Дело № 12-20/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чердынь 30 мая 2023 г.
Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Яковлева И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Яковлева Ивана Игоревича на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 8 июля 2022 г., вынесенное в отношении Яковлева Ивана Игоревича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 8 июля 2022 г. Яковлев И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с конфискацией лома черных металлов.
Яковлев И.И., не согласившись с постановлением мирового судьи, обратился в районный суд с жалобой, в которой указал, что по приказу от 24 мая 2022 г. он является ответственным производителем работ по сносу зданий: многоквартирного дома по адресу: <адрес>, бани по адресу: <адрес>). Исполнитель в лице МБУ УБ принимает на себя обязательства в срок до 31 декабря 2022 г. оказать услуги по хранению (складированию) практически неопасных твердых бытовых отходов производства и потреблении заказчика с объектов на территории Чердынского района. В наименование отходов в том числе включены лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме. Указанные отходы относятся к 5 классу опасности. 28 мая 2022 г. на автомобиле КАМАЗ-6520 под управлением водителя ФИО4 вывозились отходы производственной деятельности, то есть строительный мусор, включающий в себя лом кирпичной кладки, остатки древесины, отходы черных металлов в виде арматуры и проволоки, старого листового железа, отходы черных металлов были складированы поверх остальных отходов. Фотоснимки, приобщенные к материалам дела, не содержат наличие в кузове автомобиля иных отходов производства, а фиксируют только наличие лома металла, находящегося поверх иного строительного мусора. Указанные снимки не подтверждают наличие в кузове металла весом около 4 тонн, поскольку на фотографии идет частичное отображение отходов металла. Понятые, которые могли бы подтвердить его доводы о нахождении в кузове кроме металлических, иных отходов, участия не принимали. Сами снимки выполнены не по правилам криминалистической фотосъемки, не оформлены в виде фототаблицы, не содержат привязки к автомобилю, пояснительных надписей. Из снимков не следует, что металлические изделия располагаются именно в кузове осматриваемого автомобиля. При задержании разбор и взвешивание металлического лома не производилось, вес определен визуально. Материалами дела не подтверждается факт осуществления им деятельности по обращению с ломом черного металла. Судом необоснованно сделаны выводы о том, что металлический лом транспортировался с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли, не имея документов, подтверждающих право собственности и лицензии на осуществление данного вида деятельности. Он не является субъектом привлечения к ответственности по вменяемой статье.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2023 г. решение Чердынского районного суда Пермского края от 15 сентября 2022 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В судебном заседании заявитель Яковлев И.И. доводы жалобы поддержал, дополнительно указал на истечение сроков давности для привлечения к административной ответственности.
Должностное лицо Отделения ГИБДД Отдела МВД России по Чердынскому городскому округу Мишулина Я.А. в судебное заседание не явилась, извещена.
Заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. N 616 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. N 616) в связи с участившимися случаями хищения цветных и черных металлов на объектах важнейших отраслей экономики, что ставит под угрозу нормальное их функционирование, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановлено, что физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации, реализацию лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и принадлежащего им на праве собственности. Юридические лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей граждане могут осуществлять обращение, использование и реализацию лома цветных и черных металлов, в случае если лом образовался у них в порядке, предусмотренном Законом N 89-ФЗ, либо если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанный лом.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно п. 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. №369 (далее - Правила), физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.
Согласно п. 3 указанных Правил обращения с ломом юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
В силу п. 20 Правил обращения с ломом при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами: путевой лист; транспортная накладная; удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов.
В силу приведенных норм транспортировка лома и отходов черных металлов может осуществляться только транспортной организацией или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, при наличии документов, указанных в пункте 20 Правил.
Нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 22 Правил).
Мировым судьей установлено, что 28 мая 2022 г. в 21:49 Яковлев И.И. на <адрес> осуществил транспортировку лома черных металлов в объеме около 4 тонн на автомашине КАМАЗ -6520 с государственным регистрационным знаком № регион, под управлением водителя ФИО4 с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли, не имея документов, подтверждающих право собственности и лицензии на осуществление данного вида деятельности, чем нарушил п. 34 ст. 12 № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вина Яковлева И.И. в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 9 июня 2022 г.; рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения; объяснениями ФИО4; объяснениями Яковлева И.И.; протоколом осмотра места происшествия от 28 мая 2022 г.; фотоматериалом; водительским удостоверением на имя ФИО7.; свидетельством о государственной регистрации транспортного средства; приказом ИП ФИО8 о назначении ответственного производителя работ Яковлева И.И. № 4 от 24 мая 2022 г.; договором № 47П-2022 на оказание услуг по хранению (складированию) практически неопасных отходов производства и потребления от 24 мая 2022 г. с приложениями, заключенным между МБУ «Управление благоустройства Соликамского городского округа» и ИП ФИО6; иными письменными доказательствами.
Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется.
Данных о какой-либо заинтересованности инспекторов ГИБДД либо сотрудника ОМВД в исходе дела не установлено.
Учитывая, что в момент выявления административного правонарушения необходимые документы, указанные в пункте 20 Правил, отсутствовали, а также принимая во внимание, что в соответствии с положениями статьи 13.1 Закона N 89-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. N 616 граждане не вправе осуществлять прием (скупку), учет, хранение и транспортировку металлического лома, если они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или не исполняют соответствующие трудовые функции, вывод суда о наличии в действиях Яковлева И.И. состава вмененного административного правонарушения является правильным.
Административное наказание назначено Яковлеву И.И. в пределах санкции ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности Яковлева И.И., его имущественного положения.
Суд второй инстанции не соглашается с квалифицирующим признаком, вмененным Яковлеву И.И. - «с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли» и исключает его из объема обвинения, как не нашедший подтверждения, при наличии в материалах дела муниципального контракта на снос многоквартирного дома и бани, договора подряда на снос многоквартирного дома и бани, а также договора на оказание услуг по хранению (складированию) практически неопасных отходов производства и потребления, а также не соглашается с вмененным нарушением п. 34 ст. 12 № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку из материалов дела не следует, что Яковлев И.И. осуществляет деятельность, связанную с обращением металлов.
Как следует из пояснений Яковлева И.И., в юридически значимый период он являлся учредителем ООО <данные изъяты> что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 15 сентября 2022 г., с данным юридическим лицом ИП ФИО6 заключил договор подряда от 27 мая 2022 г. на снос многоквартирного дома и бани по муниципальному контракту, из приказа № 4 от 24 мая 2022 г., изданного ИП ФИО6, следует, что ответственным производителем работ по муниципальному контракту является Яковлев И.И.
Учитывая, что Яковлев И.И. являлся ответственным лицом в рамках муниципального контракта по сносу зданий, в том числе и по организации вывоза отходов на полигон, и принимая во внимание осуществление водителем транспортировки лома черных металлов без документов, предусмотренных п. 20 Правил обращения с ломом при транспортировке лома и отходов черных металлов, суд первой инстанции обоснованно признал его субъектом вменяемого правонарушения.
В силу положений статей 4, 13.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на лом металлов у физических лиц возникает на общих основаниях (ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), и наличие права собственности на металлический лом является обязательным условием участия гражданина в правоотношениях, связанных с его обращением.
В то же время в силу части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 названного кодекса.
Из положений ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела не следует, что в рамках дела производилась процедура изъятия лома черного металла в качестве орудия либо предмета совершения административного правонарушения.
В ходе производства по делу установлено, что Яковлев И.И. не является собственником переданного ему на хранение лома черных металлов в объеме около 4 тонн, что следует из выписки из реестра муниципального имущества от 15 сентября 2022 г., поскольку доказательств происхождения лома черного металла из иных источников, кроме как добытых при сносе многоквартирного дома и бани, не имеется.
