г.Санкт-Петербург
Дело № 2-5589/16 07 ноября 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Морозовой С.Г.,
при секретаре Гавриловой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мигириной Л.Н. к Дмитриевой Е.А., Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на квартиру
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Дмитриевой Е.А., Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на квартиру, указав, что 29.12.2015 года умерла мать истца - Ф.Е.М.. Истец является ее единственной наследницей по закону первой очереди, в связи с чем в установленный срок обратилась к нотариусу И.И.Б. с целью оформления наследства. 30.04.2016 года нотариус вынес постановление об отказе в совершении нотариального действия, указав, что для получения свидетельства о праве на наследство были представлены договор передачи квартиры в совместную собственность граждан; соглашение об определение долей в праве собственности на квартиру, уведомление Poсcpeecтpa об отсутствии информации о зарегистрированных правах на квартиру. Договором приватизации <№> от 02.09.1993 года указанная квартира была передана в совместную собственность истца, матери Ф.Е.М. дочери истца - С.В.Ю. и внучки - Дмитриевой Е.А. -1.03.2014 года С.В.Ю. умерла, после которой наследство приняла ее дочь - Дмитриева Е.А., истец от наследственных прав отказалась. 04.09.2014 года было составлено нотариально удостоверенное соглашение об определении долей в праве собственности на квартиру, которым были определены доли: 1/4 доля - в собственность истца, 1/4 доля – в собственность Ф.Е.М., 1/4 доля - в собственность Дмитриевой Е.А., 1/4 доля – в собственность умершей С.В.Ю. Однако указанное соглашение так и не было передано Ф.Е.М. и Дмитриевой Е.А. в органы Росреестра. В порядке статей 1110 и 1112 ГК РФ истец является правопреемником Ф.Е.М., как ее наследница. В соответствии со статьей 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
В судебном заседании истец Мигирина Л.Н. заявила ходатайство об отказе от требований к Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности, определением от 05.10.2016 года в указанной части производство по делу было прекращено (л.д.83).
Истец Мигирина Л.Н. поддержала полностью доводы иска, пояснив, что после смерти С.В.Ю., ее дочери она и Дмитриева Е.А. (дочь С.В.Ю.) являются единственными наследниками, спор по праву отсутствует, при жизни С.В.Ю. при оформлении наследства была достигнута договоренность с Дмитриевой Е.А. и Ф.Е.М. (матерью истца) об оформлении за истцом ? доли, однако надлежащим образом право не было зарегистрировано, Ф.Е.М. умерла 29.12.2015 г., что исключает оформление наследства во внесудебном порядке.
Ответчик Дмитриева Е.А. иск признала в полном объеме.
Последствия статьи 173 ГПК РФ разъяснены ответчику в отдельном заявлении, приобщенном к материалам дела.
В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что вышеуказанные обстоятельства судом не установлены, суд принял признание иска.
Ответчик Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил.
Суд в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть материалы иска в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, представителей сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства, учитывая принятие признания иска ответчиком, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 29.12.2015 года умерла мать истца - Ф.Е.М.. Истец является ее единственной наследницей по закону первой очереди, в связи с чем в установленный срок обратилась к нотариусу И.И.Б. с целью оформления наследства. 30.04.2016 года нотариус вынес постановление об отказе в совершении нотариального действия, указав, что для получения свидетельства о праве на наследство были представлены договор передачи квартиры в совместную собственность граждан; соглашение об определение долей в праве собственности на квартиру, уведомление Poсcpeecтpa об отсутствии информации о зарегистрированных правах на квартиру. Договором приватизации <№> от 02.09.1993 года указанная квартира была передана в совместную собственность истца, матери Ф.Е.М., дочери истца - С.В.Ю. и внучки - Дмитриевой Е.А. -1.03.2014 года С.В.Ю. умерла, после которой наследство приняла ее дочь - Дмитриева Е.А., истец от наследственных прав отказалась. 04.09.2014 года было составлено нотариально удостоверенное соглашение об определении долей в праве собственности на квартиру, которым были определены доли: 1/4 доля - в собственность истца, 1/4 доля – в собственность Ф.Е.М., 1/4 доля - в собственность Дмитриевой Е.А., 1/4 доля – в собственность умершей С.В.Ю. Однако указанное соглашение так и не было передано Ф.Е.М. и Дмитриевой Е.А. в органы Росреестра. В порядке статей 1110 и 1112 ГК РФ истец является правопреемником Фоминой Е.М., как ее наследница. В соответствии со статьей 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Истица является наследником первой очереди.
Отсутствие государственной регистрации прав на квартиру не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорной квартиры в наследственную массу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56,67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Мигириной Л.Н., <дата> рождения, <сведения о личности>, право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру <№> дома <№> корпус <№> по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления окончательного текста решения подачей апелляционной жалобы или представления через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: Морозова С.Г.
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2016 года.