обратился представитель Городецкого С.В. – Городецкая М.В., действующая на основании доверенности, с заявлением о перечислении выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года №1327 и положениями постановления Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 года №530. По результатам рассмотрения данного заявления 05 октября 2021 года на основании представленных документов Городецкому С.В. была назначена выплата, которая 29 июля 2022 года на основании платежного поручения №790373 была перечислена ответчику истцом. В соответствии с требованиями пункта 32 Приложения 3 постановления Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 года №530 ответчик был обязан осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в срок до 15 декабря года, в котором получена такая выплата, и в течение 5 календарных дней после окончания капитального ремонта направить уведомление о завершении капитального ремонта в адрес межведомственной комиссии, принявшей решение о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту. Однако в течении установленного времени ответчиком не выполнены условия, которые являлись основанием для получения денежных средств, информацию о проведении капитального ремонта жилого помещения, подверженного затоплению, в адрес межведомственной комиссии не представил. 21 декабря 2022 года в адрес ответчика направлена претензия о необходимости возмещения полученной необоснованной выгоды, которая оставлена ответчикам без ответа.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 22 сентября 2023 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

В судебном заседании 25 октября 2023 года представитель ответчика Городецкого С.В. – Городецкая М.В. пояснила, что в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, имевшей место в г. Керчь в 2021 году, повреждена квартира по адресу: <адрес>, принадлежащая ответчику и его отцу Городецкому В.Н. Изначально ответчик был включен в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, однако в дальнейшем незаконно исключен из данного списка, и только в феврале 2022 года после проверки прокуратуры г. Керчи Республики Крым ответчик был восстановлен в данном списке. Вместе с тем, поскольку в квартире требовался ремонт, такой ремонт был проведен в 2021 году еще до выплаты истцом ответчику в июле 2022 года денежных средств, что подтверждается представленными суду квитанциями на покупку строительных материалов за счет личных средств ответчика. Факт проведения ремонта в указанной квартире установлен межведомственной комиссией в декабре 2021 года при проверке уведомления отца ответчика – Городецкого В.Н. о завершении капитального ремонта квартиры. При этом, представитель ответчика пояснила, что при подаче заявления о перечислении выплат на осуществление капитального ремонта она была ознакомлена с условиями перечисления предоставленной выплаты, однако после проведенного ремонта межведомственная комиссия не была уведомлена ни ответчиком, ни представителем ответчика о проведенном ремонте, поскольку в установленные для уведомления сроки ответчик находился за пределами г. Керчи, а его представитель занималась уходом за больными родителями, а срок действия выданной на имя представителя доверенности истекал 17 декабря 2022 года. Дополнительно представитель пояснила, что в сентябре 2023 года она обратилась в межведомственную комиссию с уведомлением о завершении капитального ремонта, однако согласно ответу Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым повторный выход с целью обследования помещения осуществлен быть не может.

Представитель третьего лица Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание 25 октября 2023 года не явился, направил в адрес суда письменные пояснения, согласно которым считал заявленные исковые требования обоснованными.

Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым, ответчик Городецкий С.В., представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в судебное заседание 25 октября 2023 года не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Согласно статье 2 Федерального закона №68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В подпунктах «а», «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона №68-ФЗ указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона №68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона №68-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года №1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила №1327).

Подпунктом «б» пункта 5 указанных Правил №1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

Подпунктом «г» пункта 6 Правил №1327 предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Советом министров Республики Крым принято постановление от 15 сентября 2021 года №530 «О предоставлении выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникшими на территории Республики Крым» (далее – Постановление №530).

Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.

Вышеуказанным Постановления №530 также утверждены Порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года №1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, которые являются приложением №3 к названному Постановлению (далее – Приложение №3 к Постановлению №530).

В соответствии с пунктами 5-10 Приложения №3 к Постановления №530, право на получение выплаты имеют граждане, указанные в подпункте «г» пункта 6 Правил.

Выплата предоставляется гражданам 1 раз применительно к одному жилому помещению.