Учитывая, что на 9 июня 2022 г. объект - многоквартирный дом по адресу: <адрес>, и баня по адресу: <адрес>, с которых вывозился, в том числе лом черного металла, состояли в реестре муниципальной собственности (л.д. 61, 62), не были сняты с кадастрового учета, принадлежали МО «Чердынский городской округ», 31 октября 2022 г. снят с кадастрового учета объект «многоквартирный дом», 18 ноября 2022 г. снят с кадастрового учета объект «баня», в письменных пояснений юридическим лицом не указано на то, что им не следует возвращать находящийся на хранении Яковлева И.И. лом черного металла, в связи с чем суд приходит к выводу, что имущество подлежит передаче МО «Чердынский городской округ».
Из справки от 2 августа 2022 г., выданной АО «Тройка-Мет», следует, что вес лома черных металлов составляет 1, 960 тн, суд соглашается с указанным объемом, поскольку ранее вес данного имущества не уточнялся путем взвешивания.
Из резолютивной части постановления следует исключить указание на назначение Яковлеву И.И. административного наказания в виде конфискации лома черных металлов
На основании ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Учитывая, что судьей были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в материалах дела имеются сведения о согласии Яковлева И.И. на смс-извещение и информация о доставке смс-сообщения, оснований для признания постановления мирового судьи незаконным в этой части не имеется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Довод заявителя об истечении сроков давности для привлечения к административной ответственности является субъективным толкованием законодательства об административных правонарушениях и не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку Яковлев И.И. привлечен к административной ответственности в пределах срока давности.
По смыслу ч. 1 ст. 4. 5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (разъяснения п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 8 июля 2022 г., вынесенное в отношении Яковлева Ивана Игоревича по ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, жалобу Яковлева Ивана Игоревича удовлетворить частично.
Исключить из объема обвинения Яковлева Ивана Игоревича квалифицирующий признак «с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли», исключить вмененное нарушение п. 34 ст. 12 № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Из резолютивной части постановления исключить указание на назначение Яковлеву Ивану Игоревичу административного наказания в виде конфискации.
Передать собственнику - МО «Чердынский городской округ» лом черных металлов в объеме 1, 960 тн., находящийся на ответственном хранении Яковлева Ивана Игоревича.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Н.Н. Хорошева
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чердынь 30 мая 2023 г.
Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Яковлева И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Яковлева Ивана Игоревича на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 8 июля 2022 г., вынесенное в отношении Яковлева Ивана Игоревича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 8 июля 2022 г. Яковлев И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с конфискацией лома черных металлов.
Яковлев И.И., не согласившись с постановлением мирового судьи, обратился в районный суд с жалобой, в которой указал, что по приказу от 24 мая 2022 г. он является ответственным производителем работ по сносу зданий: многоквартирного дома по адресу: <адрес>, бани по адресу: <адрес>). Исполнитель в лице МБУ УБ принимает на себя обязательства в срок до 31 декабря 2022 г. оказать услуги по хранению (складированию) практически неопасных твердых бытовых отходов производства и потреблении заказчика с объектов на территории Чердынского района. В наименование отходов в том числе включены лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме. Указанные отходы относятся к 5 классу опасности. 28 мая 2022 г. на автомобиле КАМАЗ-6520 под управлением водителя ФИО4 вывозились отходы производственной деятельности, то есть строительный мусор, включающий в себя лом кирпичной кладки, остатки древесины, отходы черных металлов в виде арматуры и проволоки, старого листового железа, отходы черных металлов были складированы поверх остальных отходов. Фотоснимки, приобщенные к материалам дела, не содержат наличие в кузове автомобиля иных отходов производства, а фиксируют только наличие лома металла, находящегося поверх иного строительного мусора. Указанные снимки не подтверждают наличие в кузове металла весом около 4 тонн, поскольку на фотографии идет частичное отображение отходов металла. Понятые, которые могли бы подтвердить его доводы о нахождении в кузове кроме металлических, иных отходов, участия не принимали. Сами снимки выполнены не по правилам криминалистической фотосъемки, не оформлены в виде фототаблицы, не содержат привязки к автомобилю, пояснительных надписей. Из снимков не следует, что металлические изделия располагаются именно в кузове осматриваемого автомобиля. При задержании разбор и взвешивание металлического лома не производилось, вес определен визуально. Материалами дела не подтверждается факт осуществления им деятельности по обращению с ломом черного металла. Судом необоснованно сделаны выводы о том, что металлический лом транспортировался с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли, не имея документов, подтверждающих право собственности и лицензии на осуществление данного вида деятельности. Он не является субъектом привлечения к ответственности по вменяемой статье.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2023 г. решение Чердынского районного суда Пермского края от 15 сентября 2022 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В судебном заседании заявитель Яковлев И.И. доводы жалобы поддержал, дополнительно указал на истечение сроков давности для привлечения к административной ответственности.
Должностное лицо Отделения ГИБДД Отдела МВД России по Чердынскому городскому округу Мишулина Я.А. в судебное заседание не явилась, извещена.
Заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. N 616 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. N 616) в связи с участившимися случаями хищения цветных и черных металлов на объектах важнейших отраслей экономики, что ставит под угрозу нормальное их функционирование, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановлено, что физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации, реализацию лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и принадлежащего им на праве собственности. Юридические лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей граждане могут осуществлять обращение, использование и реализацию лома цветных и черных металлов, в случае если лом образовался у них в порядке, предусмотренном Законом N 89-ФЗ, либо если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанный лом.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно п. 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. №369 (далее - Правила), физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.
Согласно п. 3 указанных Правил обращения с ломом юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
В силу п. 20 Правил обращения с ломом при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами: путевой лист; транспортная накладная; удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов.
В силу приведенных норм транспортировка лома и отходов черных металлов может осуществляться только транспортной организацией или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, при наличии документов, указанных в пункте 20 Правил.
Нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 22 Правил).
Мировым судьей установлено, что 28 мая 2022 г. в 21:49 Яковлев И.И. на <адрес> осуществил транспортировку лома черных металлов в объеме около 4 тонн на автомашине КАМАЗ -6520 с государственным регистрационным знаком № регион, под управлением водителя ФИО4 с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли, не имея документов, подтверждающих право собственности и лицензии на осуществление данного вида деятельности, чем нарушил п. 34 ст. 12 № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вина Яковлева И.И. в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 9 июня 2022 г.; рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения; объяснениями ФИО4; объяснениями Яковлева И.И.; протоколом осмотра места происшествия от 28 мая 2022 г.; фотоматериалом; водительским удостоверением на имя ФИО7.; свидетельством о государственной регистрации транспортного средства; приказом ИП ФИО8 о назначении ответственного производителя работ Яковлева И.И. № 4 от 24 мая 2022 г.; договором № 47П-2022 на оказание услуг по хранению (складированию) практически неопасных отходов производства и потребления от 24 мая 2022 г. с приложениями, заключенным между МБУ «Управление благоустройства Соликамского городского округа» и ИП ФИО6; иными письменными доказательствами.
Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется.
Данных о какой-либо заинтересованности инспекторов ГИБДД либо сотрудника ОМВД в исходе дела не установлено.
Учитывая, что в момент выявления административного правонарушения необходимые документы, указанные в пункте 20 Правил, отсутствовали, а также принимая во внимание, что в соответствии с положениями статьи 13.1 Закона N 89-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. N 616 граждане не вправе осуществлять прием (скупку), учет, хранение и транспортировку металлического лома, если они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или не исполняют соответствующие трудовые функции, вывод суда о наличии в действиях Яковлева И.И. состава вмененного административного правонарушения является правильным.
Административное наказание назначено Яковлеву И.И. в пределах санкции ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности Яковлева И.И., его имущественного положения.
Суд второй инстанции не соглашается с квалифицирующим признаком, вмененным Яковлеву И.И. - «с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли» и исключает его из объема обвинения, как не нашедший подтверждения, при наличии в материалах дела муниципального контракта на снос многоквартирного дома и бани, договора подряда на снос многоквартирного дома и бани, а также договора на оказание услуг по хранению (складированию) практически неопасных отходов производства и потребления, а также не соглашается с вмененным нарушением п. 34 ст. 12 № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку из материалов дела не следует, что Яковлев И.И. осуществляет деятельность, связанную с обращением металлов.
