Дело 2-66/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 января 2020 года п. Новосергиевка
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Халепа Т.Е.,
при секретаре Емельяновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области», муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Горная основная общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Новосергиевский район Оренбургской области», МОБУ «Горная ООШ» об обязании устранить нарушения требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района установлено, что в МОБУ «Горная основная общеобразовательная школа» антитеррористическая защищенность не соответствует предъявляемым требованиям: отсутствует ограждение (забор) спортивной площадки МОБУ «Горная ООШ». Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
Просил обязать администрацию МО «Новосергиевский район» Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить МОБУ «Нестеровская средняя общеобразовательная школа» необходимые денежные средства для установки ограждения (забора) спортивной площадки МОБУ «Горная основная общеобразовательная школа», расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189. Также просил обязать МОБУ «Горная основная общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства об образовании, а также антитеррористической защищенности, путем установки ограждения (забора) спортивной площадки МОБУ «Горная основная общеобразовательная школа», расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189.
В судебном заседании представитель прокурора Новосергиевского района, представитель ответчика МОБУ «Нестеровская СОШ», представитель ответчика администрации МО «Новосергиевский район Оренбургской области», представитель третьего лица МКУ «Отдел образования администрации МО «Новосергиевского района Оренбургской области», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО «Новосергиевский район Оренбургской области» Бурцева И.А. представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, указав, что учредителем МОБУ «Нестеровская СОШ», согласно Уставу, является МКУ «Отдел образования муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области». Деятельность МОБУ «Нестеровская СОШ» финансируется учредителем. Решение суда может быть реализовано только при финансировании образовательного учреждения учредителем. С соответствующими заявками МОБУ «Нестеровская СОШ» к администрации муниципального района не обращалась.
Представитель ответчика МОБУ «Горная ООШ» представила письменное заявление, в котором указала, что признает исковые требования в полном объеме.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что учредителем МОБУ «Горная ООШ» является администрация МО «Новосергиевский район Оренбургской области». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области осуществляет МКУ «Отдел образования муниципального образования Новосергиевского района Оренбургской области». Здание и спортивную площадку МОБУ «Горная ООШ», расположенное по адресу <адрес>, посещают неопределенное количество человек, в том числе ученики.
Из информации о состоянии антитеррористической защищенности образовательных организаций Новосергиевского района в МОБУ «Горная ООШ» следует, что отсутствует ограждение (забора) спортивной площадки.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела фото-таблицей и не оспариваются ответчиками.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Положения п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» устанавливают обязанность образовательного учреждения по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов борьбы с терроризмом являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Целью противодействия терроризму в России является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основной задачей противодействия терроризму в числе прочих, является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов, инфраструктуры и объектов жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму» в ст. 3 определяет, что профилактика терроризма заключается в предупреждении терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, под которым понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В силу ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п.7.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» охрана здоровья учащихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, установлено, что настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.
Пунктом 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
В соответствии с п. 3.1 указанных санитарных правил, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена.
В соответствии со ст. 25 Устава муниципального образования «Новосергиевский район» администрация наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.
В соответствии с п. 1.4, 1.5 Устава МОБУ «Горная ООШ» учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Новосергиевский район» Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя и собственника бюджетного учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Новосергиевский район» Оренбургской области.
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 29).
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
Суд соглашается с доводами истца о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Осуществление деятельности школы, которая является объектом с массовым пребыванием людей, в отсутствие ограждения (забора) спортивной площадки школы не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Отсутствие состояния защищенности школы перед возможными террористическими актами создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, массовой гибели людей.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования прокурора, а доводы ответчика отклоняет ввиду их необоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.4.2.2821-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2010 ░░░░ № 189.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.4.2.2821-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2010 ░░░░ № 189.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░