Выплата используется на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, указанных в подпункте «г» пункта 6 Правил.

Размер выплаты гражданам рассчитывается структурным (отраслевым) подразделением органа местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, осуществляющим реализацию полномочий в сфере формирования и использования муниципального жилищного фонда, обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище (далее - структурное подразделение органа местного самоуправления в жилищной сфере) как произведение общей площади поврежденного жилого помещения и стоимости капитального ремонта 1 кв. м общей площади поврежденного жилого помещения, указанной в подпункте «б» пункта 11 Правил.

Общая площадь жилого помещения определяется согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Для получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, гражданин должен быть включен в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального образования (далее - Список муниципального образования), который формируется структурным подразделением органа местного самоуправления в жилищной сфере по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

Для включения в Список муниципального образования граждане подают в структурное подразделение органа местного самоуправления в жилищной сфере заявление по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку с приложением необходимых документов.

Согласно пункту 12 Приложения №3 к Постановлению №530, заявление и документы граждан, имеющих право на выплату, а также заверенные надлежащим образом копии документов, принятые в отношении гражданина, формируются структурным подразделением органа местного самоуправления в жилищной сфере в личное дело.

В личное дело приобщается заверенная в установленном порядке копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым (далее - МВК), о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту - если жилые помещения повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 (далее - Положение о признании помещения непригодным для проживания).

Согласно пункту 13 Приложения №3 к Постановлению №530 основаниями для отказа во включении гражданина в Список муниципального образования являются: отсутствие у гражданина права на получение выплаты в связи с несоответствием условиям настоящего Порядка; представление неполного пакета документов (копий документов), предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка.

Уведомление об отказе во включении в Список муниципального образования с обоснованием причин такого отказа структурное подразделение органа местного самоуправления в жилищной сфере направляет гражданину в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов (копий документов), указанных в пункте 10 настоящего Порядка, регистрируемое почтовым отправлением.

Пунктом 27 Приложения №3 к Постановлению №530 установлено, что решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении выплаты принимается органом труда и социальной защиты в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления полного комплекта необходимых документов (сведений), предусмотренных пунктом 24 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктами 30, 31 Приложения №3 к Постановлению №530 перечисление выплаты осуществляется органом труда и социальной защиты путем перечисления денежных средств на лицевой счет гражданина, открытый в российской кредитной организации не позднее последнего дня текущего месяца.

Выплата осуществляется органом труда и социальной защиты после доведения бюджетных средств.

Согласно пунктам 32, 33 Приложения №3 к Постановлению №530, гражданин, получивший выплату, обязан осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в срок до 15 декабря года, в котором получена такая выплата.

В течение 5 календарных дней после окончания капитального ремонта гражданин направляет уведомление о завершении капитального ремонта в адрес МВК, принявшей решение о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения непригодным для проживания.

В течение 3 рабочих дней после получения от гражданина уведомления о завершении капитального ремонта МВК проводит осмотр жилых помещений, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение. Копия акта приобщается к личному делу.

В случае невыполнения гражданином обязательств, указанных в пункте 32 настоящего Порядка, гражданин в срок, не превышающий 30 календарных дней, обязан возместить полученную выплату в добровольном порядке, а в случае спора или невозврата выплата взыскивается в судебном порядке.

Судом установлено, что в результате обильного выпадения осадков и подтопления на территориях муниципальных образований городской округ Керчь, Ленинский район Республики Крым Указом Главы Республики Крым от 17 июня 2021 года №142-У с 09 часов 00 минут 17 июня 2021 года на территории Республики Крым введен режим чрезвычайной ситуации.

Собственниками жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, являются ответчик Городецкий С.В. и его отец – Городецкий В.Н. (л.д.123-128).

29 июня 2021 года межведомственная комиссия, назначенная Администрацией города Керчи Республики Крым, произвела обследование вышеуказанного жилого помещения, о чем был составлен акт №135, а также дано заключение №135/1, согласно которому выявлены основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту (л.д.68-69, 70-71, 100-101, 102-103).

По результатам проведенной прокуратурой г. Керчи проверки в адрес Администрации города Керчи Республики Крым вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о порядке рассмотрения обращений, о безопасности дорожного движения, а также при обращении за выплатами (л.д.179-184), согласно которому установлено, что жилое помещение по адресу: Республика Крым, г. Керчь, пер. Сенной, д.9/11, кв.9. обследовано 19 июня 2021 года рабочей группой по определению ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования городской округ Керчь, составлен акт обследования с фиксацией всех повреждений, однако по состоянию на 18 февраля 2022 года выплаты в виде материальной помощи на проведение капитального ремонта согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года №1327 Городецкому С.В. не произведены.

Согласно ответу прокуратуры г. Керчи от 30 августа 2022 года на обращение представителя ответчика, по результатам обследования жилых помещений комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принято решение о включении в список домовладений, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации и признании ответчика нуждающимся в материальной помощи, указанный список был направлен, в адрес Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, которым было принято решение об исключении ответчика из данного списка на основании пункта 20 Постановления №530 (л.д.188-189).

Аналогичные сведения содержатся в пояснениях Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, согласно которым 29 июня 2021 года межведомственная комиссия провела обследование жилого помещения, о чем составлен акт №135. На основании акта №135 от 29 июня 2021 года составлено заключение №135/1, согласно которому выявлены основания для признания жилого помещения <адрес> подлежащим капитальному ремонту. В соответствии с порядком, установленным Постановлением №530, 20 сентября 2021 года Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым направило список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым в адрес Администрации города Керчи Республики Крым. В связи с отсутствием данных о собственнике в государственном реестре недвижимости, Городецкий С.В. был исключен из указанного списка. После регистрации за ответчиком права собственности на долю квартиры 24 февраля 2022 года он был внесен в вышеприведенный список (л.д.197-199, 200-210).

28 июля 2022 года главой Администрации города Керчи Республики Крым утверждено заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года №1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» и сведениям, указанным в Списке граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым, которое выдано Городецкому С.В., являющемуся собственником доли жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.13-14, 59-60).

28 июля 2022 года представитель ответчика Городецкого С.В. – Городецкая М.В., действуя на основании доверенности, обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым с заявлением о перечислении выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности ответчика (л.д.4, 10, 53, 56).

При написании данного заявления представитель Городецкого С.В. – Городецкая М.В. была ознакомлена с условиями перечисления предоставленной выплаты, со сроками проведения ремонта и необходимости в течении 5 календарных дней после окончания капитального ремонта направить уведомление завершении капитального ремонта в адрес межведомственной комиссии, принявшей решение о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, а также о том, что в случае невыполнения данных обязательств в срок выплата подлежит возврату в установленный законодательством порядке, о чем имеется ее собственноручная подпись в заявлении. Данные обстоятельства представитель ответчика также подтвердила суду в судебном заседании.

28 июля 2022 года на основании предоставленных документов протоколом Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым о принятии решения по заявлению Городецкому С.В. в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Правил №1327 была назначена выплата гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан в размере 89 700 руб. (л.д.5, 52).

Указанная выплата произведена ответчику 29 июля 2022 года, что подтверждается платежным поручением №790373 (л.д.6).

16 декабря 2022 года межведомственной комиссией Администрации города Керчи Республики Крым составлен акт №28 обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно которому в ходе неоднократного выхода на место 02, 07 и 16 декабря 2022 года осмотр помещения провести не удалось, по причине отсутствия собственника на месте, на телефонные звонки он не отвечал (л.д.143-144).

В связи с невыполнением ответчиком обязанностей, возложенных на него положениями пункта 32 Приложения №3 к Постановлению №530, по извещению о проведенном капитальном ремонте в принадлежащем ему жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации природного характера, Администрацией города Керчи Республики Крым в адрес ответчика направлено требование (претензия) о возмещении в добровольном порядке в течении 30 календарных дней полученной выплаты, предназначенной для проведения капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере 89 700 руб. (л.д.15).