Как следует из пояснений Яковлева И.И., в юридически значимый период он являлся учредителем ООО <данные изъяты> что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 15 сентября 2022 г., с данным юридическим лицом ИП ФИО6 заключил договор подряда от 27 мая 2022 г. на снос многоквартирного дома и бани по муниципальному контракту, из приказа № 4 от 24 мая 2022 г., изданного ИП ФИО6, следует, что ответственным производителем работ по муниципальному контракту является Яковлев И.И.
Учитывая, что Яковлев И.И. являлся ответственным лицом в рамках муниципального контракта по сносу зданий, в том числе и по организации вывоза отходов на полигон, и принимая во внимание осуществление водителем транспортировки лома черных металлов без документов, предусмотренных п. 20 Правил обращения с ломом при транспортировке лома и отходов черных металлов, суд первой инстанции обоснованно признал его субъектом вменяемого правонарушения.
В силу положений статей 4, 13.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на лом металлов у физических лиц возникает на общих основаниях (ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), и наличие права собственности на металлический лом является обязательным условием участия гражданина в правоотношениях, связанных с его обращением.
В то же время в силу части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 названного кодекса.
Из положений ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела не следует, что в рамках дела производилась процедура изъятия лома черного металла в качестве орудия либо предмета совершения административного правонарушения.
В ходе производства по делу установлено, что Яковлев И.И. не является собственником переданного ему на хранение лома черных металлов в объеме около 4 тонн, что следует из выписки из реестра муниципального имущества от 15 сентября 2022 г., поскольку доказательств происхождения лома черного металла из иных источников, кроме как добытых при сносе многоквартирного дома и бани, не имеется.
Учитывая, что на 9 июня 2022 г. объект - многоквартирный дом по адресу: <адрес>, и баня по адресу: <адрес>, с которых вывозился, в том числе лом черного металла, состояли в реестре муниципальной собственности (л.д. 61, 62), не были сняты с кадастрового учета, принадлежали МО «Чердынский городской округ», 31 октября 2022 г. снят с кадастрового учета объект «многоквартирный дом», 18 ноября 2022 г. снят с кадастрового учета объект «баня», в письменных пояснений юридическим лицом не указано на то, что им не следует возвращать находящийся на хранении Яковлева И.И. лом черного металла, в связи с чем суд приходит к выводу, что имущество подлежит передаче МО «Чердынский городской округ».
Из справки от 2 августа 2022 г., выданной АО «Тройка-Мет», следует, что вес лома черных металлов составляет 1, 960 тн, суд соглашается с указанным объемом, поскольку ранее вес данного имущества не уточнялся путем взвешивания.
Из резолютивной части постановления следует исключить указание на назначение Яковлеву И.И. административного наказания в виде конфискации лома черных металлов
На основании ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Учитывая, что судьей были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в материалах дела имеются сведения о согласии Яковлева И.И. на смс-извещение и информация о доставке смс-сообщения, оснований для признания постановления мирового судьи незаконным в этой части не имеется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Довод заявителя об истечении сроков давности для привлечения к административной ответственности является субъективным толкованием законодательства об административных правонарушениях и не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку Яковлев И.И. привлечен к административной ответственности в пределах срока давности.
По смыслу ч. 1 ст. 4. 5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (разъяснения п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 8 июля 2022 г., вынесенное в отношении Яковлева Ивана Игоревича по ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, жалобу Яковлева Ивана Игоревича удовлетворить частично.
Исключить из объема обвинения Яковлева Ивана Игоревича квалифицирующий признак «с целью дальнейшего отчуждения и извлечения прибыли», исключить вмененное нарушение п. 34 ст. 12 № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Из резолютивной части постановления исключить указание на назначение Яковлеву Ивану Игоревичу административного наказания в виде конфискации.
Передать собственнику - МО «Чердынский городской округ» лом черных металлов в объеме 1, 960 тн., находящийся на ответственном хранении Яковлева Ивана Игоревича.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Н.Н. Хорошева