№3а-1261/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.,
при ведении протокола секретарем Румянцевым М.С.,
с участием прокурора Ярёменко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1261/2021 по административному исковому заявлению Избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы Орловой А.Ю., выдвинутой в составе зарегистрированного списка кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу»,
у с т а н о в и л :
Избирательная комиссия Московской области обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы Орловой А.Ю., выдвинутой в составе зарегистрированного списка кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу».
В обоснование заявленных административных требований указано, что 21 июля 2021 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу» в Избирательную комиссию Московской области представлены документы для регистрации списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу. В составе указанного списка кандидатов в территориальной группе №17 (соответствует территории Пушкинского одномандатного избирательного округа №17) выдвинута кандидат Орлова А.Ю.. В числе документов, необходимых для выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию Московской области были представлены сведения о размере и об источниках доходов указанного кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом, на момент рассмотрения вопроса о регистрации списка кандидатов Избирательная комиссия Московской области не располагала сведениями о владении кандидатом Орловой А.Ю. иностранными финансовыми инструментами. Решением Избирательной комиссии Московской области от 31 июля 2021 года №217/2112-6 список кандидатов по единому округу, выдвинутый избирательным объединением «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» был зарегистрирован.
В ходе проведения проверки 24.08.2021 года Центральной избирательной комиссией РФ направлен запрос в Центральный банк Российской Федерации с просьбой сообщить о наличии акций и иных ценных бумаг у ряда кандидатов, в том числе кандидата Орловой А.Ю. Согласно ответу на указанный запрос Центральным банком РФ предоставлены сведения о наличии акций и иных финансовых инструментов у кандидатов. Соответствующие сведения в электронном виде поступили в Избирательную комиссию Московской области 02.09.2021 г. В результате проведения проверки установлено, что кандидат Орлова А.Ю. по состоянию на 26.07.2021 года владеет иностранными финансовыми инструментами. Таким образом, Избирательной комиссией Московской области установлено, что Орлова А.Ю. не выполнила обязанность, предусмотренную частью 4.3 статьи 21 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» и на момент представления документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, не осуществила отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Как полагает административный истец, вышеуказанные обстоятельства являются основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы Орловой А.Ю., выдвинутой в составе зарегистрированного списка кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу».
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Московской области по доверенности Горячих А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу» Гунько А.В. в судебном заседании предоставил письменные возражения относительно заявленных требований, оставив при этом решение по существу на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании доверенности Гетманская О.Ю. поддержала заявленные требования, предоставив письменную позицию по административному делу, полагая иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик - кандидат Орлова А.Ю., выдвинутая в составе зарегистрированного списка кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу», будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, возражений относительно заявленных требований, ходатайств об отложении слушания не заявляла.
При этом, судом предприняты исчерпывающие меры к извещению административного ответчика Орловой А.Ю. о времени и месте судебного заседания, посредством почтовой связи по адресу ее места жительства, указанному при обращении в избирательную комиссию, номерам телефонов, содержащихся в представленных документах, в том числе по месту работы <данные изъяты> где Орлова А.Ю. является генеральным директором (указанные телефонные звонки абонентом оставлены без ответа), а также посредством WhatsApp, по которому было направлено извещение с приложением административного иска и определением Московского областного суда от 08 сентября 2021 года о принятии его к производству, проведении подготовки и назначении судебного заседания, которое было прочитано адресатом.
Согласно рапорту оперуполномоченного ГУР ОП по городскому Красноармейск МУ МВД России «Пушкинское» Рвачева К.В., 08.09.2021 года в целях вручения уведомления о слушании настоящего административного дела Орловой А.Ю. им осуществлен выезд по адресу: <данные изъяты>. Однако, по указанному адресу установить местонахождение Орловой А.Ю. не представилось возможным.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ярёменко Е.В., полагавшей необходимым заявленные требования удовлетворить, Московский областной суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Пунктами 1, 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ закреплено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Установлено и следует из материалов дела, что 21 июля 2021 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу» в Избирательную комиссию Московской области представлены документы для регистрации списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу.
В составе указанного списка кандидатов в территориальной группе №17 (соответствует территории Пушкинского одномандатного избирательного округа №17) выдвинута кандидат Орлова А.Ю..
В числе документов, необходимых для выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию Московской области были представлены сведения о размере и об источниках доходов указанного кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 31 июля 2021 года №217/2112-6 список кандидатов по единому округу, выдвинутый избирательным объединением «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», был зарегистрирован.
В соответствии с частью 4.3 статьи 21 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» кандидат в депутаты Думы обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Понятие «иностранные финансовые инструменты» используются в значении, определенном частью 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В силу положений пункта 6.3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
Пунктом 6.4 статьи 33 данного Федерального закона предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 поименованного федерального закона).
Такой порядок взаимодействия избирательных комиссий и Центрального банка Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, урегулирован Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.05.2016 г. №4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» (далее – Указание).
Исходя из содержания пункта 1 Указания при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, Центральная избирательная комиссия России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы».
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектами Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при ЦИК России.
Из изложенного следует, что проверка сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов ЦИК России и Банка России.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» Избирательной комиссией Московской области была осуществлена проверка документов, представленных избирательным объединением Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в отношении кандидатов, включенных в список кандидатов по единому округу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 августа 2021 года ЦИК России направлен запрос в Центральный банк Российской Федерации с просьбой сообщить о наличии, в том числе у кандидата Орловой А.Ю. иностранных финансовых инструментов.
В ответ на указанный запрос с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации от кредитной организации <данные изъяты> поступила информация о том, что Орлова А.Ю. по состоянию на 26 июля 2021 года владеет следующими иностранными финансовыми инструментами - <данные изъяты>.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» под иностранными финансовыми инструментами, в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Кроме того, ЦИК России в кредитную организацию <данные изъяты>, представившую такие сведения, 31 августа 2021 года дополнительно был направлен запрос информации о владении Орловой А.Ю. ценными бумагами, эмитированными иностранными организациями, а также запрос информации о международном идентификационном коде ценных бумаг (ISIN) в отношении указанного кандидата.
При этом, 31 августа 2021 года <данные изъяты> в адрес ЦИК России был направлен официальный ответ, в котором подтверждалась ранее представленная ЦИК России информация в отношении Орловой А.Ю. и сообщались ISIN соответствующих ценных бумаг.
Указанные ISIN также отображаются на официальном сайте Национального расчетного депозитария (www.isin.ru) при вводе их реквизитов в разделе «Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к нерезидентам относятся, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Вышеуказанные компании <данные изъяты> не являются российскими юридическими лицами, поскольку соответствующая организационно-правовая форма российским законодательством не предусмотрена, сведения о них отсутствуют в Едином государственном реестре юридических лиц.
Между тем, на момент рассмотрения вопроса о регистрации списка кандидатов Избирательная комиссия Московской области не располагала сведениями о владении кандидатом Орловой А.Ю. указанными иностранными финансовыми инструментами.
На основании подпункта «и» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Анализ имеющихся в материалах административного дела доказательств позволяет суду придти к выводу о наличии законных оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы Орловой А.Ю., выдвинутой в составе зарегистрированного списка кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу», поскольку данный кандидат на дату представления документов для регистрации списка кандидатов и по настоящее время владеет иностранными финансовыми инструментами.
В нарушение части 4.3 статьи 21 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы» кандидат в депутаты Орлова А.Ю. не выполнила обязанность закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
С учетом изложенного выше, не могут быть признаны обоснованными доводы административного ответчика - избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о недоказанности факта наличия во владении Орловой А.Ю. иностранных финансовых инструментов.
В целях реализации возложенных в соответствии с действующим законодательством полномочий Избирательная комиссия Московской области 07 сентября 2021 года приняла решение №227/2129-6 «Об обращении в Московский областной суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Орловой А.Ю., выдвинутой в составе зарегистрированного списка кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу», что соответствует требованиям пункта 9 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При этом, утверждение административного ответчика - избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о незаконности вышеназванного решения Избирательной комиссии Московской области, в связи с не извещением данного избирательного объединения о выявленных в отношении кандидата Орловой А.Ю. нарушениях, основано на неверном толковании нормы пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ, исходя из положений которой, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию.
В рамках настоящего административного дела подлежат рассмотрению требования об отмене регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты Московской областной Думы Орловой А.Ю., а не решение избирательной комиссии о регистрации данного кандидата.
Кроме того, под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
В то же время, выявленное в отношении кандидата Орловой А.Ю. нарушение, выразившееся во владении последней иностранными финансовыми инструментами, к очевидным нарушениям не относится и может быть установлено только в ходе дополнительной проверки.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Избирательной комиссии Московской области удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Московской областной Думы Орловой А.Ю., выдвинутой в составе зарегистрированного списка кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по единому избирательному округу».
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья А.А.Палагина