Однако в добровольном порядке данное требование исполнено не было в связи с чем Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 года, по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года №10-П, содержащееся в главе 60 ГК Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что получив 28 июля 2022 года выплату на проведение капитального ремонта ответчик в силу требований пункта 32 Приложения №3 к Постановлению №530, обязан был осуществить капитальный ремонт в принадлежащем ему жилом помещении по адресу: <адрес>, в срок до 15 декабря 2022 года, и в течении 5 календарных дней после окончания капитального ремонта направить уведомление о завершении капитального ремонта в адрес межведомственной комиссии Администрации города Керчи Республики Крым.

Доводы представителя о том, что ремонт в принадлежащем ответчику жилом помещении был выполнен еще в 2021 года, в подтверждение чего представлены товарные накладные, товарные чеки, квитанции, заказы (л.д.152-257 об.), а также, что факт его проведения был установлен при обследовании данного жилого помещения межведомственной комиссией 17 декабря 2021 года по заявлению сособственника Городецкого В.Н. – отца ответчика, суд не принимает в виду нижеследующего.

Обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, поврежденного во время прохождения опасных гидротехнических явлений, обильного выпадения осадков и подтопления территорий поселения 17 июня 2021 года, по заявлению сособственника жилого помещения – Городецкого В.Н. (л.д.142), являющегося отцом ответчика Городецкого С.В., о завершении капитального ремонта жилого помещения в соответствии с пунктом 32 Приложения №3 к Постановлению №530 проведено 17 декабря 2021 года, о чем составлен соответствующий акт (л.д.140-141).

Вместе с тем, ответчик, изначально включенный в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым, был исключен из него на основании пункта 20 Постановления №530, а в дальнейшем включен в указанный список после регистрации за ответчиком права собственности на долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, 24 февраля 2022 года, то есть после обследования данной квартиры межведомственной комиссией по заявлению сособственника Городецкого В.Н.

Пояснения представителя ответчика о том, что в декабре 2022 года ответчик находился за пределами г. Керчи, а его представитель Городецкая М.В. осуществляла уход за престарелыми родителями, которые болели (л.д.159-161 об.), и срок действия доверенности на представление интересов Городецкого С.В. истекал 17 декабря 2022 года (л.д.10) не свидетельствуют о невозможности ответчика своевременно, в период с момента получения выплаты 29 июля 2022 года до истечения срока, установленного пунктом 32 Приложения №3 к Постановлению №530, 18 декабря 2022 года направить уведомление о завершении капитального ремонта в адрес межведомственной комиссии как лично, так и через своего представителя.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что уполномоченная на представление интересов ответчика Городецкая М.В. при обращении в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым с заявлением о перечислении выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности ответчика предупреждалась о возврате выплаты в установленном законодательством порядке, в случае невыполнения обязательства по направлению уведомления о завершении капитального ремонта в адрес межведомственной комиссии, суд находит заявленные истом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 891,00 руб. по требованиям о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки, от уплаты которой истец был освобожден в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Исковое заявление Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым к Городецкому Сергею Владимировичу, третьи лица: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки – удовлетворить.

Взыскать с Городецкого Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым выплаченную меру социальной поддержки в виде выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений в сумме 89 700 (восемьдесят девять тысяч семьсот) рублей 00 копеек.

Взыскать с Городецкого Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым государственную пошлину в размере 2 891 (две тысячи восемьсот девяносто один) рубль 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                А.А. Киселевич

2-1487/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Керчи РК
Ответчики
Городецкий Сергей Владимирович
Другие
Городецкая Марина Владимировна
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Киселевич Александр Александрович
Дело на странице суда
kerch.krm.sudrf.ru
23.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2023Передача материалов судье
24.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.06.2023Предварительное судебное заседание
27.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.07.2023Предварительное судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее