Дело № № Председательствующий – судья ФИО7
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № – №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – ФИО13,
судей – ФИО14
при секретаре ФИО10,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФМС России по РИ на решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд, ссылаясь на то, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, при очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, УФМС России по РИ им сообщило об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца и об исключении из Сводного списка вынужденного переселенца в связи с получением коттеджа в рамках реализации совместной программы Республики Ингушетия и Швейцарского Управления развития и сотрудничества (ШУРС), а также в связи с наличием регистрации права собственности на домовладение по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 101,1 кв.м.
Заявители просят суд признать действия ответчиков неправомерными, обязать УФМС России по Республике Ингушетия продлевать им статус вынужденного переселенца на один год с момента вступления решения в законную силу и восстановить в базе данных вынужденных переселенцев, обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия восстановить их в Сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением суда требования заявителей удовлетворены.
На данное решение суда УФМС России по РИ подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ФИО11 просит удовлетворить жалобу представителя УФМС России по РИ в части удовлетворения требований к УФМС России по РИ.
Представитель заявителей ФИО12 просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Заявители и представитель УФМС России по РИ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, заявители являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики.
Согласно письму УФМС России по РИ от 26.08.2014г. №№ и № сообщило об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца и об исключении из Сводного списка в связи с получением коттеджа в рамках реализации совместной программы Республики Ингушетия и Швейцарского Управления развития и сотрудничества, а также в связи с наличием регистрации права собственности за ФИО6 ФИО15 на домовладение по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 101,1 кв.м.
Между тем при наличии обязанности доказывания своих доводов согласно ст. 56 ГПК РФ, а также правил разграничения обязанности доказывания при рассмотрении дел, возникших из публичных правоотношений, УФМС России по РИ не представлены доказательства регистрации права собственности на домовладение по адресу: РИ, <адрес>.
Напротив, в материалах дела имеется ответ начальника отдела предоставления информации о зарегистрированных правах Росреестра по РИ об отсутствии сведений о наличии за ФИО6 А.Х. на территории РИ права собственности на объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель заявителей подтвердила наличие коттеджа, предоставленного заявителям в рамках реализации совместной программы РИ и ШУРС, который представляет собой жилое помещение общей площадью 28,65м2, то есть фактически при составе семьи заявителя численностью в 4 человека, на каждого члена семьи полагалось бы менее 8 м2 от общей площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что заявители и члены их семьи в составе 4 человек не могут быть признаны жилищно обустроенными ввиду недостаточного количества квадратных метров жилья, исходя из норм предоставления жилого помещения вынужденным переселенцам (18 м2 на одного человека).
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Кроме того согласно Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" УФМС России по РИ в пределах своей компетенции имело возможность проверить информацию относительно наличия либо отсутствия в собственности жилого помещения у вынужденного переселенца, такая возможность имелась у УФМС России по РИ в том числе и в соответствии с Регламентами, утвержденными приказами ФМС России от 20.12.2007 N 465 и от 29.06.2012 N 218.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия УФМС России по РИ нарушают закрепленные Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года права заявителей.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В ходе судебного заседания установлено, что заявители покинули место постоянного проживания безвозвратно, нуждаются в жилищном обустройстве.
Утверждение заявителей о том, что они не обустроены на новом месте жительства и имеются препятствия для жилищного обустройства, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнуто, жилищная обустроенность заявителей ответчиком также не доказана.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В соответствии со ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. N4530-1 органы государственной и муниципальной власти предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации указанных положений Закона, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с абз. 15 части II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" участниками подпрограммы являются граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.п. «ж» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы.
Между тем судебная коллегия находит удовлетворение требований заявителей к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия необоснованным, так как заявителями не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в данной части требования заявления подлежат оставлению без рассмотрения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, изменить.
Требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу УФМС России по РИ – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО13