дело №2-469/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2015 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района РК Чистюхиной С.В.,
истца Мишариной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах Мишариной Валентины Васильевны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми обратился в суд с иском в интересах Мишариной В.В. к администрации МР «Троицко-Печорский» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, пригодного для проживания, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к пгт.Троицко-Печорск, по норме предоставления не менее 33 кв.м. общей площади, на состав семьи из одного человека. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной им проверки установлено, что Мишарина В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда. Ответчик наделен полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, Мишарина В.В. нуждается в предоставлении жилья и имеет право на его получение, однако, до настоящего времени им не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора Чистюхина С.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила суд иск удовлетворить.
В судебном заседании истец Мишарина В.В. заявленные в ее интересах исковые требования поддержала просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в настоящее время не имеет прописки, в связи с чем, не может трудоустроится. Прав пользования жилыми помещениями она не приобрела. В настоящее время проживает без регистрации в жилом помещении бывшего попечителя, которая умерла. После окончания школы, администрация детского дома регистрировала ее временно в <адрес> однако, срок действия регистрации истек, кому принадлежит вышеуказанное жилое помещение истцу не известно.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела своего представителя не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, письменных возражений на иск не представил. На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения истца и представителя прокуратуры, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1).
Часть 3 данной статьи предусматривает, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 года №104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории лиц.
Положением этой же нормы органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 ст. 7 Закона РК № 104-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Судом установлено, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Родители Мишариной В.В. – ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав на основании судебных решений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № Мишарина В.В. направлена в детское государственное учреждение для дальнейшего содержания и воспитания на полное государственное обеспечение.
Постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № Мишарина В.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ г.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мишарина В.В. была зарегистрирована по адресу: РК, <адрес>
Приказом директора ГОУ «Детский дом №» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Мишарина В.В. отчислена из детского дома в связи с зачислением в ГАОУ НПО РК «<данные изъяты>».
Распоряжением межрайонного сектора опеки и попечительства отдела координации деятельности по опеке и попечительству Агентства РК по социальному развитию по Троицко-Печорскому району от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Мишариной В.В. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО7
По информации Управления Росреестра по Республике Коми в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Мишариной В.В. отсутствует информация о правообладании ей объектами недвижимого имущества, право личной собственности на объекты недвижимого имущества за Мишариной В.В. не зарегистрировано. Информация аналогичного содержания представлена суду и Ухтинским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Из ответа руководителя администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Мишариной В.В. следует, что в предоставлении жилого помещения маневренного фонда истцу отказано. Этим же письмом истцу сообщено об отсутствии свободных муниципальных жилых помещений, соответствующих санитарным и техническим нормам, истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда под номером №
Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными доказательствами.
Истец не имеет собственного жилого помещения, относится к категории лиц, которым жилые помещения подлежит предоставлению во внеочередном порядке, а ответчик, как орган местного самоуправления, не исполняет возложенные на него обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, в связи с чем, исковые требования прокурора Троицко-Печорского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о возможности предоставления истцу жилья в порядке очередности противоречат действующему законодательству, поскольку указанной категории граждан, к каковой относится истец, жилые помещения органом местного самоуправления подлежат предоставлению во внеочередном порядке. Помимо этого, действующим законодательством реализация права истца на получение жилья не может быть поставлена в зависимость от наличия, либо отсутствия у органа местного самоуправления свободного жилищного фонда. В противном случае, это лишает смысл предоставления Мишариной В.В. гарантированных государством льгот как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Определяя размер жилого помещения, необходимого в предоставлении истцу Мишариной В.В., суд соглашается с доводами прокурора и исходит из нормы 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Ранее положение Закона Республике Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» распространялось и на детей-сирот.
Статьей 10 названного Закона норма предоставления жилого помещения на одиноко проживающего гражданина составляла 33 кв.м. общей площади.
Законом Республики Коми от 13.12.2010 года № 141-РЗ с 01.01.2011 года категория детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа была исключена из перечня лиц, которые имели право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда в связи с изменившимся механизмом обеспечения такой категории лиц жилыми помещениями и в том числе с привязкой нормы обеспечения жилой площадью к норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдались принципы предсказуемости социальной политики, поддержания доверия граждан к закону, а также и к его правовой определенности, направленной на сохранение разумной стабильности правового регулирования, и установление соответствующих механизмов по сохранению и возможному увеличению объема социальных гарантий. Таким образом, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, а равно и ухудшает их положение по сравнению с гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
Помимо прочего, из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года №1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м., т.е., не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку администрация муниципального района «Троицко-Печорский», как орган местного самоуправления, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах Мишариной Валентины Васильевны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» предоставить Мишариной Валентине Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, пригодное для проживания, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям пгт. Троицко-Печорск, по нормам предоставления не менее 33 кв.м. общей площади, на состав семьи один человек.
Решение изготовлено на компьютере и подписано судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Р.В.Чулков