Дело № 2-177/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шатрово «22» июля 2014 года
Шатровский районный суд Курганской области
в составе председательствующего: судьи ХрамовойМ.С.,
при секретаре ЗагвоздинойЛ.З.,
с участием заместителя прокурора Шатровского района Курганской области ЛогиновскихТ.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шатровского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Камышевского сельсовета о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Шатровского района Курганской области обратился в Шатровский районный суд Курганской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Камышевского сельсовета о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной на южной окраине между селом и сельским кладбищем.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Камышевского сельсовета Шатровского района, в ходе которой установлено, что на территории Камышевского сельсовета на южной окраине между селом и кладбищем неустановленными лицами организована несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст.11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Исходя из требований ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.4, ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Понятие «несанкционированная свалка» используется в правовых актах и обозначает территорию, не предназначенную, но используемую для размещения на ней отходов без разрешения органов исполнительной власти. Образование и функционирование несанкционированной свалки никаким образом действующим законодательством не регулируется, поскольку существование такой свалки является нарушением действующих санитарных правил и правовых норм в области охраны здоровья населения и окружающей среды.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В силу требований п.п. 1.13, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места.
В соответствии с п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки). Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов не допускается.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Между тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего федерального законодательства на территории Камышевского муниципального образования района в с.Камышевка, вблизи от жилых домов расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора, которая представляет собой участок местности площадью около 150кв.м.
Данный участок местности в установленном порядке не выделен для размещения на нем отходов потребления.
Указанная несанкционированная свалка в данном случае образовалась путем выбрасывания гражданами в неустановленном для этих целей месте бытовых отходов и мусора (отходов потребления), образовавшихся в результате жизнедеятельности населения.
В нарушение вышеуказанных требований природоохранного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства полномочия по решению вопросов местного значения администрацией Камышевского сельсовета должным образом не реализуются, мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на вышеуказанной несанкционированной свалке не производятся, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Вышеуказанная несанкционированная свалка представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, существует реальная угроза возгорания бытовых отходов и мусора, находящихся в черте населенного пункта, а также возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения.
Представитель ответчика администрации Камышевского сельсовета Шатровского района Курганской области ПетелинаГ.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о признании исковых требований прокурора с просьбой принятия судом признание иска, просит рассмотреть дело без ее участия (л.д.20).
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Шатровского района Курганской области ЛогиновскихТ.Л. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Согласно ч.1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В силу ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком администрацией Камышевского сельсовета Шатровского района Курганской области, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Шатровского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Камышевского сельсовета Шатровского района Курганской области организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной на южной окраине с.Камышевка между селом и сельским кладбищем.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
Председательствующий: судья М.С.Храмова