Решение по делу № 33-2001/2023 от 26.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0018-01-2022-000694-25

№ 2-1230/2022

№33-2001/2023

Председательствующий судья первой инстанции

Мазалова М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 марта 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,

судей – Кирюхиной М.А., Синани А.М.,

при секретаре – Мустафаевой Э.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс», Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, третьи лица - Совет министров Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

по апелляционной жалобе представителя ФИО3, ФИО4ФИО1 на решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

В марте 2022 года ФИО3, ФИО4 обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО5, <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Исполнительным комитетом Уютненского сельского ФИО2, действующего от имени собственника жилого помещения - Территориальной общины Уютненского сельского ФИО2 <адрес> и ФИО3, на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГг. , был заключен договор социального найма, в соответствии с п. 1 которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат, общей площадью 64,8 кв. м., в том числе, жилой 40,6 кв.м., по адресу: <адрес>. ФИО3, ее сын - ФИО4, 1994 года рождения, зарегистрированы и постоянно проживают в данном жилом помещении, несут бремя его содержания. На момент подачи искового заявления в суд, спорное жилое помещение не находится в собственности Администрации Уютненского сельского поселения <адрес> Республики ФИО7, а также не стоит на балансе у ответчиков. Вышеуказанный договор социального найма имеет юридическую силу, сторонами не оспорен. Истцы не участвовали и не реализовали ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, собственниками объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации не значатся. Военный городок, на территории которого находилась спорная квартира, в настоящее время исключен из перечня закрытых военных городков. Решения органов местного самоуправления о включении жилого помещения в число служебных, не имеется. Полагают, что поскольку занимаемое истцами жилое помещение служебным не является, в закрытом военном городке не находится, право на однократную бесплатную приватизацию жилья истцы не использовали, оснований для отказа в приватизации не имеется, истцы фактически пользуются квартирой на условиях социального найма и имеют право на приватизацию спорной квартиры.

Определением Сакского районного суда Республики ФИО7, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Уютненского сельского поселения <адрес> Республики ФИО7, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО7, ФИО2 Республики ФИО7, (т.1 л.д.162-163)

Определением Сакского районного суда Республики ФИО7, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена <адрес> Республики ФИО7 (т.1 л.д.185)

Решением Сакского районного суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО3, ФИО4 отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель ФИО3, ФИО4ФИО11 подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В доводах жалобы указано, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, указав о незаконности договора социального найма, не учел, что спорная квартира не относится к служебным, не расположена на территории закрытого военного городска, а также, что квартира на балансе у ответчиков не состоит, право собственности и оперативного управления на нее не зарегистрировано, хотя Министерство обороны Российской Федерации должно было зарегистрировать свое право на квартиру. Не учтено и то, что истцы зарегистрированы в квартире на основании договора социального найма, в связи с чем имеют право на приватизацию.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3, ФИО4ФИО1 без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3, ФИО4ФИО1 без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ФИО3, ФИО4ФИО11, принимающая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, просила решение суда отменить по изложенным в апелляционной жалобе доводам, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ в суд апелляционной инстанции не явились. В адрес Верховного Суда Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, из материалов дела следует, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: ФИО5, <адрес>, в/ч 190, ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета и зарегистрирована по адресу: ФИО5, <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина РФ (т.1 л.д.41-42)

ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: ФИО5, <адрес> (т.1 л.д.43-44)

На основании решения Уютненского сельского ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> военного городска 190 Национального центра управления и испытания космических средств национального космического агентства Украины приобрела статус служебного.

Согласно акту приема-передачи жилого фонда НЦУИКС ЦККП в коммунальную собственность Уютненского сельского ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, образованная согласно решению исполкома Уютненского сельского ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, установила, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, передан в коммунальную собственность как служебное жилье, что также подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ о передаче 10 служебных квартир от ЦККП НЦУИКС в коммунальную собственность Уютненского сельского ФИО2, списком служебных квартир в <адрес>/ч 190 (2пл.) Национального центра и испытания космических средств, в который также включена <адрес> (т.1 л.д.135-138)

В материалы дела истцом представлен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Уютненским сельским ФИО2, действовавшим от имени Территориальной общины Уютненского сельского ФИО2 <адрес>, и ФИО3, согласно которому ФИО3 и членам ее семьи передано на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат, общей площадью 64,8 кв.м., в том числе, жилой 40,6 кв.м., по адресу: <адрес>. Совместно с ФИО3 вселяются ее дети – ФИО12, ФИО4, ФИО4 (т.1 л.д.202-205)

На основании распоряжения ФИО2 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ -Р/6дсп с учетом изменений, внесенных распоряжением ФИО2 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ -р/7дсп, распоряжением ФИО2 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ -р/41дсп <адрес>, расположенная по адресу: ФИО5, <адрес> передана из государственной собственности Республики ФИО7 в федеральную собственность для нужд Министерства обороны Российской Федерации и на основании данных 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России относится к специализированному жилищному фонду. Балансодержателем жилого помещения является ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России (т.1 л.д.32-33,36-37, 113-119).

Согласно акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ФИО2 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ -р/7дсп «О внесении изменения в распоряжение ФИО2 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ -р/6дсп» и уточненному акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в оперативное управление Федерального казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передано недвижимое имущество, включая земельные участки в границах военного городка, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а также, жилые помещения специализированного жилого фонда согласно перечню, в который включена <адрес> (т.1 л.д.113, 82-86)

Согласно ответу военного комиссариата городов Евпатория, Саки, <адрес> Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ личного дела ФИО3 на учете не имеется (т.1 л.д.157)

В ответе филиала ГУП РК «Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ представлены технические характеристики объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: ФИО5, <адрес>, относящегося к имуществу ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: ФИО5, <адрес> ЕГРН отсутствуют, что следует из ответа Госкомрегистра Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4, суд первой инстанции руководствовался ст. 92 ЖК РФ, исходил из того, что жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО5, <адрес> относится к специализированному жилому фонду, в связи с чем у истцов отсутствует право на приватизацию указанного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст.2 Федерального закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

В соответствии с и. 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.

Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики рым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Пунктами 1, 2 постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/44 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украина) учитывается как собственность Республики Крым.

Статьей 10 Закона Республики Крым № 38-3PK от 31.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» определено, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется на основании заявления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также прилагаемых к нему документов.

Согласно ст. 7 Закона Республики Крым № 46-ЗРК от 08.08.2014 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» имущество Республики Крым может быть передано в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти Российской Федерации для их размещения, а также осуществления управленческих целей. Решения о передаче имущества Республики Крым в безвозмездное пользование принимаются Советом министров Республики Крым.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 (в ред. от 12 декабря 2017 года) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 указанного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

17 декабря 2014 года создано ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, которое является территориальным подразделением Департамента военного имущества Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.

В силу ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу ч.3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации и оперативном управлении в ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации".

Согласно ст.118 ЖК Украины, действовавшей на момент предоставления жилого помещения ФИО3, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Статья 122 ЖК Украины определяет, что на основании решения о предоставлении служебного помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что истец не может занимать спорное жилое помещение по договору социального найма, и не имеет право приватизировать его.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорная квартира не входит в границы военного городка несостоятелен, поскольку данные обстоятельства не нашли свое подтверждение материалами дела. Согласно информации ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время границы земельного участка военного городка в соответствии с действующим законодательством РФ не установлены.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорная квартира не относится к служебному жилому помещению и не состоит на балансе у ответчиков, право собственности и оперативного управления не зарегистрировано, в связи с чем может быть приватизирована истцами, судебная коллегия отклоняет, поскольку отсутствие зарегистрированного права оперативного управления, права собственности при наличии неотмененного распоряжения Совета министров Республики Крым о передаче квартиры в федеральную собственность для нужд Министерства обороны Российской Федерации в качестве специализированного жилья не свидетельствует об отсутствии права собственности Министерства обороны Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении требований о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, признав незаконным договор социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе выяснение судом оснований и условий заключения договора социального найма не свидетельствует о том, что суд вышел за пределы исковых требований.

Иные доводы апелляционной жалобы заявителя аналогичны тем, которые были предметом рассмотрения суда и мотивировано отклонены, не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка им дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3, ФИО4ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья      Н.Н. Заболотная

Судьи: М.А. Кирюхина

А.М. Синани

33-2001/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гиоев Алан Альбертович
Гиоева Оксана Владимировна
Ответчики
Министерство обороны РФ (МО РФ) ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Администрация Уютненского сельского поселения
ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС"
Другие
Хмелева Татьяна Викторовна
Администрация Сакского района Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
26.01.2023Передача дела судье
01.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2023Передано в экспедицию
01.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее